Независимые нефтетрейдеры в Новосибирской области, столкнувшись с возросшей конкуренцией со стороны нелегальных продавцов бензина, призвали областного прокурора вмешаться в ситуацию. Высокую долю суррогата на рынке автомобильного топлива в регионе отмечает и сибирское управление Росстандарта. По мнению экспертов, возникшие проблемы — временное явление: меры госрегулирования в ближайшее время должны стабилизировать ситуацию.
В заявлении Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» прокурору региона Якову Хорошеву отмечается, что незаконные передвижные объекты располагаются на центральных улицах Новосибирска, в том числе на местах бывших постов ГИБДД. Топливо отпускается «с колес», без кассовых аппаратов и чеков — «за неучтенные наличные денежные средства». В сообщении также говорится о создании неконкурентной ситуации, в которой деятельность легальных АЗС находится под постоянным контролем государственных органов (Росстандарт, ФНС, МЧС и др.), а передвижные объекты никак не контролируются, что позволяет им торговать суррогатным топливом, нарушать требования пожарной безопасности, не платить арендную плату и земельный налог.
«Они продают дешевле оптовой цены „Газпром нефти“. А если цены ниже закупочных, то с очень большой вероятностью это суррогат», — говорит президент ассоциации Юлия Золотовская. По ее словам, нелегальная торговля активизировалась в регионе с января. Она связывает ее с наблюдавшимися в том периоде перебоями в поставках бензина марки АИ-95 и продолжающимся ростом цен на ГСМ.
Как отметил в беседе с «Комменсант-Сибирь» коммерческий директор сибирской сети АЗС «Газ-ойл» Виктор Тельцов, из-за роста закупочных цен поставщиков продажа бензина для независимых АЗС стала нерентабельной. По его данным, общая валовая доходность с литра бензина составляет 2-3 руб., а затраты розничного игрока — около 5 руб. на литр, то есть продажа каждого литра несет около 3 руб. убытков.
«Тема торговли „с колес“ на фоне отрицательной рентабельности продаж ГОСТовского товара сейчас процветает. Мало кто из игроков на региональном рынке готов выдерживать такую экономику», — считает Тельцов. В такой ситуации, по его словам, многие небольшие региональные игроки вынуждены продавать суррогатный бензин, в то время как у крупных сетей АЗС запас прочности больше, а репутационные риски выше.
Согласно результатам контрольно-надзорных мероприятий Сибирского межрегионального территориального управления (СМТУ) Росстандарта, за последние два года нарушения обязательных требований к автомобильному топливу выявлены в среднем на 38% проверенных АЗС в Сибирском федеральном округе. Больше всего нарушений выявлено в Иркутской области, республиках Хакасия и Алтай, Алтайском и Красноярском краях.
По данным руководителя СМТУ Росстандарта Юлии Юрченко, из всего объема автомобильного топлива, не соответствующего требованиям технического регламента ТС 013/2011, около 60% составляет дизельное топливо — как летнее, так и зимнее). Среди бензинов с нарушениями чаще всего продается самая ходовая марка АИ-92.
Рост торговли нелегальными ГСМ, считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, связан с увеличением цен на эту продукцию, что и «подтолкнуло производителей некачественного топлива выйти на рынок». На изменение ситуации, уверен он, может повлиять рост объемов производства легального горючего.