На фоне проблем, порожденных применением санкций США с декабря 2019 г., которые испытывает проект «Северный поток-2» (СП-2) с одной стороны, и той работы, которая ведется «Газпромом» в надежде завершить строительство газопровода в намеченные сроки (1 квартал 2021 г.) с другой стороны, успех проекта будет зависеть от возможности наступления целого ряда рисков.
В качестве последствий наступления рисков рассматриваются:
Как показывает ход событий и анализ возможного дальнейшего развития ситуации, СП-2 на финальной стадии завершения строительства датского участка и на стадии ввода в промышленную эксплуатацию может столкнуться с тремя группами рисков:
Анализ технического состояния готовности флота, сосредоточенного в Балтийском море, дает возможность идентифицировать следующие риски технологического плана:
В то же время проведенная оценка показывает, что сама вероятность наступления находится на среднем уровне, тогда как реализация любого из них приведет «Газпром» к значительным временным потерям и отложит срок ввода газопровода в промышленную эксплуатацию на неопределенное время.
Анализ современной экономико-политической ситуации в Европе на фоне заметно ухудшившихся отношений России со странами Европы, начиная с 2014 г., позволяет сгруппировать европейские риски проекта в отдельную группу:
Таким образом, риски группы 2 имеют большую вероятность для наступления в силу их зависимости от экономико-политических условий развития ситуации в Европе, однако, только риск отказа Германии от поддержки проекта может иметь для него фатальные последствия.
Третья группа рисков связана с возможностью расширения американских санкций в отношении компаний, содействующих «Газпрому», в реализации проекта в рамках оборонного бюджета на 2021 г. Следует отметить, что данный документ еще не подписан президентом Д. Трампом, однако, в его отношении существует политический консенсус республиканцев и демократов. Понимание наличия единства политической элиты США в этом вопросе уже создает трудности для «Газпрома» в работе с зарубежными подрядчиками по завершению проекта и провоцирует рост вероятности наступления целой группы рисков:
Проведенный анализ рисков позволяет утверждать, что в нынешних условиях половина рассмотренных рисков имеет высокую вероятность наступления, что может привести как минимум к срыву сроков завершения проекта и к увеличению капитальных затрат.
Однако только два риска, имеющие политическую подоплеку, потенциально могут иметь фатальные последствия в случае их наступления для проведения работ.
Эти риски и могут привести к временному или полному прекращению проекта, несмотря на стремление «Газпрома» достроить и ввести СП-2 в промышленную эксплуатацию в 1 квартале 2021 г.
Компания продолжает проект в крайне невыгодных для себя внешних условиях, на которые она практически не может повлиять. На уже существующие экономические потери (задержка ввода на год, затраты на украинский транзит) накладываются политические и имиджевые потери, которые ведут к снижению восприятия современной России в мире как великой державы. Этот факт заставляет «Газпром», как русские эскадры 2 и 3 Тихоокеанского флотов в далеком 1905 г., двигаться вперед, к новой «газовой Цусиме».
Станислав Рогинский, к.э.н.