Posted 8 декабря 2020, 09:12
Published 8 декабря 2020, 09:12
Modified 16 августа 2022, 21:47
Updated 16 августа 2022, 21:47
Российский нефтегазовый сервис переживает один из самых трудных периодов в своей истории. Низкие цены на нефть после кризиса 2014 года, договоренности ОПЕК+ о снижении добычи, сокращение буровых программ, разгул пандемии и, наконец, недавнее ужесточение налогового режима в нефтянке — все эти факторы резко обрушили спрос добывающих компаний на сервисные услуги. О том, как выживают в нынешних условиях сервисные подрядчики и производители нефтегазового оборудования, «НиК» рассказывает Станислав Великий, генеральный директор ГК «Римера» — нефтесервисного дивизиона Группы ЧТПЗ.
«НиК»: В последние годы главными проблемами российского нефтесервиса считались низкие цены на услуги и долгие сроки оплаты выполненных работ. Сегодня, в условиях коронавирусного кризиса ситуация в этом секторе еще более осложнилась. Удается ли вашей компании сохранять рентабельность бизнеса?
— Маржинальная рентабельность сервисных проектов ГК «Римера» за первое полугодие 2020 года оказалась на 15 п. п. ниже аналогичного прошлогоднего показателя. Основной причиной стало снижение спроса на нефтесервисные услуги в связи с сокращением добычи в рамках сделки ОПЕК+. Показатель рентабельности прокатных проектов (прокат установок электроцентробежных насосов) сохранился на уровне 2019-го, но по итогам второго полугодия мы также ожидаем снижения.
В целом нам удается сохранять устойчивость за счет комплекса мер, включающего, в частности, сокращение производственных и административно-управленческих расходов и оптимизацию инвестиционного портфеля. Кроме того, вместе с нашими клиентами мы находим гибкие решения в ситуациях, когда обслуживать скважины, работа которых приостановлена, экономически нецелесообразно, но досрочный выход из проектов не выгоден ни одной из сторон.
«НиК»: У ГК «Римера» два направления деятельности — нефтесервис и производство добывающего оборудования. Какое из них наиболее устойчиво в условиях кризиса, какое, напротив, пострадало больше всего?
— Напряженная обстановка в мире, в том числе экономический спад и снижение деловой активности в связи с пандемией стали серьезными вызовами для бизнеса. Считаю, что в новых реалиях именно практикуемый нами комплексный подход наиболее эффективен. Он обеспечивает синергию и позволяет клиентам воспользоваться преимуществами налаженного взаимодействия наших машиностроительных предприятий с сервисными центрами, находящимися в основных нефтедобывающих регионах России.
Как я уже сказал, нынешняя ситуация сильно повлияла на работу нашего нефтесервисного направления, представленного сетью «Римера-Сервис», в частности, на финансовые показатели ряда проектов.
Тем не менее, предприятие изначально ориентировано на работу в условиях краткосрочного горизонта планирования.
Такая практика предполагает умение оперативно подстраиваться под требования рынка — например, гибко управлять численностью персонала по завершении контракта или расширять производственные мощности при входе в новый проект.
Что касается наших производственных площадок — заводов по выпуску нефтедобывающего оборудования «Алнас» и «Ижнефтемаш», — то они менее мобильны и более чувствительны к изменениям. Их финансовая устойчивость обеспечивается за счет расширения географии поставок, развития производственной системы и совершенствования организационной структуры.
В фокусе стратегии компании — повышение качества взаимодействия с клиентами, для чего мы оптимизируем систему управления в ГК «Римера». Реорганизация предполагает в том числе отказ от управляющей компании. После проведения необходимых корпоративных процедур каждое из направлений — механизированная добыча и нефтепромысловое оборудование — будет само нести ответственность за производственные и финансово-экономические результаты. Такой подход повысит гибкость бизнеса и позволит более оперативно предоставлять эффективные решения для нефтедобычи.
«НиК»: Изменился ли в нынешних условиях список клиентов компании, как российских, так и зарубежных?
— Нашими заказчиками и сегодня остаются предприятия — лидеры отечественной нефтегазовой отрасли: «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «РуссНефть», «Нефтиса», а также ведущие нефтяные компании ближнего и дальнего зарубежья. На территории СНГ отгружаем свою продукцию преимущественно в Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Украину и Узбекистан. Основные страны дальнего зарубежья, куда поставляем оборудование, — Индия, США, Болгария, Сербия, Хорватия и Кувейт.
«НиК»: Какая доля выручки приходится на Россию, какая — на зарубежье? Меняется ли эта доля в последнее время?
— Доля экспорта ГК «Римера» в общем объеме «прямых» продаж (за исключением продаж сервисных услуг) за шесть месяцев 2020 года выросла до 32% против 16% в первом полугодии прошлого года.
Чтобы снизить зависимость от колебаний спроса и возрастающей конкуренции на внутреннем рынке, мы стремимся расширять присутствие в странах со схожим с российским фондом скважин и высоким потенциалом для продвижения комплексных нефтесервисных решений нашей компании.
В частности, хотим увеличить долю присутствия на рынках Казахстана, где уже открыт наш филиал, и Узбекистана. Также активно работаем над тем, чтобы выйти на новые рынки дальнего зарубежья.
«НиК»: В прошлом году «Римера» открыла подразделение в Дубае, которое стало первой «дочкой» компании в дальнем зарубежье. Означает ли это, что Ближний Восток — приоритетный для вас регион?
— Продвижение комплексных нефтесервисных решений в странах Ближнего Востока действительно одно из приоритетных направлений нашей экспортной деятельности. Пандемия коронавируса и временное закрытие границ показали, что открытие офиса в ОАЭ стало правильным шагом, упростившим взаимодействие с партнерами из этого региона.
В этом году мы также открыли региональный офис в США — компанию RIMERUS LLC (Техас). Ее основная задача — продвижение на североамериканском рынке комплексных инженерных решений ГК «Римера» для добычи нефти.
«НиК»: Альметьевский «Алнас» во времена СССР был единственным в стране производителем УЭЦН, но с конца 2000-х переживал не лучшие времена. Приходилось читать, например, о многочисленных случаях брака в литейном производстве. На заводе уже много лет идет модернизация. Что она должна принести предприятию?
— Мы постоянно расширяем производственные мощности и модернизируем технологическое оборудование. В последние годы на «Алнасе» было обновлено механообрабатывающее, закалочное, испытательное и литейное оборудование. Благодаря введенному в эксплуатацию литейному комплексу Laempe немецкого производства мы смогли заменить более двадцати существующих и функционирующих стержневых автоматов. Это позволило не только повысить качество продукции, но и снизить ее себестоимость за счет уменьшения расхода электроэнергии и трудоемкости операций изготовления стержней. В 2016 году была запущена автоматизированная линия по производству сложнопрофильных отливок рабочих ступеней для широкого диапазона электроцентробежных насосов. Тем самым производственный потенциал завода значительно возрос.
«НиК»: А обновляются ли производства на «Ижнефтемаше»?
— Разумеется. За последние восемь лет там введены в эксплуатацию участки по выпуску муфт НКТ и станций управления ЭЦН, новый окрасочно-сушильный комплекс и сварочный участок, парк станков для резки металла и механической обработки деталей. Если говорить о сети «Римера-Сервис», то большая часть вложений опять-таки направлена на модернизацию производства и развитие промышленной инфраструктуры ее филиалов. Всего же с 2011 по 2020 год ГК «Римера» инвестировала в обновление производственных мощностей более 3,5 млрд рублей.
«НиК»: «Римера» – подразделение Группы ЧТПЗ, входящей в тройку ведущих в стране производителей труб. Сказывается ли на вашем бизнесе одна из главных тенденций российского трубного рынка в последнее время — снижение спроса на трубы большого диаметра?
— Не сказывается, поскольку мы не являемся участниками рынка ТБД. Мы полностью сосредоточены на предоставлении предприятиям ТЭК комплексных решений по производству нефтедобывающего оборудования и сервисных услуг по обустройству месторождений.
«НиК»: В начале этого года трубный сервис был выделен из ГК «Римера» в отдельное направление «ЧТПЗ. Трубный сервис». Другими словами, трубы больше не входят в сферу вашей деятельности?
— Этот шаг — логичное продолжение сервисной составляющей трубного производства. Налаженное взаимодействие подразделений «ЧТПЗ. Трубный сервис» с производственными площадками Группы ЧТПЗ позволяет предоставлять заказчикам комплексный сервис труб нефтяного сортамента. Он включает изготовление трубной продукции и муфт, нарезку резьбы, транспортировку, комплектование и хранение, а также супервайзинг и технический контроль.
Сервисная сеть ГК «Римера» теперь сфокусирована на комплексном сервисном обслуживании нефтедобывающего оборудования.
«НиК»: Недавно сообщалось, что «Римера» заключила крупный контракт на поставку УЭЦН «Роснефти», у которой вырос спрос на установки с вентильными двигателями. Чем обусловлен выросший спрос? Вообще, как меняются сегодня требования добывающих компаний к нефтегазовому оборудованию?
— На сегодняшний день мы практически выполнили годовую программу по поставкам нефтедобывающего оборудования «Роснефти», с которой нас связывают долгосрочные отношения. Сегодня на рынке устойчивая тенденция к потреблению энергоэффективной продукции. Например, потребность в УЭЦН с вентильными электродвигателями на 2021 год выросла в два раза по сравнению с уровнем 2019 года и превысила 30%.
Мы постоянно анализируем потребности клиентов, на основании полученных данных внедряются новые технологии и совершенствуется выпускаемая продукция. Так, в компании разработаны вентильные электродвигатели в 81 и 117 габаритах, насосы с высоким коэффициентом полезного действия и электродвигатели с повышенным напряжением питания в габаритах 103 и 117 мм, а также ступени ЭЦН класса энергоэффективности Е2 и Е3. Собираемся продолжать развитие продуктовой линейки, в том числе энергоэффективного оборудования.
«НиК»: Ощущаете ли конкуренцию со стороны зарубежных поставщиков и как пытаетесь ей противостоять?
— Ощущаем, в особенности на международных рынках. При этом мы не испытываем острой конкуренции по части идентичных линеек, а вот ситуация в сегменте передовых разработок как раз и подталкивает нас к усиленному развитию в области НИОКР. «Римера» ежегодно выпускает более ста новых разработок, а общая сумма вложений в развитие данного направления за последние три года составила более 200 млн рублей. Среди новых продуктов завода «Алнас» — уже упомянутые вентильные электродвигатели и малогабаритные УЭЦН, которые обеспечивают снижение эксплуатационных затрат и себестоимости нефтедобычи. Из новинок «Ижнефтемаша» в приоритете — гидравлические буровые ключи и высокотехнологичное оборудование для многостадийного гидроразрыва пласта FRACTURA, позволяющее повысить нефтеотдачу на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами.
Отмечу, что за последние годы наши предприятия успешно адаптировались к увеличению количества заказов с нестандартными требованиями и эффективно совмещают производство серийной продукции с выпуском небольших партий техники «под клиента».
Пример — завод «Ижнефтемаш», который ежегодно осваивает более 20 новых моделей и модификаций цементировочных и смесительных установок. При этом мы готовы масштабировать востребованные одним клиентом рациональные технические решения на остальную продуктовую линейку.
«НиК»: Насколько в целом российские поставщики сервисных услуг и оборудования конкурентоспособны по сравнению с мировыми лидерами отрасли?
— Российские нефтесервисные компании конкурентоспособны, так как обладают богатым опытом обслуживания нефтедобывающего оборудования на месторождениях с различными особенностями и условиями добычи. Это связано прежде всего с тем, что фонд скважин, оборудованных установками электроцентробежных насосов, в России — самый большой в мире. Экономические условия последних лет способствовали активному развитию российского нефтесервиса в сегменте нового оборудования и расширению спектра услуг, востребованных на международном рынке.
«НиК»: Каковы сегодня главные болевые точки отечественного нефтесервиса? Помогает ли государство в решении проблем отрасли?
— Одна из главных сложностей — ограничение добычи, которое оказывает существенное влияние на динамику спроса на нефтедобывающее оборудование, в частности на буровые установки, оборудование для механизированной добычи, а также на сервисные услуги.
Кроме того, за последние десять лет ужесточилась конкурентная среда нефтесервисного рынка — наблюдается значительный прирост новых компаний, в том числе западных.
Однако реализация стратегии развития нашей компании и антикризисной программы в комплексе с государственными мерами поддержки позволяет не только сохранять, но и повышать работоспособность предприятий ГК «Римера». Например, включение наших заводов в перечень системообразующих предприятий российской экономики позволило обеспечить бесперебойный выпуск стратегически важной продукции для ТЭК во время пика пандемии коронавируса.
«НиК»: Перспективы мирового спроса на нефть неопределенны, многие говорят о закате нефтяной эры. Не опасаетесь ли в этой связи за будущее нефтесервиса?
— Развитие новых технологий в энергетической отрасли закономерно, поскольку растет спрос на альтернативные источники энергии с учетом трендов на энергоэффективность и экологическую гармонизацию. Однако переход на новый вид энергопотребления не может быть одномоментным. Кроме того, российские компании отстают от западных во внедрении альтернативных источников энергии в связи с недостатком средств, неподходящим климатом и необходимостью создания инфраструктуры на обширной территории России. В ближайшей перспективе мы не видим острой опасности падения спроса на нефть, но будем пристально следить за данным направлением, чтобы корректировать стратегические приоритеты компании в соответствии с мировыми тенденциями энергетической отрасли.
Беседовал Виктор Прусаков