Цены на топливо в России стабильны, постпандемические последствия для рынка удалось нивелировать, заявил в интервью ТАСС замруководителя ФАС, статс-секретарь Андрей Цариковский, отметив, что в целом резкие скачки цен на топливо россияне не видят благодаря механизму налогового демпфера.
«И жители нашей страны, по большому счету, не видели и не увидят значительных скачков цен на бензин ни в одну, ни в другую сторону», — заверил он.
Весной внутренний рынок топлива подвергся серьезным шокам, вызванными пандемией коронавируса и изоляционными мерами, принятыми как в России, так и в других странах мира. После падения спроса на топливо, которое в России, по оценкам Минэнерго, достигало 40% в некоторых регионах, власти снизили минимальный порог по реализации топлива на бирже, а также ввели временный запрет на импорт бензина и дизеля в РФ, так как нефтяникам стало невыгодно поставлять топливо.
Однако после того, как нефтяники сократили переработку, а заводы вышли на остановочные ремонты, карантинные ограничения в стране были сняты, что вызвало резкий рост спроса при низком предложении. Рост цен на некоторые сорта бензина в опте, вызванный этой ситуацией, удалось остановить рядом обратных мер, пояснил Цариковский. «Как вы знаете, подготовлен проект постановления правительства, разрешающий ввоз импортного топлива, и мы даже уже повысили нормативы по реализации топлива на бирже выше прежнего уровня», — отметил он.
Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты — демпфера. Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли, напомнил замглавы ФАС.