Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 20 марта подписал постановление о внесении изменений в «Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ». Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Проектом постановления предлагается дополнить категорию потребителей «Население» религиозными организациями, приобретающими газ для его использования в котельных всех типов и (или) оборудовании, находящихся у них на праве собственности или ином законном основании, для производства электро- и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд на объектах, специально предназначенных для богослужения, молитвенных и религиозных собраний. Ранее в эту категорию входили собственники и наниматели жилья, коммунальные и управляющие компании, а также садоводческие товарищества.
Документ «подготовлен министерством энергетики РФ в связи с поручением правительства РФ от 12.02.2020 № ЮБ-П9-837 на основании обращения Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 05.11.2019 № 01/6250».
Теперь религиозные организации смогут платить за газ на 20% меньше. Например, регулируемая оптовая цена на газ «Газпрома» для промышленности в Московской области составляет 4903 рублей за тысячу кубометров, а для населения — 3921 рублей.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что вряд ли кто-то сможет измерить эффективность воздействия этих привилегий. Привилегии возникают из попытки уравнять шансы конфессиональной конкуренции. «Увеличить шансы — это политически разумно, но этически неприлично. Например, протестантские конфессии Запада очень сильны и для поддержки своих организаций денег не жалеют. То же касается и ислама — турки и египтяне крайне активны в продвижении ислама и тратят большие средства для поддержки».
Стоит отметить, что в постановлении нет прямого указания на то, о каких именно религиозных организациях идет речь. Это и понятно, так российская конституция и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» напрямую запрещают установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в отношении любой из религий.
Однако судя по ряду косвенных признаков, а также по тому, что обращение в правительство направлено от имени Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, можно с высокой долей уверенности предполагать, о религиозных организациях какой конфессии идет речь.
«В целом вопрос привилегий не такой уж простой, — считает Дмитрий Журавлев. — С одной стороны, свобода совести предполагает равноправие религий. Но, с другой стороны, представители других конфессий (не православных) имеют, например, существенную поддержку своих иностранных центров. В российском законодательстве закреплено понятие традиционной религии, которое юридически не предполагает наличие привилегий, но предполагает их наличие с логической точки зрения. И таким образом ссылка на понятие традиционной религии позволяет уравновесить эту иностранную поддержку поддержкой традиционной (православной) религии со стороны государства».
«Мы понимаем, что мусульманские организации, например, и так получат льготы в Татарстане или Башкортостане. Точно так же, как эти льготы и так получат организации РПЦ, например, в центральных регионах России. Фактически это постановление закрепляет данный статус-кво и позволит закрепить эти льготы, тем самым внеся в их получение ясный правовой статус», — считает эксперт.
Так что никакой из религий в скидке на газ не откажут.