Нефть и газ в феврале 2021 года

9 марта 2021, 13:37
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли

Рынок нефти. Нефть Brent снова идёт на $70 за баррель?

В феврале нефтяное ралли только усилилось. Так, за месяц цена нефти сорта Brent повысилась на 14,4% до $64,2 за баррель, обновив за месяц сразу несколько годовых максимумов. А цена техасского сорта WTI в феврале тоже обновила максимумы и выросла даже на 15,2%, до $61,41 за баррель.

«Аппетит» к росту проявился у рынка ещё в первые дни месяца, накануне очередной министерской встречи стран-участниц ОПЕК+. В западных СМИ в преддверии встречи появились прогнозы со ссылкой на источники в ОПЕК о том, что в январе 2021 года условия соглашения ОПЕК+ были выполнены почти на 100%, что вдохновило рынок на мощный рост и открыло перед ценой Brent перспективу роста до $60 за баррель и выше.

Однако министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ в феврале не стал обсуждать вопрос о возможных уровнях добычи нефти в апреле, оставив этот вопрос до следующего заседания, назначенного на 3 марта. Но рынок был уже вдохновлён ожиданиями эффективного выполнения сделки, и цена Brent в начале февраля быстро подорожала до $59 за баррель.

Кроме уверенности в том, что ОПЕК+ в состоянии эффективно справляться с дисбалансом предложения, рынку в первой декаде февраля прибавили оптимизма заявления руководства корпорации Saudi Aramco о том, что мировой спрос на нефть может восстановиться до докризисных уровней уже к декабрю 2021 года. Цена нефти Brent начала тестировать уровень в $60 за баррель.

8 февраля цены на нефть отправились в «космический полёт»: цена Brent преодолела заветный докризисный уровень в $60 за баррель, а цена WTI всего за день добралась до очередного годового максимума почти в $58 за баррель. Нефть подорожала на ожиданиях роста спроса в Китае. Так, сообщения зарубежных СМИ в первой декаде февраля о том, что в Китай направляются 127 танкеров, перевозящих в общей сложности 250 млн баррелей нефти, вдохновили рынок на рост.

В середине февраля нефтяное ралли немного сдержалось достаточно неоднозначными прогнозами мирового спроса от ОПЕК и Международного энергетического агентства, однако передышка нефтяного ралли оказалась недолгой.

К 15 февраля Brent вышла на максимумы середины января 2020 года, то есть поднялась уже до докризисных времён, и почти то же самое сделала цена сорта WTI, превысив, соответственно, $62 (Brent) и $60 (WTI) за баррель.

Скорее всего, ралли могло быть связано с резким похолоданием в США и Европе и выросшим в связи с этим спросом на нефть. Из-за аномальных холодов добыча нефти в США в феврале сократилась на 2 млн б/с, сообщают американские СМИ со ссылкой на экспертов. А в Минэнерго США в феврале спрогнозировали, что вследствие наступивших в феврале аномальных морозов и остановки добычи нефти в Техасе снижение добычи в США может продолжиться даже в марте, так как её будет сложно быстро восстановить.

Более того, американское Минэнерго предупредило о возможном дефиците нефти в мире уже в 2021-2022 годах на фоне неожиданных погодных аномалий. В итоге нефтяной рынок оставался «бычьим» до конца месяца.

Аномальные холода в США и Европе вновь вызвали дискуссию об эффективности генерации энергии из возобновляемых источников, так как ВИЭ в период холодов в Техасе явно не оправдали возложенных на них ожиданий. Не все крупнейшие мировые нефтегазовые корпорации продолжают наращивать инвестиции в «зелёные технологии», работая на будущее.

Недавно эксперты исследовательского агентства Rystad Energy пришли к выводу, что все инвестиции в ВИЭ в течение ближайших пяти лет будут направляться преимущественно десятью мировыми нефтяными гигантами, и эта цифра составит за пять лет всего $17,5 млрд, из которых около $10 млрд инвестирует только одна корпорация – норвежская Equinor. Для сравнения: эти же корпорации за тот же самый период намерены инвестировать в добычу нефти и газа около $170 млрд.

Таким образом, можно предположить, что инвестиции в добычу традиционных углеводородов будут расти как минимум в ближайшие десять лет, поскольку спрос на нефть не будет снижаться. Ранее мы писали о том, что переход на «зелёную» энергетику окажется не быстрым, и о вытеснении традиционных углеводородов «зелёными» технологиями можно будет всерьёз говорить не ранее 2035 года.

Главная проблема возобновляемых источников энергии заключается в том, что они привязаны к территории, на которой расположены и не всегда пригодны для использования в периоды погодных аномалий. Считается, что ветряные электростанции наиболее дешевы и практичны в эксплуатации. Однако ветряные электростанции в период аномальных холодов как в США, так и в Европе оказались бесполезными, что привело к массовым отключениям электроэнергии. А выработка электричества на солнечных панелях зимой резко падает. Поэтому маловероятно, что в ближайшее десятилетие ВИЭ вытеснят традиционные источники энергии. Намерения мировых нефтяных мейджоров наращивать инвестиции в ВИЭ могут быть связаны с желанием диверсифицировать бизнес, в том числе путем присоединения более мелких компаний, занимающихся разработкой новых «зелёных технологий», возможно, применимых в сфере добычи и переработки нефти и газа.

Но в 2021 году, как оказалось, рано прогнозировать скорое падение спроса на нефть.

Рынок настроен на то, что избыток предложения, возникший в 2020 году, в текущем году будет уменьшаться по мере роста спроса.

В начале марта на онлайновой встрече стран-участниц ОПЕК+ было принято решение сохранить в апреле действующие уровни добычи нефти для всех участников сделки, кроме России и Казахстана, которым будет разрешено, соответственно, увеличить добычу нефти с 1 апреля на 130 тыс. б/с и 20 тыс. б/с. При этом Саудовская Аравия в апреле сохранит свой объём добровольного сокращения добычи нефти на 1 млн б/с.

Таким образом, страны-участницы ОПЕК+ на мартовской встрече сделали выбор в пользу роста цен, а не объёмов добычи. Если предположить, что власти Саудовской Аравии являются убеждёнными сторонниками максимально возможного роста цен на нефть, так как бюджет королевства балансируется при цене на нефть не ниже $70 за баррель, а Россия, наоборот, заинтересована в увеличении объёмов добычи, чтобы способствовать росту ВВП, то решение стран действительно оказалось компромиссным. Следует отметить, что решению ОПЕК+ предшествовал телефонный разговор президента России Владимира Путина с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом аль-Саудом, и вероятно, что компромисс двух великих нефтяных держав был достигнут ранее на самом высоком уровне.

Что же дальше? Цена Brent теперь имеет хорошие шансы вернуться снова на уровень в $70 за баррель, и эта цена может быть достигнута, по нашей оценке, в течение полугода. А в марте мы ожидаем коридор по цене Brent в $56-68 за баррель.

Газовая отрасль. В замерзающей Европе вырос спрос на российский газ

Февраль для избалованной российским газом теплолюбивой Европы выдался аномально морозным, что привело к резкому сокращению запасов газа в подземных хранилищах. Так, по данным Gas Infrastructure Europe, ещё в первые две недели февраля 2021 года европейские потребители отобрали из ПХГ на 28% больше газа, чем за всю зиму 2019-2020 гг. А в двадцатых числах февраля в европейских газохранилищах, в особенности – в ПХГ Германии и Франции, осталось менее 40% ранее накопленного газа. Более того, во Франции ПХГ оказались опустошены почти на 70%. Цены на газ на спотовом рынке начале февраля повышались до $300 за тысячу кубометров.

На фоне резкого повышения спроса на газ в Европе Россия в январе-феврале 2021 года добыла 130,66 млрд кубометров газа, что на 3,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, а в одном только феврале – почти на 3% больше, чем в феврале докризисного 2019 года.

С учётом того, что в феврале Европу неожиданно оккупировал «Генерал Мороз», европейцы задумались о том, что возобновляемые источники энергии, в инвестиции в которые не скупятся европейские нефтегазовые гиганты, имеют свои пределы использования. А из этого следует, что много российского газа не бывает (по крайней мере, пока человечество не изобрело какие-либо иные более удобные и дешёвые источники энергии, но это точно не СПГ). Значит, газопровод «Северный поток-2» должен быть не только достроен, но и запущен в эксплуатацию.

Несмотря на санкции и огромное политическое давление США на Европу, работы по укладке газопровода продолжаются, и, пожалуй, наиболее серьёзной угрозой срыва сроков завершения строительства является как раз не политика, а всё та же погода. Пока Европа замерзала, а «Газпром» продолжал бесперебойно поставлять ей газ, Балтийское море довольно долго штормило, что препятствовало проведению строительных работ вплоть до середины февраля. Однако с середины прошлого месяца трубоукладочная баржа «Фортуна» возобновила укладку газопровода, укладывая в среднем 670 метров трубы в день и нарастив к началу марта скорость строительства при хорошей погоде до 1 км в день. Для сравнения: во время строительства морского газопровода «Северный поток-1» в схожих погодных условиях на Балтике строительные работы велись со средней скоростью 400-500 м трубы в день.

В результате по состоянию на 1 марта остаётся уложить чуть больше 100 км трубопровода в датской исключительной экономической зоне и чуть более 20 км в немецких водах.

Тем временем «ястребы» из Конгресса США лелеют надежду всё-таки остановить строительство газопровода или хотя бы не допустить его запуска в эксплуатацию, что возмущает даже ранее лояльных США чиновников из Брюсселя. Так, даже такой симпатизирующий США европейский дипломат, как председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, опубликовал в немецком издании Der Spiegel статью «Переложить ответственность на Москву», в которой призывал Германию пойти на переговоры с Россией и США ради выработки устраивающего все стороны решения по «Северному потоку-2». Хотя господин Ишингер считает, что на Россию Западу нужно оказывать давление, увязывая разрешение на продолжение строительства и на эксплуатацию «Северного потока-2» с политикой, в том числе с сохранением транзита газа через Украину, даже он признал, что Германия и Европа в целом ещё долго будет испытывать потребность в недорогом и бесперебойно поставляемом российском газе, а прекращение строительства приведёт к затяжным судебным процессам с оператором и участниками проекта, да и «руины» недостроенного газопровода на дне Балтийского моря нанесут Европе экологический ущерб.

Впрочем, президент США Джо Байден пока не торопится с новыми санкциями против участников проекта «Северный поток-2», хотя в феврале проект покинули ещё несколько европейских компаний. В администрации президента США пока ограничиваются только заявлением о том, что строительство этого газопровода является «плохой сделкой» для Европы.

По-видимому, администрация Белого дома, в отличие от некоторых не вполне адекватных конгрессменов, намерена не столько препятствовать завершению почти достроенного газопровода, сколько любой ценой попытаться помочь Украине сохранить транзит через её сильно изношенную ГТС.

Но до 2025 года эта тема на самом деле не должна быть слишком актуальной, тем более для третьих стран, когда между России и Украиной действует транзитный контракт. И даже запуск «Северного потока-2» в эксплуатацию не прекратит полностью транзит российского газа через Украину, особенно с учётом холодных зим в Европе и резко возрастающего спроса на газ в период холодов. Прекращение транзита через Украину будет более актуальным уже когда будет построена вторая нитка «Турецкого потока» в Европу, но этот процесс тоже обещает быть не быстрым из-за санкций США.

Рынок нефтегазовых акций. Ралли в акциях Роснефти продолжалось

В феврале российский фондовый рынок начал расти после январского обвала, но сколько-нибудь значительного роста не случилось. Индекс Московской Биржи за февраль вырос, но только на 1,7%, до 3346,64 пункта. Санкционная угроза в феврале несколько притихла, а массовая вакцинация населения мира привела к тому, что и в России, и в остальном мире начали постепенно отменять или смягчать ограничения для бизнеса. Динамика роста акций нефтегазового сектора оказалась в целом сильнее остального рынка, но были и свои аутсайдеры. Но самый мощный рост за месяц показали акции «Роснефти», подорожавшие в феврале на 11%, и это после уверенного январского роста. Также выросли в цене акции «Газпром нефти» (+7,6%) и обыкновенные акции «Татнефти» (+7,5%), а также акции ЛУКОЙЛа (+5,4%). Акции «Газпрома» выросли за февраль на 2,8%, а НОВАТЭКа – понизились почти на 1%, также аутсайдером рынка оказались обыкновенные акции «Сургутнефтегаза», подешевевшие на 4%.

В феврале «Роснефть» обнародовала финансовые результаты по МСФО, согласно которым, чистая прибыль компании за 2020 год составила 147 млрд руб. Этот результат оказался ниже, чем по итогам докризисного 2019 года, но на фоне падения прибыли и международных, и российских нефтяных гигантов результат «Роснефти» можно назвать очень успешным. Компания обеспечила годовую прибыль за счёт 4 квартала 2020 года, чистая прибыль в котором составила 324 млрд руб. благодаря осуществлению ряда сделок в рамках проекта «Восток Ойл». Инвесторы ожидают от компании дивидендов по итогам 2020 года в размере 50% чистой прибыли по МСФО.

Наталья Мильчакова, к.э.н., заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари»

#Цены на нефть #Европейский газовый рынок #Аналитика #Рынок нефти #Газовый рынок #Фондовый рынок
Подпишитесь