Posted 23 сентября 2020,, 12:52

Published 23 сентября 2020,, 12:52

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Два мира эпохи ОПЕК++

23 сентября 2020, 12:52
Проблема экологической угрозы из-за вывода скважин из эксплуатации актуальна как в США, так и в России

Растущее число банкротств производителей нефти в США может грозить экологической катастрофой в Мексиканском заливе. Действующие правила банкротства не требуют обеспечивать безопасный вывод скважин из эксплуатации — бьют тревогу профильные ведомства. Для России проблема вывода скважин из эксплуатации из-за сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК++ также актуальна, а экологическая угроза столь же реальна. Обеспечить безопасную остановку и содержание излишнего скважинного фонда могла бы развитая нефтесервисная отрасль. Однако правительство так и не утвердило программу ее поддержки, хотя по планам она должна была заработать еще в июне. Почему этого не случилось, читайте в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для «НиК».

Министерство внутренних дел США предлагает ввести правило, которое не позволит производителям нефти избегать демонтажа и вывода из эксплуатации морских скважин в ходе процедуры банкротства. Для этого планируется ужесточить требования к облигациям, которые банкроты выпускают в рамках Главы 11 Закона о банкротстве, включив туда экологическую составляющую, сообщил Bloomberg со ссылкой на и. о. директора Бюро управления океанскими энергетическими ресурсами (ВОЕМ) Уолтера Крукшенка.

«Наши нынешние правила, которые были написаны еще в 1990-х годах, оставляют нашим региональным директорам довольно широкую свободу для их интерпретации и применения, и не предполагают вовлечения в процесс общественности», — отметил Крукшенк.

Результат — повсеместное пренебрежение правилами безопасности при консервации скважин (ничего личного, просто экономия) и угроза экологической катастрофы в случае их разгерметизации.

Число производителей, которые подали заявление о банкротстве в этом году, выросло на 62% с 2019 года. В основном это фирмы, разрабатывающие сланцевые ресурсы, однако среди них есть и те, которые работают на шельфе Мексиканского залива. В течение следующего полугода на вывод из эксплуатации морских скважин в этом регионе планируется потратить $1 млрд, и правительство хочет быть уверенным, что никакая часть этих расходов не ляжет на налогоплательщиков.

Российский Минфин, судя по последним действиям, больше озабочен не расходами налогоплательщиков, а доходами бюджета. Инициативы по отмене льгот по НДПИ и экспортным пошлинам, изменению параметров НДД и прочие фискальные инициативы ведомства принесут государству более 290 млрд рублей в год, подсчитал его глава Антон Силуанов. Судя по слухам, которые активно циркулируют по рынку, останавливаться на достигнутом Минфин не собирается, и новые жертвы уже намечены.

Главный вывод, который можно сделать из такой политики Минфина, — развитие окончательно принесено в жертву сиюминутной стабильности.

Тот же НДД задумывался как стимул повышения эффективности разработки старых месторождений и освоения новых трудноизвлекаемых запасов. Пересмотр его параметров под предлогом недобора доходов означает, что эта задача больше не стоит: в период низких цен (проект трехлетнего бюджета планируется исходя из $43-44 за баррель) и слабого спроса нет смысла беспокоиться о росте добычи.

Это, в свою очередь, означает, что большое количество скважин, остановленных во исполнение сделки ОПЕК+, в обозримом будущем не будут снова введены в эксплуатацию. «Остановка значительной доли работающих скважин на срок более шести месяцев потребует перевода части из них в консервацию, которая необходима как с точки зрения реализации природоохранных требований надзорных органов, так и с точки зрения технической безопасности. При длительном выводе скважины из эксплуатации существенно возрастают риски получения нефтегазопроявлений, внутрипластовых или заколонных перетоков, грифонообразования и прочих осложнений и аварийных ситуаций. Не стоит забывать, что каждая скважина — это „особо опасный производственный объект“, требующий строгого соблюдения правил эксплуатации и консервации», — отмечают в свое статье эксперты РГО Роман Самсонов, Евгений Колесник и Ришат Вахитов.

Коротко говоря, скважину мало грамотно заглушить — за ней нужно еще и постоянно присматривать во избежание нежелательных последствий. Для этого нужен штат квалифицированных специалистов. Они есть в нефтесервисных компаниях, которым такие заказы помогли бы пережить тяжелые времена: в кризис первыми под сокращение идут именно расходы на сервис. Еще в апреле ситуация с нефтесервисной отраслью обсуждалась на совещании у президента. По словам главы Минэнерго Александра Новака, падение заказов в 2020 году может составить до 30-40%. При этом «важно сохранить этот сегмент отрасли для быстрого восстановления добычи».

По итогам совещания президент дал ряд поручений. В частности, разработать критерии отнесения нефтесервисных компаний к перечню системообразующих, а также «создать условия для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин». Минэнерго предлагало на кредитные средства пробурить определенное количество скважин и затем передать их нефтекомпаниям. Планировалось решить две задачи: поддержка нефтесервисной отрасли и частичное сохранение планов нефтекомпаний по бурению.

Система должна была заработать в июне.

Но воз и ныне там: судя по недавним заявлениям чиновников, вопрос поддержки нефтесервиса все еще обсуждается.

Как рассказывают источники в отрасли, главное препятствие — позиция Минфина, не соглашающегося на участие государств в финансировании программы. При той политике, которую ведомство проводит в последнее время, шансы на изменение этой позиции минимальны. Решать свои проблемы отрасли придется самостоятельно. А если где-то что-то прорвет — штрафовать будут по полной программе.

ИРТТЭК

"