Конечно, это был очень тяжелый год для сланцевой индустрии… Мы наблюдали существенные финансовые трудности для многих операторов, достаточно большое количество банкротств, но при этом происходили определенные процессы, связанные с повышением эффективности. Буровая активность сланцевых операторов снизилась примерно на 75%. В июле показатели стабилизировались. За последние 3 недели некоторые операторы начали добавлять буровые установки, но в целом буровая активность по нефтяным скважинам находится на стабильно низком уровне.
Активность ГРП во втором квартале 2020 года упала даже быстрее, чем буровая. Большинство сервисных контрактов имеет краткосрочную природу, и многие контракты были быстро заморожены. В июле — августе мы наблюдали рост активности на нефтяных скважинах, да и сентябрь был хорошим месяцем…
В целом мы вернулись на уровень активности по ГРП на 40% ниже той, которая наблюдалась до падения цен на нефть. На данный момент операторы фокусируются именно на том, чтобы проводить ГРП на своих уже пробуренных скважинах, на которых проведение ГРП планировалось во втором квартале 2020 года, но было отложено.
В апреле — мае 2020 года наблюдалось рекордное снижение добычи нефти в США: она сократилась с 12,5 до 10 млн баррелей в день. Это падение было неестественным, в основном оно происходило за счет временного выведения скважин из эксплуатации, когда цены на нефть были особенно низкими.
В июле — августе существенная часть этих скважин вернулась в эксплуатацию и добыча выросла до примерно 11,2-11,3 млн баррелей в сутки.
Так как текущий уровень ГРП все еще недостаточен для поддержания стабильного уровня добычи, в краткосрочной перспективе мы, скорее всего, будем наблюдать постепенное снижение добычи нефти в США.
Мы ожидаем, что этот процесс продолжится до середины или до третьего квартала 2021 года. Добыча достигнет наименьшего значения — порядка 10,6-10,7 баррелей в день. Около 2 млн баррелей в день — тот объем, которые США потеряют в результате падения цен на нефть.
С 4 квартала 2021 года при текущих ценах на нефть скорее всего будет наблюдаться поддержание добычи в США на стабильном уровне. В нашем базовом прогнозе, который немного выше, чем текущий уровень цен, с 4 квартала 2021 года начнется медленный прирост добычи.
Сейчас все больше операторов и инвесторов рассуждают в терминах так называемого reinvestment rate или процента операционного денежного потока, который идет обратно на CAPEX (капитальные затраты).
Исторически reinvestment rate в сланцевой индустрии всегда был больше 100%. То есть огромное количество капиталов привлекалось извне, чтобы финансировать агрессивный рост добычи. В этом году для многих компаний ускорился процесс перехода на финансирование CAPEX за счет операционного денежного потока. Даже в бассейне Permian reinvestment rate впервые упал ниже 100%.
Если мы предположим, что в будущем вся сланцевая индустрия будет придерживаться уровня reinvestment rate около 75% (как раз на этом уровне ведущие сланцевые компании на данный момент и находятся), то даже при ценах на нефть в $40 за баррель и на газ в $3 за миллион термальных единиц, рост может возобновиться. При таком сценарии он, скорее всего, возобновится со второй половины 2021 года. Это не будет какой-то существенный прирост, большая его часть будет происходить за счет бассейна Permian. Это единственный бассейн, который может вернуться к предыдущему пику и даже его превзойти.
Многие крупные компании уже сегодня говорят о планах по снижению reinvestment rate до 60%. Если мы рассмотрим сценарий, где reinvestment rate постепенно снижается с 75% до 60%, то при текущих ценах на нефть история с ростом сланцевой добычи в принципе закончена.
Этот сценарий достаточно экстремальный. Мы не считаем, что вся индустрия быстро перейдет от 75 к 60%... И скорее всего в ближайшие 2-3 года средний reinvestment rate будет гораздо выше, чем 60%, независимо от цен на нефть.
Консолидация сланцевого сегмента началась в 2018 году. В этом году рынок столкнулся с проблемой, что несмотря на снижение цен на активы у компаний, которые потенциально рассматриваются как хорошие цели для покупки, как правило, есть определенные проблемы с их финансовый положением.
Слишком большая часть в общей структуре капитала — долговые облигации. А со стороны потенциальных покупателей — возьмем супермейджоров или крупнейшие сланцевые компании — их инвесторы не хотят видеть никакого ухудшения финансовой структуры. В США имеются сотни частных операторов, некоторые из них маленькие, некоторые из них стали достаточно крупными за последние 5 лет, и это всегда определенный риск для добычи. В прошлом году основной прирост добычи нефти в США произошел за счет этих маленьких частных компаний, а также супермейджоров. И в этом году снова наблюдалась такая картина, что маленькие частные компании в апреле — мае очень быстро вывели существенные объемы из эксплуатации, но потом в июне — июле они все эти объемы вернули, и сейчас активность ГРП небольших частных компаний выросла больше, чем активность публичных компаний-супермейджоров.
История с малыми частными сланцевыми компаниями подходит к концу. Если смотреть на число новых компаний, которые появляются каждый квартал в бассейне Permian, то отрицательная динамика сформировалась с середины 2018 года. Последний квартал мы наблюдали появление не более 1-2 новых частных компаний.
Добыча нефти в США на протяжении последних 9-10 лет практически всегда росла быстрее, чем того ожидал рынок. Когда в 2011-13 годах добыча легкой нефти в США выросла на 2,5 млн баррелей в день, это никого сильно не волновало, потому что рынок еще был достаточно закрытым, экспорт был запрещен, большая часть этого прироста шла на замещение импорта легкой нефти, и в принципе в то время в США рос спрос на нефтепродукты. В конце 2013 года был существенный консенсус по поводу того, что что темпы прироста сланцевой добычи замедлятся. Приводились все те же самые аргументы: высокие темпы падения добычи, достигнут якобы пик с точки зрения продуктивности скважин, в бассейне Permian активность только начиналась, и многие не верили, что это когда-нибудь станет рентабельным. На самом деле в 2014 году добыча выросла на 1 млн баррелей больше, чем того ожидал консенсус рынка.
На тот момент это уже был один из факторов, который привел к падению цен на нефть во второй половине 2014 года. Рынок ожидал, что сланцевая добыча рухнет. Самое распространенное мнение в конце 2014 — начале 15 года: «сланцы не работают при 50 долларах за баррель». На самом деле сложилась совсем иная картина: по сути мы получили на 2,8 млн баррелей в день больше, чем ожидал рынок в конце 2014 года. И потом последние три года наблюдалась одна и та же картина — добыча удвоилась, но каждый раз в январе 2017, 18, 19 годов по разным причинам рынок ожидал, что добыча будет расти несколько медленнее.
Даже сейчас, в 2020 году, если мы посмотрим на прогнозы, которые публиковались в марте — апреле, в принципе ожидались другие цифры… То есть, мы опять видим 1 млн баррелей в день лишней добычи на конец 2020 года.
В 2020 году мы наблюдаем значительное снижение издержек, связанных с бурением и заканчиванием скважин. Этот процесс начался еще в прошлом году. Он происходил в основном за счет замещения дорогого и высококачественного песка более дешевым, который производится непосредственно в бассейнах. А в этом году происходит существенное падение всех цен на сервисные услуги — на 20-30%. В 3 квартале операторы стараются извлечь выгоду из низких цен сервисных работ, именно поэтому в сентябре активность ГРП восстановилась настолько быстро.
Сейчас издержки на бурение и заканчивание скважин на 10-15% ниже уровня прошлого года.
Многие говорят, что пик добычи нефти в США уже в прошлом. При некоторых ценовых сценариях мы с этим полностью согласны. При ценах на нефть WTI $30 за баррель очень маленькое количество операторов сможет в долгосрочной перспективе поддерживать рентабельную активность и стабильный уровень добычи, но ни о каком росте речь не идет.
При ценах $40 за баррель небольшой прирост добычи будет за счет большого резерва пробуренных незаконченных скважин, но, скорее всего, добыча достигнет пика в размере чуть ниже 12 млн баррелей в день и потом в течение длительного периода она будет сохраняться на стабильном уровне. Если же мы верим в сценарии $50, $60 или $70 за баррель в среднесрочной перспективе, то нам стоит ожидать достаточно существенного прироста добычи нефти в США и новых пиковых значений. Но, конечно, некоторые эти сценарии при нынешних рыночных реалиях выглядят малореалистичными.