Ноябрь позволил нефтяному рынку снова вернуться к росту после двух месяцев почти непрерывного падения. Так, за ноябрь цена нефти марки Brent выросла на 21,3% до $47,63 за баррель и уверенно отправилась в повышательном «северном» направлении, достигнув заветных $50 за баррель в начале декабря. А цена техасской марки WTI в ноябре выросла такими же темпами на 21,3%, до $45,09 за баррель, а в первых числах декабря добралась даже до $47 за баррель. Оптимизм в рынки в ноябре вселили ожидания регистрации вакцин от коронавируса в США и Великобритании (произведённая американской Pfizer и немецкой BioNTech вакцина была зарегистрирована уже в декабре). Цены на нефть начали стремительное движение к докризисным уровням начала марта текущего года.
Росту цен на нефть также помог прошедший 21–22 ноября в формате видеоконференции саммит «Большой двадцатки», по результатам которого было принято обнадёживающее для сырьевых рынков совместное коммюнике лидеров 20 ведущих стран. В нём говорилось, что каждая страна должна самостоятельно определять свой путь движения к «зелёной энергетике». Это означает, что G20, подчёркивая важность инвестиций в «зелёные» технологии в XXI веке, не намерена препятствовать добыче и экспорту традиционных энергоресурсов, что обнадёжило нефтяной рынок.
Ещё одним важным фактором роста цен стало ожидание решения стран-участниц ОПЕК+ на встрече в начале декабря о постепенном увеличении добычи нефти с 1 января 2021 года, что являлось бы для рынка сигналом о восстановлении спроса. Решение было принято 3 декабря. Несмотря на то, что западные СМИ в преддверии встречи нагнетали страсти, публикуя апокалиптические предсказания о том, что в ОПЕК+ опять возникли разногласия, и никакого решения принято не будет, рынок продолжал уверенное движение вверх.
В итоге 3 декабря страны-участницы ОПЕК+ согласовали увеличение квот на добычу нефти с 1 января 2021 года на 500 тыс. баррелей в сутки, при этом квоты ежемесячно будут пересматриваться в зависимости от ситуации со спросом.
Решение стало компромиссом между теми участниками сделки, которые требовали не отклоняться от первоначального плана по увеличению добычи (Россия, ОАЭ, Нигерия), и теми участниками, кто считал необходимым отказаться от наращивания добычи ещё на квартал (Саудовская Аравия).
Компромиссное решение было необходимо в связи с тем, что не все страны-участницы ОПЕК+ дисциплинированно выполняют соглашение о сокращении добычи, оправдывая отсутствие дисциплины разными «уважительными причинами», а также в связи с тем, что на фоне роста цен на нефть о наращивании добычи уже объявили Ливия, которая начала увеличивать добычу ещё осенью, а также Норвегия и особенно США. А победа на президентских выборах в США Джо Байдена вызвала активизацию Ирана в экспорте нефти, так как в Иране ожидают, что Байден, в отличие от Трампа, попытается вернуться к переговорам и может отменить введённое Трампом нефтяное эмбарго.
Более того, западные СМИ в конце ноября активно распространяли информацию о том, что Объединённые Арабские Эмираты, согласно анонимным источникам в ОПЕК, не поддерживают инициативу отказа от увеличения добычи нефти с 1 января 2021 года, вплоть до того, что эта страна будет готова покинуть ОПЕК+, если другие страны не услышат её позицию. После этих скандальных публикаций министерство энергетики ОАЭ заверило общественность, что страна остаётся в ОПЕК+, не подтвердив, но и не опровергнув напрямую информацию из анонимных источников. С учётом этих довольно странных заявлений можно предположить, что итоговое решение далось участникам ОПЕК+ не просто.
Отказ от увеличения добычи нефти в течение ещё одного квартала означал бы, что участники ОПЕК+ сдают без боя долю рынка конкурентам, не входящим в соглашение.
Все участники ОПЕК+ это понимают, хотя позиция Саудовской Аравии выглядит немного противоречивой: с одной стороны, ясно, что королевству невыгодны низкие цены, так как его бюджет достигает баланса при цене на нефть не ниже $60 за баррель, но, с другой стороны, именно Саудовская Аравия, особенно посредством топ-менеджмента государственной корпорации Saudi Aramco делает самоуверенные заявления о том, что готова продавать своим клиентам нефть по демпинговым ценам, что идёт вразрез с ценовой политикой и даже, можно сказать, с идеологией ОПЕК+. Однако Россия, играющая в соглашении такую же ведущую роль как Саудовская Аравия, являясь одним из крупнейших нефтедобытчиков и экспортёров в мире, успешно находит компромисс между интересами разных участников.
Так, президент России Владимир Путин на заседании правительства, состоявшемся уже после принятого ОПЕК+ решения, подчеркнул важность работы в данном формате для России, а генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо ранее уточнял, что все страны-участницы ОПЕК+ настроены на чёткое выполнение сделки. Судя по тому, что каждая страна-участница понимает «чёткое выполнение сделки» по-своему и исходя из своих возможностей на сегодняшний день, участники ОПЕК+ в декабре пришли к единому мнению только путём взаимных уступок.
Немало вопросов в принятом ОПЕК+ решении у экспертов нефтяного рынка вызывает спрос на нефть и темпы его восстановления в 2021 году. Так, Международное энергетическое агентство в ноябре спрогнозировало, что мировой спрос на нефть по итогам 2020 года упадёт сильнее, чем ожидают в ОПЕК, до 8,8 млн б/с, при том, что в октябре добыча нефти в мире увеличилась на 200 тыс. б/с по сравнению с сентябрьским уровнем. Тем не менее, агентство Bloomberg со ссылкой на зарубежных экспертов рынка нефтепродуктов опубликовало прогноз о том, что в ближайшие годы крупнейшим производителем нефтепродуктов в мире станет Китай, обогнав США. А для ОПЕК+ и особенно для России это хорошая новость, так как рост будет означать прежде всего увеличение объёмов закупок Китаем российской нефти. Китаю российская нефть обойдётся дешевле, чем нефть стран ОПЕК и тем более американская нефть, так как наши страны уже давно связывает трубопровод «ВСТО-2». Таким образом, можно предположить, что растущий спрос на нефть в Китае станет в следующем году важным фактором роста нефтяных цен. Декабрьская динамика нефтяного рынка и, в том числе, рост цены Brent до $50 за баррель, только подтверждает этот прогноз.
Мы полагаем, что в России крупнейшим поставщиком нефти в Китай как минимум в ближайшие пять лет останется «Роснефть», и стартовавший в конце ноября её проект «Восток Ойл», предполагающий освоение нефтяных месторождений Красноярского края, а также строительства на полуострове Таймыр нефтеналивного порта и локального нефтепровода, поможет крупнейшей нефтяной госкомпании укрепить свою долю рынка в России и в мире. Выиграют от реализации проекта и российские судостроители, так как получат заказы от нефтяников на расширение танкерного флота. Укрепление сотрудничества с КНР для России важно ещё и потому, что конкуренты, мечтающие стать основными экспортёрами в Китай, не дремлют, в том числе другие участники ОПЕК и ОПЕК+. Так, после объявления о неблагоприятных для Дональда Трампа итогах президентских выборов западные СМИ сообщили о том, что Венесуэла в ожидании отмены «трамповского» нефтяного эмбарго уже увеличивает экспорт своей нефти в Китай. И России в этом контексте важно не снижать долю рынка не только в мире в целом, но особенно на китайском рынке, за который борются конкуренты.
В связи с началом реализации этого в хорошем смысле амбициозного проекта мирового значения России важно постепенно снимать жёсткие ограничения на объёмы добычи нефти и как ведущему участнику поддерживать оптимальный баланс между ценой и предложением.
Напомним, что МЭА в ноябре, несмотря на ухудшение прогноза по спросу на нефть на 2020 год, заявляло, что структурных причин для падения спроса на нефть в этом году не было, и нынешний кризис, соответственно, напрямую связан с пандемией. Так что можно предположить, что по мере выхода из этого кризиса спрос на нефть будет возрастать достаточно быстрыми темпами. Мы ожидаем, что в следующем году цена на нефть Brent будет в рамках $40-60 за баррель, а в 2022 году нефть опять вернётся в коридор $60-70 за баррель, комфортный для производителей и потребителей. А вот $100 за баррель и выше мы, вероятно, увидим не скоро, так как «зелёная энергетика», о которой довольно много говорилось на саммите G20, уже составляет конкуренцию нефти и нефтепродуктам.
На декабрь мы прогнозируем по цене Brent $42-52 за баррель.
В ноябре США по старой традиции продолжали препятствовать строительству газопровода «Северный поток-2». Конгресс США в ноябре одобрил оборонный бюджет, в котором были учтены расширенные санкции против «Северного потока-2», включающие санкции против европейских негосударственных коммерческих организаций, предоставляющих оператору проекта услуги страхования судов-трубоукладчиков, снабжения трубоукладчиков, а также сертификации газопровода. К строительству «Северного потока-2», как мы и предполагали, эти санкции отношения не имеют.
Новые санкции ни к чему не приведут, так как российские суда-трубоукладчики могут быть застрахованы российскими компаниями. А сертифицировать ввод в эксплуатацию газопровода, вполне могут и европейские некоммерческие организации и даже государственные институты. Возможно, что повышенная санкционная активность Конгресса является ли сюрпризом от уходящего Трампа ещё вступившему в должность Байдену. Но санкции ни к чему не приведут. «Северный поток-2» будет достроен обязательно, хотя относительно точной даты ввода газопровода в эксплуатацию есть разные мнения: от весны 2021 года до конца 2021-начала 2022 гг.
Тем не менее, компания Nord Stream 2 объявила о возобновлении строительства недостроенных морских участков газопровода в территориальных водах Дании и Германии с 5 декабря. На германском участке протяжённостью в 2,6 км и глубиной менее 30 м уже работает трубоукладочная крановая баржа «Фортуна», вместе с ней работы ведут два российских судна снабжения, что позволяет обойти санкции. В Nord Stream 2 объявили, что работы на немецком участке должны быть завершены по плану не позднее 31 декабря 2020 года.
На более сложном датском участке протяжённостью около 100 км работы, скорее всего, будет вести трубоукладчик «Академик Черский», так как он оснащён системой динамического позиционирования. Строительные работы могут занять 2-3 месяца, однако пока неясно, начал ли «Академик Черский» укладку труб или нет, поскольку Датское энергетическое агентство, выдавшее разрешение на проведение работ в своей исключительной экономической зоне, ранее требовало, чтобы работающие на этих морских участках суда были застрахованы только европейскими компаниями. Возможно, что Nord Stream 2 сейчас ведёт переговоры с ДЭА относительно разрешения страховать судно российским компаниям или даже компаниям из третьих стран.
Таким образом, США в очередной раз рискуют потерпеть поражение на европейском газовом рынке, где они пытаются закрепиться со своим дорогостоящим газом.
В целом российский трубопроводный газ сегодня на 15-20% дешевле СПГ, приобретаемого в Европе, и у России есть очевидное конкурентное преимущество перед СПГ в виде невысоких цен и удобства поставки.
Напомним также, что в России в ноябре было добыто 62,74 млрд кубометров газа, что совсем немного ниже октябрьских объёмов добычи из-за аномально тёплой погоды в Европе в ноябре. В январе–ноябре 2020 года в России добыли 625,61 млрд кубометров, что на 6,7% ниже, чем в аналогичном периоде 2019 года.
После длительного периода спада российский фондовый рынок в ноябре начал восстанавливаться. Индекс Московской Биржи за ноябрь вырос на 13,5%, до 3107,58 пункта и вернулся на докризисные максимумы. Настроения на мировых, и в том числе на российском фондовом рынке, заметно улучшились. Акции нефтегазового сектора росли в целом лучше рынка, пытаясь обогнать друг друга по темпам роста.
За ноябрь лидером роста в нефтегазовом секторе стали акции «Роснефти», подорожавшие на 25%. Совсем немного отстали от неё в темпах роста акции ЛУКОЙЛа (+22%). Достаточно сильную динамику показали акции «Газпром нефти» (+19%) и обыкновенные акции «Татнефти» (+18%). Более сдержанно, хуже остального рынка выросли привилегированные акции «Транснефти» (+7%) и обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» (+5%). Напомним, что в октябре акции «Сургутнефтегаза» показывали динамику чуть лучше остального рынка на фоне падения, а вот в период подъёма остального рынка и цен на нефть скорректировались вниз. В газовом сегменте лидером оказался НОВАТЭК, акции которого за ноябрь выросли на 19%, но и бумаги «Газпрома» тоже подросли за месяц довольно неплохо, на 17%, показав динамику лучше рынка.
Нужно отметить, что финансовые результаты нефтяных компаний за 9 месяцев 2020 года, опубликованные в ноябре, оставили желать лучшего. Так, чистый убыток «Роснефти» за 9 месяцев текущего года достиг 177 млрд руб. по сравнению с чистой прибылью в 550 млрд руб. в аналогичном периоде 2020 года, а выручка за 9 месяцев упала в годовом выражении на 34% до 4,24 трлн руб. Хотя нужно отметить, что значительная часть чистого убытка «Роснефти» в 156 млрд руб. была получена в тяжёлом 1 квартале 2020 г. А ЛУКОЙЛ за 9 месяцев 2020 года показал чистый убыток в 14,3 млрд руб. при одновременном снижении выручки в годовом выражении на 31% до 4,11 трлн руб., но по итогам 3 квартала 2020 года уже получил положительную чистую прибыль впервые в этом году в размере 50,4 млрд руб. Важно отметить, что на финансовые результаты нефтяных компаний негативное влияние оказали не только падение цен на нефть, которое привело к падению выручки, но и убытки от разницы валютных курсов в связи с обесценением рубля.
Эти результаты опровергают миф о том, что для экспортёров чем дешевле национальная валюта, тем лучше. Как раз наоборот — для любого хозяйствующего субъекта в нашей стране важна предсказуемость курса национальной валюты.
Но пока рубль непредсказуем, российский фондовый рынок в глазах иностранных инвесторов остаётся одним из emerging markets, то есть «развивающимся рынком» или «рынком повышенного риска».
Наталья Мильчакова, к.э.н., заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари»