Posted 24 марта 2021,, 13:33

Published 24 марта 2021,, 13:33

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Неизвестная нефтяная героиня ушедшей эпохи Трампа

24 марта 2021, 13:33
На пике сланцевого бума иммигрантка из Бирмы неплохо заработала на продаже нефтегазоносных участков своим бывшим соотечественникам

Политикой экс-президента США Дональда Трампа по распределению земель для добычи нефти и газа смогли воспользоваться не только профильные игроки отрасли. Американка бирманского происхождения Леви Сап Ней Тханг, не имея никакого опыта работы в энергетическом секторе, за последние месяцы президентства Трампа умудрилась заключить почти 300 договоров аренды нефтегазоносных участков общей площадью 133 тысячи акров (532 кв. километра) в 12 штатах, а затем перепродать некоторые из них доверчивым соотечественникам. О том, как ей удалось провернуть эту авантюру, граничащую с мошенничеством, рассказывается в недавнем материале Reuters.

Начиная с прошлого июля Леви Сап Ней Тханг, ранее занимавшаяся парфюмерным бизнесом, потратила на участие в федеральных аукционах по предоставлению земель для добычи нефти и газа около $3,7 млн. Как удалось выяснить Reuters, получив право на тот или иной участок, предприимчивая уроженка Мьянмы тут же пыталась перепродать его своим соотечественникам, и эта стратегия оказалась вполне успешной.

Корреспонденты Reuters обнаружили четыре случая, когда Тханг продала один или несколько договоров аренды бирманским иммигрантам по ценам, которые от полутора до 13 раз превышали ее вложения. Самой крупной из этих сделок оказалась продажа прав аренды двух участков в Нью-Мексико. Заплатив за них прошлым летом примерно $200 тысяч, Тханг перепродала их владелице суши-бизнеса из Техаса по имени Тха Син за $510 тысяч.

Общую прибыль удачливой спекулянтки Reuters определить не удалось, однако трое покупателей сообщили агентству, что знают много других людей, которые воспользовались ее услугами. Один из этих покупателей рассказал, что в прошлом октябре Тханг пригласила несколько десятков своих клиентов на личную встречу в Вайоминг. На фотографиях и видеороликах, размещенных на ее странице в Facebook, она запечатлена с группами улыбающихся людей, сообщая им, что воспринимает их как «друзей, братьев, сестер и семью».

Обратившись к кадастровым данным США (как федеральным, так и отдельных штатов), корреспонденты Reuters обнаружили, что Тханг не передала права аренды тем четырем покупателям, которые рассказали агентству о своих сделках. Только два из почти 300 договоров аренды земель, которые оказались в распоряжении Тханг по итогам аукционов на уровне штатов и на федеральных аукционах, перешли к новому лицу. Для передачи права на аренду покупатель и продавец должны подать заявление в земельное управление штата или в соответствующий федеральный орган, но корреспонденты Reuters не смогли выяснить, почему Тханг по-прежнему числится обладателем прав на участки, которые уже выкуплены другими людьми.

Этот момент весьма удивил адвоката Джеффа Воана, представляющего интересы суши-предпринимательницы Тха Син, которая заключила с Тханг договор о продаже прав аренды еще в начале прошлого сентября. Сама Тха Син сказала, что ее тронули духовные мотивы видеороликов Тханг в Facebook. «Все наши деньги взял человек, которому мы верили и доверяли, который все время говорил о боге», — добавила она. Трое других покупателей сообщили Reuters, что просили Тханг вернуть деньги — одному удалось получить их назад полностью, а другой вернул только часть.

Масштабы деятельности бирманки впечатляют: с августа 2020 года по январь 2021 года Тханг приобрела около четверти федеральных земель, выставленных на аукционы за этот период.

Это в очередной раз обнажило давнюю проблему: минимальная ставка аренды земли для добычи нефти и газа, составляющая всего $2 за акр (0,4 гектара), не поднималась на протяжении десятилетий, и это упрощает дело для спекулянтов, которые не собираются сами заниматься добычей, а ждут удобный момент, чтобы перепродать с прибылью права аренды.

Администрация Дональда Трампа стремилась максимизировать добычу нефти и газа в США, выставляя на аукционы как можно больше федеральных земель — в течение четырех лет потенциальным арендатором было предложено более 26 млн акров (104 тысячи кв. километров) в течение четырех лет. Но из-за падения цен на нефть ажиотажного спроса не случилось — в итоге были проданы права аренды лишь примерно на четверть площадей, что привело к падению арендных ставок.

С избранием президентом Джо Байдена есть все основания рассчитывать, что американские власти изменят правила игры. Новый председатель подкомитета по надзору и расследованиям Палаты представителей по природным ресурсам, политик от Демократической партии из Калифорнии Кэти Портер уже заявила, что будет добиваться повышения минимальной ставки аренды до $5 за акр.

Однако представители нефтегазовой отрасли не соглашаются, что низкие минимальные ставки аренды привлекают спекулянтов — по их мнению, повышение ставок будет сдерживать инвестиции со стороны нефтяных компаний. Кэтлин Сгамма, президент Western Energy Alliance, заявила Reuters, что администрации Байдена следует просто отозвать у Тханг права аренды, поскольку она не является гражданкой США, и это было бы «простым решением для довольно странного случая, который ничего не говорит о более масштабной программе аренды». Но Тханг, похоже, предусмотрела такой вариант: сама она имеет лишь вид на жительство в США, но для приобретения прав аренды использовала зарегистрированную в США компанию.

Как удалось выяснить Reuters, Тханг эмигрировала в Соединенные Штаты 20 лет назад и приобрела известность в бирманском сообществе как набожная христианка, успешная бизнес-леди и филантроп. Среди ее почитателей — многие беженцы из Мьянмы, спасающиеся от преследований этнических меньшинств властями этой страны. По данным правительства США, с 2007 года в Штаты перебрались около 175 тысяч бирманских беженцев. Многие из них занимаются в Америке приготовлением суши, поэтому Тханг хорошо просчитала свою целевую аудиторию: своим подписчикам в Facebook она рассказывала, что они смогут достаточно заработать на нефти, чтобы больше не заниматься суши.

По словам Тха Син из Техаса, ушлая соотечественница убедила ее вложить в землю деньги, накопленные за всю жизнь, чтобы потом бросить суши-бизнес, переехать в Нью-Мексико и добывать 3-4 тысячи баррелей нефти в день. Этого, утверждала Тханг, хватит для того, чтобы стать такой же богатой, как она, и путешествовать по миру. Подозрения у Тха Син возникли после того, как она побывала на участке в Нью-Мексико вместе с родственником Тханг, который не мог ответить на большинство ее вопросов. «Я чувствовала, что что-то не так, — призналась Син, лишь в дальнейшем узнав, что Тханг приобрела участок всего за $200 тысяч.

Два бирманских иммигранта, проживающих в Мичигане, рассказали Reuters похожую историю. В прошлом июле, вдохновившись призывами Тханг в Facebook, они заплатили ей около $47 тысяч за два участка в Вайоминге, которые в том же месяцы были приобретены Тханг всего за $12 тысяч. Во время встреч с покупателями Тханг не говорила, что нефтяники массово уходят из Вайоминга из-за невыгодных условий работы — напротив, она утверждала, что в 2021 году крупные нефтяные компании готовы встретиться с новыми владельцами участков, и намекала, что «все станут миллионерами».

Одного из мичиганских соотечественников Тханг убедила купить права аренды на еще один участок — 80 акров в своем штате. Тханг назвал это подарком всего за $5000, хотя ранее купила его на федеральном аукционе за $450, оплатив минимальную ставку аренды $2 за акр плюс операционные сборы. В итоге между продавцом и покупателем возник конфликт, после чего Тханг вернула соотечественнику лишь $100 за участок в Мичигане и отказалась отдать деньги за участок в Вайоминге.

Леви Сап Ней Тханг и ее адвокат не ответили на вопросы Reuters, однако недавно предпринимательница опубликовала на своем сайте следующее заявление: «Все, кто покупал у меня участки, делали это по собственной воле. Я имею право продавать их кому хочу, когда хочу и по той цене, которую я установила».

Адаптированный перевод: Сергей Танакян

"