Энергетика входит политическую зиму

27 ноября 2020, 16:26
Дайджест ключевых отраслевых событий за неделю через призму мнений экспертов.

Сербия сменила Болгарию?

Агентство Platts со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Сербия, скорее всего, отложит ввод своего участка газопровода «Турецкий поток» до весны 2021 года. Этот участок должен обеспечить поставки газа в Венгрию и Сербию. В феврале текущего года «Газпром» сообщал, что первые поставки по этой нитке намечены на конец 2020 года, но, по данным источников Platts, Сербия отстает от графика строительства из-за компрессорной станции. Ее построят только к маю 2021 года.

По мнению издания «Коммерсант», в связи с возможной задержкой ввода в эксплуатацию сербского участка газопровода, «Газпром» может оказаться в ситуации, когда ему придется доплачивать Украине за дополнительное использование их газотранспортной системы для экспорта топлива в страны Европы.

Позднее в «Газпроме» сообщили, что ввод компрессорной станции в Сербии для строящихся под газ «Турецкого потока» мощностей, согласно планам сербской стороны, в 2020 году не предполагался, поэтому говорить об отставании ее запуска неверно. В концерне также напомнили, что от границы Турции с Болгарией начинаются национальные газотранспортные системы стран Евросоюза. Поэтому говорить о том, что по территории европейских государств проходит (пройдет) газопровод «Турецкий поток» либо его участки — принципиально неверно. «В соответствии с европейским энергетическим законодательством вопросы развития газотранспортных систем на территории ЕС находятся в исключительной компетенции газотранспортных операторов и регуляторов соответствующих стран», — заявили в «Газпроме».

Газа в ЕС пока много

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ: при нынешних объемах потребления газа в Европе, скорейшее завершение строительства продолжения «Турецкого потока» не столь актуально. «Конечно, было бы хорошо перекинуть объемы транспортировки газа с украинского транзита на „Турецкий поток“, но в ЕС потребление не такое большое. Кроме того, согласно действующему контракту, еще 4 года для российского концерна будет важна прокачка через ГТС Украины 40 млрд куб. газа. Поэтому снимать объемы с Украины любой ценой для „Газпрома“ сейчас не выгодно. Вся спешка была до 31 декабря 2019 года, сейчас можно особенно не торопиться. Тем более что в ЕС сейчас потребляется не так много газа, а подземные хранилища (ПХГ) до сих пор забиты. Если сейчас „Газпром“ будет экспортировать в ЕС минимальные объемы, он будет стимулировать опустошение ПХГ, чтобы европейцы хотя бы вышли из отопительного сезона с пустыми хранилищами», — заявил эксперт.

Касаясь турецкого рынка, он отметил, что весь 2020 год для поставок российского газа в Турцию был неудачным, и не только по причине политического напряжения между нашими странами, а в том числе и потому, что в текущем году заканчивается действие нескольких контрактов «Газпрома» на турецком рынке. «Турки открыто намекали на то, что они торгуются с „Газпромом“ на следующий период. Не зря они начали рапортовать об открытии гигантского месторождения на шельфе Черного моря. Кроме того, сокращение потребления российского газа пришлось на первую половину года, потому что у „Газпрома“ при поставках газа в Турцию работает классический контракт с нефтяной привязкой. И турки прекрасно понимали, что поскольку весной цены на нефть упали, значит, во втором полугодии и цены на газ резко упадут. Поэтому турецким компаниям выгодно выбирать большие объемы газа именно во втором полугодии. Напомню, что в сентябре–октябре Анкара увеличила закупки российского газа. В любом случае „Газпром“ останется крупнейшим поставщиком газа в Турцию», — считает Юшков.

«Зеленые технологии» усилит ВЭБ

Правительство РФ утвердило ВЭБ в качестве методического центра в области «зеленого» финансирования. «Цель нашей работы — создать доступный механизм, при помощи которого российские „зеленые“ проекты смогут подсветить себя для российских и зарубежных „ответственных инвесторов“, и как следствие — получить больше инвестиций по более льготным ценам. ВЭБ РФ уже разработал проект таксономии „зеленых проектов“, по ней уже был сертифицирован первый выпуск облигаций, и мы благодарны правительству за доверие и за возможность разработать национальную методику на основе наших наработок», — сообщил зампредседателя ВЭБ РФ Алексей Мирошниченко.

При этом координирующая роль в процессе создания системы «зеленого» финансирования закреплена за Минэкономразвития.

Экономика и перераспределение ресурсов: по информации ряда источников, число институтов развития теперь не только уменьшается, но и перераспределяется их концентрация в разных структурах власти. ВЭБу досталось больше всего, в том числе и «зеленое финансирование». При этом в ближайшее время может исчезнуть и Агентство по развитию Дальнего Востока, останется только министерство. «Росатом» со своими институтами развития остается самостоятельным.

Торг здесь неуместен!

Все зависит от союзного строительства: посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев заявил, что российская и белорусская стороны найдут взаимоприемлемое решение по поставкам энергоресурсов в Белоруссию в 2021 году, и отметил важность выведения политической конъюнктуры за рамки переговорного процесса. Он напомнил, что российская сторона выполнила условия поставки нефти в текущем году, о которых просила белорусская сторона. Россия поставляет Белоруссии ежегодно около 24 млн тонн нефти без экспортной пошлины, из которых 18 млн тонн перерабатывается на двух НПЗ.

Посол РФ заявил, что «от того, насколько белорусская сторона готова к совместным шагам в поддержку союзного строительства, в принципиальном плане зависит и глубина нашего взаимодействия, перспектива реализации союзных программ экономической интеграции».

11 ноября «Газпром» сообщал, что Россия и Белоруссия полностью урегулировали вопрос о задолженности за российский и газ и начали обсуждать условия поставок топлива в 2021 году.

Новые переговоры: тем не менее, в ряде СМИ сообщается, что Москва и Минск вновь вступили в сложные переговоры об условиях поставок нефти на будущий год. «Белнефтехим» напомнил, что белорусские НПЗ приобретают нефть из России по цене, которая составляет 85% мировой. В 2021 году ее стоимость составит 88–90% мировой цены.

При этом в текущем году Белоруссия закупала нефть у Азербайджана и собирается покупать сырье у Казахстана. 25 ноября заместитель начальника департамента по организации мероприятий и связям с общественностью Госнефтекомпании Азербайджана Ибрагим Ахмедов заявил, что Белоруссия в 2020 году приобрела у Азербайджана 10 танкеров нефти общим объемом около 6,53 млн баррелей.

Вопрос покупки нефти у Казахстана остается открытым, поскольку пока не согласован вопрос транспортировки данного сырья через территорию России.

Оппозиция против НПЗ: экс-кандидат в президенты Белоруссии, лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что оппоненты действующего режима, если придут к власти, пересмотрят условия последних договоренностей с Россией. Тихановская также обсудила с несколькими европейскими послами возможность ограничений на закупку у Белоруссии нефтепродуктов и другой продукции госпредприятий.

Политика важнее

Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов: Белоруссия находится сейчас не в той ситуации, что бы диктовать свои условия, но с другой стороны политическая ситуация в стране еще достаточно нестабильная, власть до сих пор не чувствует прочной поддержки населения, поэтому понятно стремление президента Белоруссии Александра Лукашенко получить от России максимум выгоды для того чтобы стабилизировать экономику. «Для России это вопрос, который выходит за рамки экономического взаимоотношения двух стран и скорее находятся в политической плоскости. РФ заинтересована сохранить Белоруссию в рамках Евразийской экономической интеграцией и перспектив создания единого энергорынка Евразийского экономического союза к 2025 году», — пояснил эксперт.

Он подчеркнул, что Россия находится в трудном положении: «Предполагаю, что в текущей ситуации политические интересы могут взять верх. Если Россия пойдет на принцип для обеспечения максимальной выгодности поставок российской нефти на территорию Белоруссии, то мы рискуем своим политическим авторитетом. И этим наверняка могут воспользоваться наши геополитические конкуренты. Поэтому вопрос о поставках российской нефти должен решаться на политическом уровне. Если мы по каким-то причинам потеряем Белоруссию и ее связь с Россией на орбите Евразийского экономического союза ослабнет, то это угроза всему Евразийскому экономическому объединению, которое мы строим с 2015 года», — резюмировал Громов.

Екатерина Вадимова

#Газпром #Украина #Белоруссия #Аналитика
Подпишитесь