Posted 9 декабря 2020,, 10:08

Published 9 декабря 2020,, 10:08

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Шпионский скандал на ровном месте

9 декабря 2020, 10:08
Норвежская пресса об обвинениях Китая и России в слежке за нефтегазовыми объектами

Норвежский портал Newsinenglish.no приводит выдержки из публикаций национальных СМИ, посвященных недавним заявлениям спецслужб Норвегии о том, что Китай и Россия, предположительно, ведут шпионаж в нефтегазовой отрасли страны. Как видно из этих материалов, пока норвежская контрразведка не конкретизирует свои подозрения, а к одному из ключевых фигурантов скандала — топ-менеджеру норвежского ЦБ, женатому на гражданке Китая, — раньше вообще не было никаких претензий.

Состоявшаяся 4 декабря внезапная отставка заместителя председателя Центробанка Норвегии Йона Николайсена, курировавшего Суверенный нефтяной фонд страны, произошла всего через день после того, как норвежские спецслужбы предупредили об участившихся случаях слежки за нефтяным и энергетическим секторами. Как утверждается, за этим шпионажем, нацеленным прежде всего на огромное морское нефтяное месторождение «Йохан Свердруп» и связанные с ним технологические инновации, могут стоять Китай и Россия.

Уход Николайсена из Банка Норвегии (Norges Bank) состоялся через непродолжительное время после того, как правительство страны повторно назначило его на должность зампреда. Как пояснил сам топ-менеджер в официальном релизе, поводом для отставки стало то, что его допуск к системе безопасности не был продлен, поскольку «моя супруга является гражданкой Китая и проживает в Китае, где я оказываю ей финансовую поддержку». Хотя, добавил Николайсен, Управление гражданской безопасности Норвегии не обнаружило «никаких обстоятельств, касающихся меня лично, которые вызывают сомнения относительно моей пригодности для получения допуска к секретной информации, это не стало весомым аргументом. Мне пришлось взять последствия на себя».

Иными словами, наличие супруги-китаянки стоило Николайсену должности.

Как сообщила норвежская служба новостей E24, они поженились в 2010 году, через четыре года после того, как Николайсен поселился в Пекине, где имел личные связи с посольством Норвегии. Заместителем управляющего Norges Bank он был впервые назначен в 2014 году и на протяжении дальнейших шести лет отвечал там за денежно-кредитную политику. 1 апреля этого года 60-летний Николайсен был повторно назначен должность зампреда ЦБ, и на сей раз ему было поручено контролировать Управление инвестиции Банка Норвегии (NBIM) — подразделение ЦБ, отвечающее за суверенный нефтяной фонд.

Похоже, что спецслужбы Норвегии не видели ничего зазорного в жене-китаянке Николайсена в тот период, когда он отвечал за денежно-кредитную политику ЦБ. Банк Норвегии сообщил E24, что процесс продления допуска к системе безопасности для Николайсена начался в конце 2019 года, однако не был завершен в тот момент, когда он назначен заместителем председателя ЦБ на новый срок до декабря 2026 года.

Norges Bank подтвердил норвежским СМИ, что Николайсен не имел допуска к секретным сервисам ЦБ с момента переназначения. Без этого разрешения вам автоматически блокируется доступ к системам, содержащим секретную информацию, заявил представитель Банка Норвегии Борд Уве Мольберг газете Dagens Næringsliv. Но это обстоятельство, похоже, не было проблемой для исполнения Николайсеном своих обязанностей, поскольку, добавил Мольберг, допуск к системе безопасности «редко требуется в повседневной работе заместителя председателя ЦБ». Как правило, это происходит во время кризисных ситуаций или учений.

Официально отставку Николайсена приняло Министерство финансов Норвегии, а председатель ЦБ Ойстейн Олсен в официальном пресс-релизе заявил, что «будет скучать по Йону Николайсену на его посту заместителя управляющего, где он превосходно выполнял свои обязанности как близкий коллега и компетентный профессионал. На своих ключевых должностях в банке он на протяжении многих лет внес существенный вклад в развитие Norges Bank».

Известно, что и Олсен, и Николайсен совсем недавно находились на карантине после положительного результата теста на коронавирус. В этот период их критиковали за то, что они, вероятно, проводили встречи вместо работы строго в режиме домашнего офиса.

Заявление Николайсена об отставке состоялось на следующий день после того, как 3 декабря норвежское издание DN сообщило о результатах новой оценки состояния безопасности страны, выполненной Государственной службой безопасности Норвегии (PST). Документ был отправлен в Министерство юстиции страны еще 5 ноября и содержал раздел «Разведывательные угрозы для нефтяного сектора Норвегии». В нем указывалось, что Китай и Россия входят в число стран, предположительно, нацеленных на государственные и частные компании, технологическую среду в университетах и ​​исследовательских учреждениях, а также норвежские власти. В качестве ориентировочных целей для шпионажа также были названы исследовательское агентство Sintef и Норвежский университет науки и технологий (NTNU) в Тронхейме.

Как сообщалось в публикации DN, служба PST особенно обеспокоена тем, что иностранные спецслужбы могут предпринять попытки вербовать людей, работающих в нефтегазовом секторе или имеющих контакты в сфере нефтегазовой политики.

Цель этих действий, утверждает PST, состоит в том, чтобы получить информацию о нефтяной инфраструктуре Норвегии, включая нефте- и газопроводы, морские добывающие установки и НПЗ, персонале и расписании работ. Собранные разведданные могут в дальнейшем использоваться, утверждает PST, для диверсионных операций, которые способны нарушить поставки нефти и газа или вызвать недоверие к безопасности и надежности норвежской нефтяной индустрии. Кроме того, утверждается, что помимо нефтяного сектора, в будущем станут объектами усиленного шпионажа могут стать проекты в области альтернативной энергетики.

Посольство Китая в Осло не ответило на просьбу DN прокомментировать отчет PST, а посольство России в Норвегии заявило, что PST «ищет врагов там, где их нет». В ответе DN было сказано, что в отчете PST о предполагаемых российских угрозах не содержится «ничего нового», лишь «общие предположения», в связи с чем есть основания подозревать PST в том, что она «несколько лет использовала примитивную пропаганду», чтобы «запугать норвежский народ».

Вместо того, чтобы демонизировать Россию, полагают ее официальные представители в Осло, сотрудникам разведки и службы безопасности Норвегии необходимо сотрудничать с компетентными российскими органами для обеспечения «реальной безопасности» норвежских граждан, например, в области кибербезопасности, что, по утверждению посольства, также «улучшит атмосферу в двусторонних отношениях». Посольство также заявило, что Россия регулярно предлагает расширить сотрудничество как PST, так и Министерству иностранных дел Норвегии, добавив, что сейчас самое время получить ответ на эти предложения с норвежской стороны.

В свою очередь, представитель PST Мартин Бернтсен на вопрос DN о том, почему именно Китай и Россия были отмечены в недавнем отчете спецслужбы о нефтяном секторе, ответил, что, как и другие европейские страны, «мы неоднократно упоминали Россию и Китай». На вопрос, есть ли у PST какие-либо доказательства того, что Россия стоит за шпионажем в норвежском нефтяном секторе, представитель спецслужбы сообщил: «Мы неоднократно заявляли, что эта страна активно занимается разведывательной деятельностью, направленной против интересов Норвегии. Я не хочу давать каких-либо иных комментариев [в ответ на заявления российского посольства]».

Сергей Танакян

"