Posted 5 октября 2020,, 13:11
Published 5 октября 2020,, 13:11
Modified 15 сентября 2022,, 21:32
Updated 15 сентября 2022,, 21:32
Котировки Brent на протяжении последних месяцев продолжают торговаться в относительно узком коридоре ($39-46 за баррель), при этом фокус внимания участников рынка вновь сместился к графику прироста заболеваемостью COVID-19 (см. рис. 1). Очевидное начало «второй волны» пандемии в ряде европейских стран на фоне значительного количества выявляемых новых случаев заболеваний (в целом по миру — более 300 тыс. чел в сутки) повышают риски введения новых локдаунов. Впрочем, пока инвесторы не ждут полномасштабного повторения весеннего карантина — индексы «страха» (VIX) и «доллара» (DXY) остаются ниже апрельских пиков (см. рис. 2).
Продолжающееся восстановление деловой активности (в частности, сентябрьский промышленный PMI индекс в США вырос до 53,5, а в Еврозоне — до 53,7) оказывает позитивное влияние на оценку изменения величины коммерческих запасов нефти в странах ОЭСР. Как видно, на рис. 3, возврат этого показателя к значениям докороновирусного периода ожидается уже к концу 2020 г. Однако, в нынешней ситуации точные прогнозы дальнейшего поведения нефтяного рынка со стороны фундаментальных факторов являются крайне затруднительными. Дело в том, что ответы на целый ряд ключевых вопросов (как будет дальше вести себя COVID-19, будут ли вводиться локдауны и в каком объеме, готовы ли страны «ОПЕК+» при необходимости оперативно корректировать свою добычу и т. п.) пока являются далеко неочевидными.
Не исключено, что именно высокой степенью неопределенности можно объяснить преимущественное влияние «спекулятивной» составляющей на нефтяные цены в нынешнем году. На рис. 4 приведена корреляция между динамикой стоимости Brent и другими рыночными активами за 2018-19 гг. и 2020 г. Как видно, в 2020 г. (в отличие от периода 2018-19 гг.) наблюдается устойчивая взаимосвязь между изменениями нефтяных цен и фондовых индексов (причем как развитых, так и развивающихся рынков), а также валют EM, т. е. с тем классов активов, которые принято относить к «рисковым». И по всей вероятности, до тех пор, пока достоверность кратко- и среднесрочных прогнозов между соотношением спроса и предложения на нефтяном рынке не повысится, котировки нефти продолжат движение вместе со всеми остальными «рисковыми» активами.
Московский нефтегазовый центр компании EY