Posted 9 марта 2021, 08:46
Published 9 марта 2021, 08:46
Modified 15 сентября 2022, 22:07
Updated 15 сентября 2022, 22:07
С наступлением календарной весны можно подвести промежуточный итог зимнего сезона, который преподнес как профессионалам-газовикам-энергетикам, так и простым обывателям немало сюрпризов.
Прошедшая зима оказалась одной из самых холодных за несколько предыдущих десятилетий и стала настоящим испытанием на прочность для энергосистем всего Северного полушария — от Японии до Техаса.
Не стала исключением и объединенная Европа. Аномально низкие температуры этой зимы со снегопадами в Турции и Греции и морозами в Испании заставили энергетику европейских стран работать с максимальными нагрузками. По данным европейской ассоциации газовой инфраструктуры (Gas Infrastructure Europe, GIE) подземные хранилища газа (ПХГ) в странах Европейского Союза к началу марта оказались заполнены менее чем на 35% после взрывного роста спроса на газ в январе–феврале текущего года.
Активное использование запасов европейских ПХГ началось еще в октябре прошлого года. Напомним, что на тот момент хранилища были заполнены практически на 100%, но из-за резкого похолодания отборы газа к концу этого сезона оказались почти на 42% выше, чем было запланировано при подготовке к зиме. По данным той же ассоциации GIE, хранилища Германии в текущем моменте заполнены на 30%, а Франции лишь на 23%.
На фоне такой динамики отбора газа из европейских ПХГ «Газпром» сообщил об увеличении экспорта российского газа на европейском направлении на 33%, до 34,5 млрд кубометров в январе–феврале.
Интересная деталь: на фоне непрекращающихся баталий вокруг окончания строительства «Северного потока-2» резко возросший спрос на газ в странах Евросоюза был удовлетворен в основном за счет поставок трубопроводного газа из России.
По максимуму был задействован газопровод «Ямал-Европа», а «Северный поток» работал даже с превышением проектной мощности. Что же касается активно обсуждаемых уже несколько лет альтернативных российскому газу поставок американского СПГ, то на практике «правильный» с точки зрения евроатлантических партнеров газ ушел в Азию, где в связи с резко возросшим спросом он стоил практически в два раза больше, чем на рынках Европы. Кроме того, американские производители из-за небывалых морозов были вынуждены в 5 раз сократить отгрузки — заводские и терминальные мощности в Мексиканском заливе банально замерзли и вышли из строя. Сейчас объемы восстанавливаются, но экспорт по-прежнему не дотягивает почти трети объемов до январских пиков.
На наш взгляд, уходящий сезон более чем наглядно продемонстрировал все плюсы и минусы газовой (как и в целом энергетической) стратегии Евросоюза. Но станет ли это поводом для изменения или корректировки позиции европейских энергетических властей — большой вопрос.
Единственный и очевидный плюс — это вполне предсказуемый и стабильный спрос на российский газ в текущем году. Опустошенные европейские ПХГ нужно будет заполнять все тем же «неправильным» газом, пока атлантические партнеры будут восстанавливать производство и проводить «разбор полетов».