Posted 16 февраля 2021, 12:51
Published 16 февраля 2021, 12:51
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
В 2021–2026 гг. в России запланирована разработка технологий создания электрического самолета, что позволит РФ, по мнению участников проекта, претендовать на мировое лидерство в переходе от традиционного парка самолетов к «новому поколению авиатехники». В феврале этого года на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина в Новосибирске проходят наземные испытания Як-40, оснащенного электрическим двигателем мощностью 500 кВт, созданного российской компанией «СуперОкс». Испытываемый электродвигатель — часть демонстратора гибридной силовой установки «летающей лаборатории», созданной Центральным институтом авиационного моторостроения.
Сказать, что Як-40 не является новой разработкой, — ничего не сказать. Этот турбореактивный пассажирский самолет появился в СССР в 1960-е годы. На «первом отечественном электросамолете» современные разработчики лишь заменили турбореактивные двигатели на электрогенератор и литий-ионные аккумуляторные батареи. Министерство промышленности и торговли РФ через Федеральный фонд перспективных исследований профинансировало, по словам создателей, «прорыв в создании электрического самолета». Разработку также анонсировали в качестве «первого шага к электросамолету». Тогда как, по мнению разработчиков, авиация такого типа должна появиться в мире ближе к 2030 г. Главной же представленной инновацией названы двигатель, система управления и генератор, созданные «СуперОкс» на основе сверхпроводимости.
Многочисленные зарубежные разработки электросамолетов впечатляют размахом, но пока грандиозного прорыва в этой области также не произошло. В 2019 г. на парижском авиасалоне Le Bourget компания MagniX показала два электрических авиационных двигателя: magni250 и magni500. Этап серийного производства двигателей, предназначенных для малой авиации, компания анонсировала на 2022 г. Тем временем Airbus, Boeing, Rolls-Royce, NASA, DLR и JAXA прорабатывают различные варианты создания гибридных силовых установок. Американское космическое агентство разрабатывает полностью электрический самолет Х-57 Maxwell.
В феврале американская компания Bye Aerospace сообщила о начале сборки первого образца перспективного композитного электрического самолета eFlyer 2, оснащенного электромотором Rolls-Royce RRP70D мощностью 90 киловатт и аккумуляторной батареей на 750 вольт. Легкий двухместный полностью электрический самолет Velis Electro словенской компании Pipistrel в мае 2020 г. прошел сертификацию в Европейском агентстве авиационной безопасности.