На ключевом рынке газа в Европе мы ожидаем снижения спроса на 30 млрд кубометров по этому году[…] Печально, что электроэнергетика[…] тоже сдалась.
Доля ВИЭ и гидроэнергетики в структуре генерации в Европе в этом году похоже впервые превысит долю ископаемого топлива[…] Суммарно ВИЭ и гидроэнергетика обгонят газ и уголь. 2020-й год будет феноменально позитивным в части ВИЭ и ГЭС.
Понятно, что реально сложно выявить влияние фактора COVID на потребление газа[…] Мы связали это с падением ВВП и сопоставили прогнозное падение ВВП в Европе с тем, что было в предыдущий серьезный экономический кризис в 2008-09 годах. И у нас получилось, что в чистом виде COVID снял бы с рынка более 50 млрд кубометров газа. Но здесь газ поддержала межтопливная конкуренция, замещение угля и атома, и это позволило компенсировать расчетный фактор COVID. Мы увидим падение спроса на 30, а не на 52 млрд кубометров.
Доля СПГ в импорте газа в Европе составляет около 40%. Американский газ, несмотря на отказы от закупок, которые происходили в апреле — июне, закрепил позиции на европейском рынке. Его доля — 20%. И соответственно, она будет увеличиваться.
Благодаря недавно заработавшим проектам Россия на рынке СПГ представлена достаточно существенно.
Казалось бы, что низкие цены на нефть должны быть на стороне «Газпрома» и помогать усиливать позиции на рынке. Но по факту мы сейчас имеем самую низкую цену на нефть и сокращение присутствия «Газпрома» на европейском рынке. 20-й год — нечто феноменальное.
Если газовые рынки рассматривать только с позиции экономики, то экономическую конкуренцию Россия способна выиграть, потому что стоимость поставок российского газа одна из самых низких[…] Российский газ готов к жесткой конкуренции на экономических рельсах без политики.
Что могло бы подтолкнуть производителей к мысли о формировании газового ОПЕК — это тот феномен, который присущ рынку СПГ, — невозвратные инвестиции. Очень многие производители, которые вложились в строительство заводов, уже смирились с тем, что их проекты неокупаемы с точки зрения капитальных вложений. Но возникает вопрос, как долго газовая отрасль будет заниматься благотворительностью.
Те, кто задумывается о газовом ОПЕК, должны собрать за столом переговоров все крупные страны, иначе мы опять можем увидеть, что США, как крупный производитель, в определенный момент получает бонусы.
Понятно, что мировое сообщество, особенно те страны, которые считают, что газ используется как энергетическое оружие, воспримут идею коалиции газовых производителей негативно, и это может даже закончиться очередными санкциями против желающих объединяться. Плюс мы знаем по истории становления ОПЕК, что это был достаточно долгий процесс[…] Может быть достаточно поздно.