Posted 14 января 2021, 13:45
Published 14 января 2021, 13:45
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Сегодня у компании самые низкие удельные затраты в секторе разведки и добычи нефти в России и одни из самых низких в мире. Сопоставимые цифры только у Saudi Aramco.
За последние пять лет удельные операционные затраты «Роснефти» в разведке и добыче составил 3,1 долл./барр.н.э., при этом в 2020 году показатель даже снизился до 2,8 долл./барр.н.э. Для сравнения удельные операционные затраты за 2019 г. составили у ЛУКОЙЛа — 6,7 долл./барр.н.э., «Газпром нефти» — 8,2 долл./барр.н.э., Petrobras — 8,6 долл./барр.н.э., Shell — 11,8 долл./барр.н.э., Chevron — 13,1 долл./барр.н.э., Equinor — 13,3 долл./барр.н.э., BP — 13,5 долл./барр.н.э., ExxonMobil — 16,1 долл./барр.н.э., PetroChina — 21,2 долл./барр.н.э., Saudi Aramco — 2,8 долл./барр.н.э.
В публичных материалах «Роснефти» акцентируется, что основа эффективного развития компании — это ресурсная база. На начало 2020 года доказанные запасы углеводородов «Роснефти» по классификации SEC составили 42 018 млн барр.н.э. (5 678 млн тонн н.э.). Большинство запасов характеризуется невысокой стоимостью разработки. В основном это нефть традиционная — на месторождениях, расположенных на суше. Кроме того, компания последовательно работает по развитию ресурсной базы на перспективу.
Здесь уместно вспомнить Ванкорское месторождение, давшее в свое время главный ресурсный стимул для освоения месторождений Восточной Сибири. А сегодня Ванкорский кластер становится частью еще более масштабного проекта, известного как «Восток Ойл». Напомним, что он объединяет помимо Ванкорской группы, Пайяхскую группу месторождений, Западно-Иркинский лицензионный участок, а также месторождения Восточно-Таймырского кластера. По данным «Роснефти», добыча нефти проекта «Восток Ойл» составит 20 млн т нефти в 2022 г., а к 2030 году вырастет до 100 млн т. Запасы и ресурсы проекта составляют 6 млрд т легкой малосернистой нефти, превосходящей по качественным характеристикам сорта Brent и ESPO. По словам Елены Тащевой из ГК «ФИНАМ», «при уровне добычи 2019 г. запасы компании увеличатся почти на 20 лет вперед».
Примечательно, что проект «Восток Ойл» получил продвижение именно в «штормовой» 2020 год.
Причем государство, ужесточившее налоговый режим в нефтяной отрасли, все-таки сохранило объявленные в начале года налоговые стимулы для проекта, который может стать драйвером развития не только заполярной зоны, но и сыграть заметную роль в экономике в силу своих масштабов. По некоторым оценкам, «Восток Ойл» может дать 2% увеличения ВВП ежегодно, обеспечив масштабное строительство инфраструктурных объектов и создание около 100 тыс. новых рабочих мест. В 2020 году удалось привлечь и первого иностранного инвестора в проект. Им стал швейцарский трейдер Trafigura, который приобрел 10% в проекте «Восток Ойл». По мнению Елены Тащевой, «проект является удачным. Крупные льготы, наличие международных инвесторов, готовых разделить издержки, а также близость к СМП — основные преимущества».
Прошедший год стал и активным включением компании в повестку энергетического перехода. По мнению аналитиков, без вовлеченности в эту тему нефтяным игрокам уже не обойтись. В декабре 2020 г. совет директоров «Роснефти» рассмотрел «План по углеродному менеджменту до 2035 г.», который предусматривает предотвращение выбросов парниковых газов в объеме 20 млн т. CO2-эквивалента, сокращение интенсивности выбросов в нефтегазодобыче на 30%, достижение интенсивности выбросов метана ниже 0,25%.
Несмотря на тяжелую ситуацию в отрасли, вызванную пандемией и сделкой ОПЕК+, «Роснефть» демонстрирует позитивную динамику по долговым маркерам. Так, сумма финансового долга и торговых обязательств сократилась на $5,7 млрд, долгосрочная часть долга была увеличена с 76% до 83%, а процентные расходы за 9 мес. 2020 г. в долларовом выражении снизились на 24% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По данным компании, показатель EBITDA в 3 квартале прошлого года составил 366 млрд руб., превысив на 18% значение «докризисного» 1 квартала 2020 г., а также в 2,15 раза — показатель 2 квартала 2020 г.
Аналитики оценивают 2020 год для «Роснефти» как сложный, но говорят, что компании этот период удалось пройти заметно лучше, чем это сделали другие участники рынка.
Аналитик нефтегазового сектора компании «Атон» Анна Бутко отмечает, что среди российских нефтяников «Роснефть» выделялась в позитивном ключе: «Во-первых, она меньше всего ощутит на себе негативный эффект от налоговых изменений в отрасли и даже получила дополнительные вычеты по Приобскому месторождению. Во-вторых, все больше стало появляться информации о новом знаковом проекте компании „Восток Ойл“, и даже компания привлекла первого иностранного партнера в проект (Trafigura). Мы считаем, что „Восток Ойл“, конечно отмечая раннюю стадию проекта и риски реализации, в будущем будет ключевым катализатором для акций „Роснефти“, оценивая NPV проекта в порядка $70 млрд (текущая капитализация компании составляет порядка $68 млрд). В-третьих, „Роснефть“ осуществляла программу обратного выкупа акций (которая также продлена и на 2021-й), что поддерживало акции в периоды наибольшей волатильности. Все вышеперечисленное позволило „Роснефти“ продемонстрировать динамику лучше аналогов в 2020 и закрыть год на уровне +1,43% против начала года (в рублях)».
Bank of America ставит акции компании на первое место среди привлекательных объектов инвестирования на российском рынке и повышает прогноз по ценам этих бумаг. Одним из ключевых факторов повышения цены стало включение в модель результатов 3 кв. 2020 г., оказавшихся выше ожиданий рынка.
Goldman Sachs также видит дополнительный потенциал роста акций компании, отмечая эффективное распределение капитала «Роснефти», позволяющее компании выплачивать акционерам высокие дивиденды, снижать долг и развивать новые проекты. Среди других позитивных факторов банк Goldman Sachs выделяет один из самых низких в мире уровней операционных издержек, ожидаемый рост дивидендов на фоне восстановления цен на нефть, потенциал дальнейшего снижения выбросов углерода и оценку NPV проекта «Восток Ойл» на уровне $85 млрд.
Мария Славкина, заместитель главного редактора «Нефть и Капитал»