«Зеленая» повестка (т.н. Green Agenda) как часть процесса энергоперехода продолжает оставаться одной из наиболее обсуждаемых тематик в нефтегазовой сфере. И если информация о том, что компания Shell планирует сфокусироваться на альтернативной энергетике (посредством урезания операционных издержек и инвестиционных расходов на $3-4 млрд) едва ли стала неожиданной, то новость о готовности Китая (~52% от общемировых объемов потребления угля) достигнуть к 2060 г. углеродного нейтралитета (после достижения пика в 2030 г.) не может не вызывать интереса. Дело в том, что ранее подавляющее большинство заявлений, связанных с развитием «зеленой» энергетики, генерировалось на территории Старого Света, и вот теперь похоже, что и КНР постепенно вовлекается в орбиту декарбонизации.
В этой связи особый интерес применительно к Поднебесной приобретают два сценария нового Outlook-а BP (см. комментарий от 17 сентября) — Rapid и Net Zero (см рисунок 1). Особенно с учетом того, что среди заявленных Китаем инвестпроектов в сегмент производства электроэнергии до 2025 г. преобладают вложения в солнечную и ветровую генерация (в сумме — более 50%). Для сравнения CAPEX в угольную генерацию КНР может составить 10% от общей величины инвестиций, в газовую — 5% (рисунок 2). Такое распределение имеет прямую корреляцию с оценкой динамики LCOE: как видно на рисунке 3, именно солнце и ветер (суша) имеют минимальное значение этой величины, газ (CCGT) — максимальное.
Итак, в сценарии BP Rapid доля ВИЭ для КНР возрастает к 2040 году с 5% до 37% (предыдущий прогноз — 29%), газа — с 8% до 15% (годом ранее ожидалось 22%), доля угля снижается с 58% до 17% (против 14% в прошлогоднем прогнозе), жидких углеводородов — с 20% до 13% (предыдущий прогноз -15%). В новом сценарии Net Zero доли газа, ЖУВ и угля энергопотреблении КНР к 2040 г. могут составить 12%, 10% и 12% соответственно. Интересно, что к 2040 в сценарии Net Zero разрыв между ожидаемой долей ВИЭ в прогнозном энергобалансе Китая и ЕС не является существенным (48% против 56%).
Как следствие, если Китай действительно начнет полномасштабную реализацию «зеленой» стратегии, то нефтегазовым компаниям, которые рассматривали его в качестве «спасительной гавани» для дальнейшей динамики спроса на ископаемые виды топлив, придется корректировать свои планы.
Московский нефтегазовый центр компании EY