Posted 9 февраля 2021, 12:05
Published 9 февраля 2021, 12:05
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
2021 год на нефтяном рынке начался бурным ралли, несмотря на то, что вторая волна пандемии «ковида» в США, Европе и Азии всё ещё продолжается, введённые в конце прошлого года ограничения для бизнеса только начали снимать в конце января, а спрос на нефть ещё полностью не восстановился. За январь цена нефти смеси Brent выросла на 8,4% до $54,91 за баррель, а в начале февраля почти вплотную подобралась к заветной отметке в $60. В свою очередь, цена техасской WTI в январе выросла ещё сильнее, на 10%, до $52,08 за баррель.
Главным событием месяца стала инаугурация избранного президента США Джозефа Байдена, оказавшаяся позитивным драйвером для нефтяного рынка. Ещё накануне инаугурации Байден заявил о своей приверженности идее защиты окружающей среды и о том, что, например, считает необходимым увеличение в США производства солнечных батарей для целей сокращения потребления недостаточно экологичных природных ресурсов. Одним из первых решений нового президента после инаугурации стал указ об отмене указа предыдущего президента Дональда Трампа о выходе США из Парижского соглашения по климату вызывает некоторую обеспокоенность нефтяного рынка относительно перспектив восстановления спроса на нефть.
Этим решением Джо Байден послал миру сигнал о том, что «Америка возвращается», и что теперь для США приоритетом являются охрана окружающей среды и «зелёные» технологии вместо лидерства США на нефтяном рынке любой ценой.
Но новый президент США, официально вступив в должность, не ограничился громкими заявлениями и символическими шагами, связанными с темой защиты окружающей среды. В первую же неделю пребывания на президентском посту Байден принял ещё два значимых решения как для американской нефтяной индустрии, так и, в конечном счёте, для мирового нефтяного рынка. Он подписал указ, который при Трампе выглядел бы немыслимым, о запрете выдачи производителям нефти и газа новых лицензий на бурение земель федерального значения и морского шельфа. Некоторые нефтяные компании, недовольные указом президента, попытались угрожать Байдену судебными тяжбами, но похоже, что вся тяжесть этих тяжб ляжет на истцов, а выиграть процессы против президента у них шансов не будет. Ведь указ касается только запрета на выдаче новых лицензий и не запрещает нефтяникам добывать нефть на тех участках, где лицензии были получены ранее, да и цены на нефть приветствовали решение Байдена мощным ралли.
Другим важным решением Джо Байдена почти сразу после инаугурации стал отказ от строительства нефтепровода Keystone XL из Канады в США. Нефтяной рынок приветствовал ростом цен и этот указ американского президента. Напомним, что нефтепровод Keystone XL, если бы был построен, стал бы четвёртой по счету ниткой трубопровода, соединяющего нефтяные месторождения канадской провинции Альберта с находящейся в штате Оклахома крупнейшей в мире нефтебазой Кушинг и несколькими американскими НПЗ. Владельцем первых трёх ниток нефтепровода является канадская корпорация TransCanada. Мощность четвёртой нитки по плану должна была составить 800 тыс. баррелей в сутки. Несколько лет назад у американских НПЗ была потребность в высоковязкой и сернистой канадской нефти для целей выпуска мазута и гудрона, используемых, как известно, в строительстве автодорог, а также для производства некоторых марок дизельного топлива. Однако ещё президент США Барак Обама своим указом распорядился прекратить строительство четвёртой нитки нефтепровода из-за массовых протестов экологов.
Не исключено, что президент Обама и его администрация пытались решить проблему нехватки тяжёлых сортов нефти для НПЗ путём «цветной революции» в Венесуэле, которая является крупнейшим в мире экспортёром высоковязкой нефти, и последующего перехода венесуэльской нефтяной госкорпорации PdVSA под контроль американских нефтяных гигантов.
В Демократической партии, видимо, предполагалось, видимо, что «цветная революция» в Венесуэле будет осуществлена после президентских выборов в США 2016 года, когда к власти придёт кандидат от демократов экс-госсекретарь Хиллари Клинтон, но, как говорится, «шоу пошло не так», и президентом Соединённых Штатов в 2016 году был избран республиканец Дональд Трамп. В первые дни своего президентского срока Трамп отменил указ своего предшественника о прекращении строительства Keystone XL, а для успешного осуществления проекта свержения законного президента Венесуэлы у администрации Трампа, видимо, не было ни времени, ни, самое главное, интереса. Зачем импортировать нефть из Венесуэлы или ещё откуда-то, если её можно получить по трубопроводу из Канады, где издержки гораздо ниже? Тем более, что Дональд Трамп на посту президента активно выступал за дешёвый бензин, о чём часто рассказывал всему миру в Twitter. В итоге лидер венесуэльской оппозиции Хуан Гуайдо и его немногочисленные сторонники немного попротестовали, а потом о них забыли — такова участь практически любой спонсируемой извне «оппозиции» законно избранной власти.
Судя по тому, как каждый новый президент США после Обамы считает очень важным принять какое-либо решение в отношении многострадального проекта Keystone XL, для США этот нефтепровод имеет определённое политическое значение. Эксперты авторитетного британского исследовательского агентства Wood Makenzie за несколько дней до инаугурации Джо Байдена опубликовали тревожный прогноз о том, что спрос на нефть в 2021 году будет восстанавливаться медленно, не только из-за второй волны пандемии «ковида», но ещё и из-за роста применения «зелёных» технологий в энергетике, которому Байден наверняка будет содействовать, а значит существенного роста цен на нефть в 2021 году ждать не придётся. Нефтяной рынок после публикации этого исследования взял краткосрочную паузу в росте, однако чуть позже, после целого пакета решений Байдена по ограничениям для нефтяников, снова начал расти.
В Канаде нефтяники и власти провинции Альберта были возмущены решением Джо Байдена по Keystone XL и даже предложили правительству Канады ввести санкции против США. Но на уровне канадского министерства энергетики это неожиданное предложение было заблокировано по понятной причине: США являются потребителем более 90% экспортируемой Канадой нефти, то есть почти монопотребителем. Однако не исключено, что причиной отмены указа Трампа послужили не только забота об окружающей среде и не только желание демократов во главе с новым президентом делать всё наоборот по сравнению с тем, что делали Трамп и республиканцы.
Проблема в том, что переход на «зелёную» энергетику окажется не таким быстрым, как хотелось бы американским демократам, о вытеснении традиционных углеводородов «зелёными» технологиями можно будет всерьёз говорить только после 2035, а то и после 2040 года, согласно разным прогнозам.
В связи с этим США, отказавшись от Keystone XL, будут вынуждены импортировать нефть из других стран. А поставщиков высоковязкой нефти в мире не так уж много: Иран, Венесуэла, Россия, и те находятся либо под американским эмбарго, как Иран и Венесуэла, либо у США с ними сильно испорчены отношения, как с Россией. Вероятно, отказ от нефтепровода говорит ещё и о том, что администрация Байдена может хотя бы попытаться восстановить испорченные отношения с кем-то из экспортёров нефти.
Пока этому препятствует замедление экономической активности в мире в целом и в американской экономике, в частности. Недавно о таком сценарии развития мировой экономики в 2021 году предупредил глава ФРС США Джером Пауэлл. Но массовая вакцинация населения мира будет способствовать тому, что спрос на нефть рано или поздно будет восстанавливаться. На прошедшем в январе в режиме онлайн Давосском всемирном экономическом форуме генеральный секретарь ОПЕК обнародовал прогноз экспертов нефтяного картеля по спросу на нефть в 2021 году на уровне почти 6 млн б/с после падения в 2020 году почти на 8,7 млн б/с.
В феврале мы ожидаем диапазон цены Brent в $54-62 за баррель.
С трудом и под постоянной угрозой новых санкций, но всё-таки продолжается строительство газопровода «Северный поток-2». Трубоукладочная баржа «Фортуна» после небольшого перерыва, взятого в середине января, уже в начале февраля приступила к укладке труб в территориальных водах Дании. В датских территориальных водах «Фортуне» необходимо будет уложить участок протяжённостью 120 км, а после этого — ещё 28 км в водах Германии. Как сообщили в операторе проекта Nord Stream 2, небольшой тайм-аут в строительстве, который был взят в середине января, связан с тем, что трубоукладчик проводил морские испытания и успешно их завершил.
Мы полагаем, что для внезапного тайм-аута, который был объявлен оператором сразу же после объявления о начале работ в датских территориальных водах, были и другие причины, преимущественно политические.
В середине января в Германии состоялся съезд правящей партии ХДС/ХСС, на котором выбирали нового лидера партии в преддверии назначенных на сентябрь выборов в бундестаг. Напомним, что канцлер ФРГ Ангела Меркель объявила, что не собирается участвовать в сентябрьских выборах и после них намерена уйти в отставку, а победившая на выборах партия, соответственно, предложит бундестагу кандидатуру нового канцлера.
Лидером партии ХДС/ХСС в результате был избран Армин Лашет, ранее занимавший должность премьер-министра федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия; в Германии он был известен как сторонник продолжения компромиссной политики Ангелы Меркель и, в том числе, выступал за скорейшее завершение строительства «Северного потока-2», призывая оппонентов не политизировать этот коммерческий проект.
Так что не исключено, что небольшая пауза в строительстве газопровода была взята оператором именно для того, чтобы понаблюдать, кто будет избран наиболее вероятным кандидатом на пост канцлера от правящей сегодня в Германии партии.
Впрочем, если ХДС/ХСС потерпит поражение на выборах, то это означает, что правительство возглавит либо кандидат от социал-демократов, а в этой партии большое количество сторонников делового сотрудничества и дружбы с Россией (вспомним бывшего канцлера Герхарда Шрёдера, который сегодня занимает высокий пост в одной из российских нефтяных корпораций), либо возможно, что ХДС/ХСС будет создавать коалицию с кем-то из небольших партий, прошедших в бундестаг.
По этой причине немецкий журналист Андреас Клут в статье, опубликованной в Bloomberg в начале февраля, сделал вывод, что «Северный поток-2» никогда не будет запущен в эксплуатацию, даже если его смогут достроить. По его мнению, если ХДС/ХСС придётся после выборов создавать коалицию с партией «зелёных», где немало проамерикански настроенных кандидатов, то правящей сегодня партии придётся идти на серьёзные уступки будущим союзникам, вплоть до того, что они по требованию «зелёных» должны будут прекратить оказывать политическое содействие «Северному потоку-2», без которого, как считает журналист, у этого проекта нет перспектив.
Впрочем, автор статьи в Bloomberg не учитывает факта, что «Северный поток-2» не является исключительно российским или российско-немецким проектом, это проект общеевропейский, в котором участвуют также австрийская OMV и французская Engie; так что этот сценарий можно рассматривать как наиболее пессимистический и наименее вероятный.
Австрия недавно выразила в очередной раз поддержку строительству газопровода, а слишком гибкий и пытающийся всем угодить президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что в том, что касается «Северного потока-2» официальная позиция Франции не отличается от официальной позиции Германии. Даже Евросоюз после попыток администрации Трампа оказать грубое давление на европейский бизнес от политики невмешательства в дела строительства газопровода перешёл к его фактической поддержке, а точнее — к мягкому сопротивлению США.
Тем временем Россия в январе 2021 года добыла 68,1 млрд кубометров газа, что на 2,7% больше, чем в декабре прошлого года и на 3,8% выше, чем в январе докризисного 2019 года.
Как видим, дискуссии в Европе, можно ли обойтись без российского газа, быстро прекращаются с наступлением зимних холодов и связанных с ними быстрым опустошением подземных хранилищ газа.
Так, в начале февраля уровень запасов газа в европейских ПХГ опустился до 48% на фоне сильных морозов, а цены на газ на спотовом рынке в январе доходили даже до $286-300 за тысячу кубометров. В Газпроме прогнозируют рост средней отпускной цены газа для европейских потребителей в 2021 году на 35% до $170 за тысячу кубометров.
Январь начался для российского фондового рынка не слишком удачно. Индекс Московской Биржи за месяц упал на 5,1%, до 3277,08 пункта. Причиной обвала стали геополитические риски, рост санкционной угрозы с приходом новой администрации Джо Байдена, а также всё ещё распространяющаяся по миру и вызывающая ограничения для бизнеса вторая волна пандемии «ковида». Акции нефтегазового сектора на фоне продолжающей обновлять максимумы цены нефти и роста спроса на российские углеводороды в целом упали меньше, чем остальной рынок, а вот акции Роснефти даже немного выросли.
Скорее всего, небольшой рост акций Роснефти мог быть связан с принятым ещё в декабре прошлого года решением о продлении программы обратного выкупа акций до 31 декабря 2021 года, и, видимо, в январе на фоне падения рынка происходили покупки подешевевших акций эмитента.
Относительно меньше, чем индекс МосБиржи, в мрачном для рынка январе снизились котировки привилегированных акций Транснефти (-1,3%), акций ЛУКОЙЛа (-2,1%) и Газпрома (-4,3%). Сильнее всего понизились в цене обыкновенные акции Суругнефтегаза (-10,9%) и обыкновенные акции Татнефти (-10%). Вероятно, рынок ожидает, что именно эти компании выплатят по итогам 2020 года очень небольшие дивиденды, а ведь раньше, даже во времена кризисов, акции Сургутнефтегаза и Татнефти приобретались именно для дивидендов, которые всегда выплачивались эмитентом и обеспечивали дивидендную доходность лучше рынка.
Тем более, что уже вышедшие слабые финансовые результаты международных нефтяных гигантов, таких как Exxon Mobil, BP и Royal Dutch Shell, наводят на мысль о том, что для российских «мэйджоров» нефтяного рынка результаты за 4 квартал 2020 года тоже окажутся довольно слабыми.
Наталья Мильчакова, к. э. н., заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари»