Posted 4 декабря 2020, 13:40

Published 4 декабря 2020, 13:40

Modified 16 августа 2022, 21:47

Updated 16 августа 2022, 21:47

Трудно — не значит невозможно: мировые аналитики о продлении сделки ОПЕК+

4 декабря 2020, 13:40
Решение ОПЕК+ 3 декабря позитивно повлияло на рынок, но противоречия среди участников альянса ОПЕК+ будут только нарастать

Драматичные переговоры по продлению сделки ОПЕК+ увенчались компромиссным решением начать наращивание добычи с января, однако практически все эксперты, опрошенные ведущими западными изданиями, а также отраслевые аналитические агентства уверены, что противоречия среди участников альянса будут только нарастать.

Неожиданное решение ОПЕК+ свидетельствует о внутренних разногласиях — Energy Intelligence

3 декабря решение ОПЕК+ опрокинуло ожидания рынка, отмечают аналитики агентства Energy Intelligence. Предложение Саудовской Аравии о продлении текущего сокращения добычи на 7,7 млн ​​баррелей в сутки до первого квартала 2021 года не нашло поддержки. Вместо этого неделя бурных переговоров принесла неожиданное решение о постепенном увеличении добычи на 500 тысяч баррелей в сутки каждый месяц начиная с января до уровня 2 млн баррелей в сутки.

Учитывая высокую неопределенность спроса и многочисленные проблемы со стороны предложения, каждый новый шаг в увеличении добычи потребует одобрения на ежемесячных совещаниях министров. Это решение должно позволить ОПЕК+ быстро реагировать на любые внезапные изменения на рынке, но оно же может выявить новые расколы в альянсе, которые полностью проявились на этой неделе, подчеркивают в Energy Intelligence.

Наибольшую обеспокоенность, по мнению агентства, вызывают разногласия в ядерной группе сделки — между Саудовской Аравией и Россией.

Эти страны четыре года предпринимали совместные усилия по управлению предложением на мировом рынке нефти. 29 ноября, в преддверии последнего раунда переговоров, Россия и ОАЭ сделали неожиданное встречное предложение о скачкообразном увеличении добычи на 500 тысяч баррелей в сутки, что и привело к нарушению графика встреч на этой неделе. Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Салман в ответ пригрозил уйти с поста сопредседателя ОПЕК+ и Объединенного министерского комитета по мониторингу, хотя в итоге, после просьбы со стороны министров ОПЕК+, остался.

Еще в апреле, напоминают аналитики EY, было принято решение о поэтапном наращивании добычи с выходом на совокупный объем ее сокращения в 5,8 млн баррелей в сутки с 1 января 2021 года. Однако под воздействием падения спроса на нефть из-за коронавируса, угроз возвращения на рынок Ливии, а в следующем году, возможно, и Ирана эти договоренности пришлось пересматривать. Дальнейшую путаницу внесло недавнее повышение стоимости нефти до $48 за баррель в надежде, что стимулом для спроса станет появление вакцин против коронавируса. Первоначально предполагалось, что в начале декабря предложение Саудовской Аравии сохранить действующий уровень сокращений будет принято легко, хотя оставалось особое мнение ОАЭ и Казахстана.

Однако события недели показали, что среди участников ОПЕК+ нарастает усталость от соблюдения требований сделки.

Абдель Азиз бен Салман явно преуменьшил значение разногласий на пресс-конференции после встречи 3 декабря, заявив, что подобные разногласия и компромиссы были естественными и неизбежными.

В действительности, полагают в EY, этот эпизод стал самым серьезным препятствием для саудовско-российских отношений с момента мартовской ценовой войны. Действия России оказались неожиданностью, особенно учитывая то, что еще на прошлой неделе Кремль предупредил российские нефтяные компании о трехмесячном продлении текущих сокращений.

В результате общие интересы — прежде всего в более высоких ценах на нефть — все же должны привести к налаживанию отношений между главными участниками альянса, но доверие между ними может пострадать. Москва стремилась успокоить партнера: вице-премьер Александр Новак высоко оценил усилия принца КСА и пообещал посетить Саудовскую Аравию уже в этом месяце. В свою очередь, Абдель Азиз был вынужден принять предложение о наращивании добычи, чтобы альянс достиг консенсуса, однако недавнее исследование ОПЕК показывает, что единственный способ существенно снизить глобальное предложение нефти и вернуть его к среднему пятилетнему уровню — это продление прежних объемов сокращения добычи на три месяца или более.

Коронавирус заставил всю отрасль задуматься, что для нее означает рынок нефти при падающем спросе, отмечают в EY. Пандемия ускорила переход к низкоуглеродной энергии и продемонстрировала неприглядную реальность низкого спроса для всех нефтедобывающих стран, каждая из которых теперь должен выбрать лучший путь для себя. Традиционно ОПЕК демонстрировал лучшие результаты своей деятельности именно в условиях кризиса, но никогда прежде картель не сталкивался с таким комплексом проблем: неопределенность спроса (как краткосрочная, так и долгосрочная), повышенные риски на стороне предложения, чрезвычайная нагрузка на бюджеты его участников и геополитическая напряженность в регионе Персидского залива. Совсем недавно Абу-Даби расходился с Эр-Риядом по ряду политических вопросов, включая ситуацию в Йемене и блокаду Катара, по которым Саудовская Аравия занимает более мягкую позицию.

Выхода ОАЭ из ОПЕК пока не предвидится, но в воздухе витает нервозность — отказ хотя бы одного участника от переговоров мог вызвать панику.

Сделка ОПЕК+ многого требует от своих участников, тогда как те, кто к ней не присоединился, получают те же преимущества, но без жертв, резюмируют аналитики EY. В конечном итоге, единственное, что удерживает альянс, — это страх обвала цен и негласная угроза новой ценовой войны. Альянс остается полезным и сейчас, и хотя воспоминания о падении цен еще свежи, это не идеальный рецепт для устойчивого долгосрочного партнерства.

Разумно в теории, но сложно на практике — Reuters

«ОПЕК+ скоординированно устраняет препятствия для выхода из текущих сокращений добычи. Это укрепляет нашу убежденность в устойчивом росте цен на нефть до 2021 года», — прокомментировал договоренности, достигнутые 3 декабря, американский инвестиционный банк Goldman Sachs, сохранивший свой 12-месячный ценовой прогноз на уровне $65 за баррель Brent.

Однако воплотить на практике гипотезы о поведении рынка, которые выглядят верными в теории, будет непросто, уверен австралийский нефтегазовый аналитик Reuters Клайд Рассел. По сути, считает он, альянс ОПЕК+ пытается добиться триединой цели: увеличить объемы добычи, удержать цены по меньшей мере на текущем уровне и, наконец, не уступить долю рынка производителям, не входящим в альянс, таким как США и Бразилия.

Первоначальная реакция рынка на сделку была позитивной, отмечает Расселл: фьючерсы на нефть Brent 4 декабря выросли на 1,4%, до $48,94 за баррель, а закрытие торгов произошло на отметке $48,77 — самый высокий уровень закрытия с начала марта. По сути, тем самым рынок сигнализировал об определенной уверенности в способности ОПЕК+ наращивать предложение примерно теми же темпами, какими, предположительно, будет расти спрос в рамках начавшегося восстановления после пандемии коронавируса.

Проблема подобной точки зрения, полагает аналитик Reuters, состоит в том, что в ней заложено предположение, будто целый ряд факторов так или иначе находится под контролем ОПЕК+. Но это не так.

Поскольку коронавирус все еще воздействует на ситуацию в большей части Европы и в Соединенных Штатах, надежды на восстановление спроса сейчас в значительной степени возлагаются на Азию, которая намного лучше справилась со сдерживанием пандемии. Однако этот успех связан с тем, что азиатские страны строго ограничили перемещения между границами, а зачастую и внутри государств, поощряя работу из дома и социальное дистанцирование. Эти тактики не предусматривают более высокого спроса на нефть, а учитывая то, что вакцины все еще не доступны для массового применения, начало значительного восстановления спроса с января выглядит слишком оптимистичным ожиданием.

Еще один фактор, находящийся, по мнению Рассела, вне контроля ОПЕК+, — это возможная реакция добытчиков сланцевой нефти в США на сигнал о повышении цен. Предшествующий опыт подсказывает, что они просто начнут добывать больше нефти: сначала постепенно, а затем ускоренными темпами, если рост цен сохранится. Кроме того, Норвегия, не входящая в ОПЕК+, уже заявила, что не будет продлевать добровольное сокращение добычи по истечении срока его действия в конце декабря, и это потенциально добавит на рынок еще 300 тысяч баррелей в сутки.

Существует также проблема соблюдения договоренностей членами ОПЕК+. Хотя в ноябре уровень выполнения условий сделки в целом по ОПЕК составил 102%, соблазн более высоких цен может оказаться достаточным, чтобы ослабить дисциплину, особенно среди тех участников сделки, которые были против продления текущих сокращений в любой форме, считает Клайд Расселл.

Другие аналитики, опрошенные Reuters, заочно полемизируют с предложенными им аргументами. Например, Паола Родригес-Масиу, старший аналитик по нефтяным рынкам Rystad Energy, полагает, что 500 тысяч баррелей в сутки дополнительного предложения — это не смертельно для равновесия рынка. А Эдвард Мойя, старший аналитик рынка OANDA в Нью-Йорке, уверен, что в условиях роста добычи нефти в США участники ОПЕК+ просто не могли позволить американцам завоевать долю рынка за их счет.

Ноту скепсиса вносит Роберт Яугер, директор по энергетическим фьючерсам компании Mizuho.

По его мнению, цены на нефть выросли до максимального уровня за последние несколько месяцев из-за ожиданий роста спроса после появления вакцин от коронавируса вакцины, а не благодаря управлению предложением со стороны ОПЕК.

Участники ОПЕК+ пришли к окончательному компромиссу, но их дальнейшие встречи внесут определенную нестабильность на рынок и, что немаловажно, усложнят хеджирование для нефтедобытчиков США, добавляет Стивен Иннес, главный рыночный стратег Axi.

Кошмар отменяется, неопределенность остается — Bloomberg

«Это было очень мучительно и очень утомительно. Когда вы работаете сразу с 23 странами, вам приходится быть очень гибким», — цитирует агентство Bloomberg заявление саудовского министра Абдель Азиза бен Салмана, сделанное им журналистам после переговоров 3 декабря. Достигнутое решение, похоже, удовлетворило рынок нефти и большинство членов ОПЕК, но ослабило единство группы и стало для него преждевременной проверкой на прочность, комментирует Bloomberg. Пересмотр оказался сделки не столь убедительным, как ожидали многие наблюдатели, но может оказаться рациональным ответом на огромную неопределенность на энергетических рынках.

После затяжных переговоров рынок не поставлен перед кошмарным сценарием, но это совсем не то, чего он ожидал несколько недель назад, заявила агентству Паола Родригес-Масиу из Rystad Energy.

Тот факт, что уровень добычи в феврале по-прежнему обсуждается, создает большую неопределенность по поводу предстоящих встреч ОПЕК+.

Согласно расчетам Bloomberg с использованием данных ОПЕК, предстоящее в январе наращивание добычи в объеме, составляющем всего четверть того, что было оговорено в рамках исходной сделки ОПЕК+, вероятно, сохранит дефицит на рынке в течение первого квартала. Это означает, что чрезмерные запасы топлива, которые сейчас воздействуют на цены, будут продолжать сокращаться. Эту гипотезу в интервью Bloomberg TV подтвердила Родригес-Марсиу, полагающая, что прирост добычи на 0,5 млн баррелей в сутки гарантирует отсутствие профицита нефти в первом квартале.

«Это мудрое решение. Ежемесячные встречи министров способны помочь сохранению стабильности на рынке, а дополнительное предложение в январе не окажет на рынок большого влияния», — сказал после завершения переговоров министр нефти Ирана Биджан Зангане государственной службе новостей Shana.

Однако, отмечает Bloomberg, интенсивность борьбы между Саудовской Аравией и ОАЭ застала наблюдателей ОПЕК врасплох: две страны давно являются верными союзниками, но Абу-Даби хочет проводить более независимую нефтяную политику. Тем не менее, после того, как принц Абдель Азиз заявил о готовности сдать свои полномочия в ОПЕК+, его коллега из ОАЭ Сухейль аль-Мазруи, которому было предложено занять эти должности, отказался от подобной чести, сообщают источники агентства.

Некоторые аналитики предсказывают новые проблемы в ОПЕК уже в 2021 году. «Отношения Саудовской Аравии и ОАЭ по-прежнему требуют пристального внимания, — сообщил Bloomberg Эд Морс, глава отдела исследований сырьевых товаров в Citigroup Inc. — ОАЭ, вероятно, станут более независимыми и влиятельными в делах альянса в будущем».

Сергей Танакян

Подпишитесь