Posted 3 декабря 2020, 11:51

Published 3 декабря 2020, 11:51

Modified 16 августа 2022, 21:47

Updated 16 августа 2022, 21:47

Газификация как выход из кризиса

3 декабря 2020, 11:51
Сюжет
Газпром
Хоть дорожная карта газификации РФ и предусматривает 2 трлн рублей дополнительных вложений, переориентация на внутренний рынок убережет от рисков

Дорожная карта по газификации регионов должна быть утверждена до 1 января 2021 года. Однако для ее реализации потребуется дополнительно найти 2 трлн рублей, а в нынешней ситуации это сделать совсем не просто. В то же время, как показал кризис спроса на энергосырье в текущем году, ориентироваться исключительно на экспорт становится опасно. Поэтому нефтегазовым компаниям, и в первую очередь «Газпрому», стоит обратить серьезное внимание на внутренний рынок.

30 ноября вице-премьер РФ Александр Новак в ходе совещания по вопросам газификации сообщил, что проект Дорожной карты уже прошел этап рассмотрения в правительстве и направлен на рассмотрение президентской комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. «Нам предстоит до конца разрешить ряд вопросов, находящихся за рамками „дорожной карты“: сохраняющейся размытой ответственности за газификацию, несогласованности планов, разнящейся дисциплины регионов при реализации программ газификации. Очевидно, что есть необходимость изменения законодательства, нормативной базы, стандартизации работы оборудования, унификации подходов», — подчеркнул вице-премьер.

Стоит отметить, что перечисленные Новаком проблемы — это только вершина айсберга. Как ранее сообщал на встрече с президентом глава Счетной палаты Алексей Кудрин, планы газификации в стране за последние три года исполнены лишь на 15%. Поэтому, если оставлять сложившуюся систему без изменения, то газа как не было в ряде регионов, так и не будет. Стыдно сказать, но, например, в ХМАО, на 1 января 2020 года уровень газификации составил 39,9% (40,2% в городах и 38% в сельской местности).

Напомним, что в августе 2020 года «Газпрому» было поручено за ближайшие 10 лет в целом завершить газификацию страны, доведя уровень газификации до 83%.

В начале ноября Александр Новак отмечал, что реализация программы газификации РФ потребует дополнительных источников финансирования и ее стоимость составит 2 трлн рублей.

Где найти эту сумму и на что она будет потрачена, не совсем понятно, так как согласно последним предложениям, «Газпрому» придется не только довести газ до населенных пунктов, но и обеспечить подключение граждан. Кстати, как неоднократно отмечали источники в отрасли, ранее компания и не пыталась взять ответственность за непосредственное подключение домохозяйств к газовой инфраструктуре, ей было гораздо выгоднее заниматься экспортным направлением. Внутренний рынок был для нее фактически налоговой нагрузкой, тем более, что концерн имел право лишь подводить газопровод к населенному пункту. Непосредственное подключение осуществляли различные коммерческие структуры, которые уверенно держали высоки цены на свои услуги и не способствовали увеличению количества потребителей энергоресурса. Например, средний ценник проведения «голубого топлива» в Подмосковье еще два года назад составлял около 800 тыс. рублей. И это даже в том случае, если газовая магистраль пролегала в 10 метрах от дома. В других регионах были резонансные случае, когда с собственников небольших частных домов за проведение газа требовали несколько миллионов.

Концерн в данный беспредел не вмешивался и порядок навести не пытался.

Однако сейчас ситуация на мировом энергорынке изменилась, и дело не только в пандемии. Например, судя по климатической карте, которую Европа активно разыгрывает, проблемы у «Газпрома» на рынке ЕС будут продолжаться и после карантина. В связи с этим можно предположить, что концерну придется заняться внутренним рынком всерьез и надолго.

У опрошенных «НиК» экспертов нет единого мнения относительно того, каким образом будет реализовываться последний этап газификации России. Пока строительство газотранспортной инфраструктуры и подключение к газу потребителей вызывает больше вопросов, чем ответов.

Тотальной газификации нужен единый оператор

Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности считает, что снижение темпов газификации в последние годы связано с тем, что по мере развития газопроводов ухудшаются условия их прокладки. «Остаются более сложные с технической и экономической точки зрения районы, которые требуют больше усилий на меньший „выхлоп“. Если же речь идет о Дорожной карте, которая должна быть принята в развитие поручений президента России, то пока не удается определить источники финансирования и распределить обязанности и ответственность между заинтересованными сторонами», — заявил эксперт.

По его мнению, развитие внутреннего рынка не выгодно поставщикам газа в принципе и «Газпрому» в том числе:

«Поставки газа населению убыточны и в принципе не могут окупить вложения в развитие сетей»,

— отметил Гривач. Он также указал, что при газификации населения не так много перекрестного субсидирования с поставками промышленным потребителям, сколько с другими видами деятельности: «Убытки покрываются за счет экспортных доходов. Убрать это сложно, так как потребуется резко поднять цены на газ для населения. Это неприемлемо с социально-политической точки зрения».

Отвечая на вопрос о том, нужен ли единый оператор для газификации, он заметил: «Правило одного окна, которое единственно возможное для достижения поставленных задач по тотальной газификации, означает, что должен быть единый оператор. Поскольку не во всех регионах газораспределительные организации принадлежат „Газпрому“, то нужно либо унифицировать, либо создавать операторов газификации на региональном уровне. Это одна из проблем, которую пока не удается разрешить».

Касаясь развития технологий доставки сжиженного газа для газификации регионов, Гривач указал, что сетевая газификация имеет свои пределы: «Для отдаленных районов может быть применена опция с СПГ. В то же время очевидно, что это потребует от регуляторов либо механизмов субсидирования, либо это просто будут коммерческие поставки СПГ по экономически обоснованной цене. Правда, в этом случае не очень понятно, в чем будет заключаться роль государства в этом процессе», — резюмировал эксперт.

Кто заплатит за газ?

В ряде регионов газ уже нельзя назвать дешевым топливом, отмечает гендиректор компании «ИнфоТЭК-Консалт», профессор Тамара Канделаки. «Например, в Подмосковье цены на газ уже совсем не маленькие и весьма дорогое подключение. Только поменять газовые счетчики стоит 17 тысяч рублей. При пенсии в 15 тысяч газификация бабушек будет затруднена.

Кроме того, сейчас газификацией называют не только проведение газопровода, но и установку баллонов с пропан-бутановой смесью, а также СПГ. Поэтому возникает вопрос, что считать газификацией?»

— указала эксперт.

По ее словам, до сих пор не понятно, кто за эту газификацию заплатит: «Субсидии, которые выдаются определенному проценту населения на газификацию, является завуалированной формой перераспределения налогов, ранее собранных. То есть до сих пор не ясно, сколько будет стоить газ, кто будет платить за подключение и в какой степени в это будут включены налогоплательщики», — пояснила Канделаки.

Дешевые деньги завершат газификацию

Экономист Саид Гафуров считает, что пандемия может привести к изменению глобальной финансовой системы, доллар будет продолжать терять свою роль мировой резервной валюты, присутствует риск ослабления национальных валют. «В этой ситуации у нефтегазовых компаний появляется возможность привлекать из бюджета большие средства для реализации дешевых денег под свои проекты.

Поэтому программа газификации для „Газпрома“ — это шикарная возможность связать эти деньги»,

— отметил Гафуров.

Кроме того, реализация данной программы спасает «Газпром» от политических и экономических рисков, присутствующих, например, на европейском газовом рынке. «Цены на внутреннем рынке не так важны. Ситуация через несколько лет все равно изменится, когда эта газификация превратится в реальный актив», — заметил эксперт.

Экспортные проекты для внутреннего рынка

Строительство новых газопроводов связано со значительными инвестициями, поэтому в регионах, где нет промышленного развития, сложно обеспечивать строительство дорогостоящей газовой инфраструктуры только за счет населения, пояснила ситуацию Тамара Сафонова, гендиректор «НААНС-МЕДИА», доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС. «Однако если рассмотреть анонсированный проект экспортного газопровода „Сила Сибири-2“, то в нем уже предусмотрена газификация регионов, в том числе Амурской области и Красноярского края. Это пример комплексного подхода к газификации, который включает как инвестиции в экспортное направление, так и обеспечивает строительство газовой инфраструктуры в российских регионах», — рассказала эксперт.

Она также напомнила, что сейчас значимое внимание оказывается развитию Северного морского пути (СМП), где будет обеспечен промышленный рост, развитие мощностей терминалов и может быть обеспечено перекрестное субсидирование с тем, чтобы население получило субсидии на газификацию. Кроме того, наблюдается заинтересованность инвесторов в развитии проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ). При условии реализации заявленных российских проектов в полном объеме дополнительная мощность установок по сжижению газа может составить +77,2 млн тонн к 2022–2024 годам. Следует отметить, что такие объемы являются избыточными с учетом значительного уровня перепроизводства углеводородов на мировом рынке. При этом использование СПГ для газификации удаленных регионов имеет потенциал для развития, считает Сафонова.

«Газпрому» выгодно заниматься развитием внутреннего газового рынка. «Европа занимается разработкой программ „зеленой энергетики“ и сокращения выбросов СО2, анонсированы планы по введению налога на продукцию с повышенным углеродным следом.

В этой связи возможности экспорта нефти и газа в европейском направлении будут сокращаться.

Уже по итогам 2020 года объем экспорта как нефти, так и газа резко сократится. В этой ситуации очень важно, чтобы потенциал российских компаний по росту добычи газа был использован, в том числе и для развития внутреннего газового рынка», — резюмировала эксперт.

Надо считать рентабельность

Александр Разуваев, руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» отметил, что для «Газпрома» внутренний рынок частично всегда был социальной нагрузкой. «В советское время существовала плановая экономика, согласно которой чуть ли не в каждую деревню было необходимо проводить газ. Сейчас достаточно доставить несколько газовых баллонов. Хотя я и являюсь сторонником газификации России, но в этом должен быть экономически здравый смысл. Сейчас не самое лучшее время для реализации этой программы», — заявил аналитик.

Он напомнил, что уровень нулевой рентабельности продажи газа составляет $100 за 1000 кубометров.

«Цены уже подросли, но „Газпром“ пока убыточен. Я бы отложил реализацию программы газификации до более благоприятного с экономической точки зрения периода. Кроме того, мы сейчас живем при капитализме, и надо считать насколько это рентабельно», — считает Разуваев.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь