Ураганы без нефтяного разгона

25 августа 2020, 10:50
Ураганы в Мексиканском заливе и китайский импорт — положительные факторы для роста цен на нефть, но вторая волна COVID-19, которая уже активно накрывает американские штаты, опять сокращает спрос

Мировой нефтяной рынок входит в зону штормов. Циклонические вихри в Мексиканском заливе вкупе с ростом импорта углеводородов Китаем должны поддержать котировки «черного золота». Однако аналитики не склонны предаваться радостным прогнозам. По их мнению, пока вирус вместе с карантинными ограничениями еще в силе, рынком будет править спрос, а не предложение.

Тем не менее, днем 24 августа мировые цены на нефть росли. По состоянию на 13.54 мск цена ноябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent росла на 0,62% — до $45,21 за баррель, октябрьские фьючерсы на Brent дорожали на 0,72% — до $44,69 за баррель. Цена октябрьских фьючерсов на WTI росла на 0,66%, до $42,61 за баррель.

Напомним, что причиной такого оптимизма стали шторм «Лаура» и ураган «Марко» в Мексиканском заливе. Бюро по безопасности и экологическому контролю США сообщило, что из-за погоды американские нефтяные компании остановили более половины или около 57,6% добывающих платформ в заливе.

Еще одна положительная новость пришла от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США, которое выдало разрешение лечить больных коронавирусной инфекцией с помощью переливания плазмы крови вылечившихся пациентов. Видимо, данная информация стала лучом надежды во мраке карантинных мер второй волны, обрушившихся на США.

Дополнительным приятным для нефтяного рынка фактором стало известие о рекордной закупке Китаем американской нефти.

По данным Bloomberg, на КНР в сентябре придется от трети до половины всех экспортных поставок американских нефтяников, которые в последние недели держатся в диапазоне 2,1-3,1 млн б/с. Под эту нефть уже зафрахтовано 19 танкеров суммарной вместимостью 37 млн баррелей. При этом отмечается, что Китай наращивает закупки американских сырьевых товаров для исполнения заключенной в январе «первой фазы» торговой сделки. Она требует, чтобы Поднебесная приобрела американских товаров на $200 млрд в течение двух лет, в том числе сырья на $52 млрд.

Впрочем, не обошлось в бочке меда и без ложки дегтя. Baker Hughes сообщила, что нефтедобывающие компании США к 21 августа увеличили общее число буровых установок на 11. Из них 10 нарастил сланцевый бассейн Permnian. Конечно, результат не великий, однако, в ситуации второй волны COVID-19 и он может подпортить настроения трейдеров, ожидающих сокращения предложений.

К тому же, согласно прогнозам Rystad Energy, около 1 млн баррелей сланцевой нефти в день вернется на рынок уже осенью.

Аналитики, опрошенные «НиК», считают, что ураганы в Мексиканском заливе и китайский импорт — это положительные факторы для роста стоимости углеводородов. В то же время они не склонны преувеличивать их значения, поскольку вторая волна COVID-19, которая уже активно накрывает американские штаты, опять сокращает спрос.

К ураганам все привыкли

Виталий Громадин, старший аналитик БКС: остановленная добыча в Мексиканском заливе превысила 1 млн б/с. Это существенные объемы для нефтяного рынка, но, с другой стороны, как только ураганы пройдут, будет проведена проверка глубоководных платформ, и в случае незначительного нанесенного урона добыча будет возобновлена сразу же. «Сезон ураганов для Мексиканского залива — это уже привычное событие, поэтому порядок действий отработан, и можно ожидать быстрого возвращения объемов на рынок. НПЗ на побережье Мексиканского залива также будут закрыты. Рынок потребления нефтепродуктов выглядел в последнее время все еще слабо, поэтому это также не должно оказать серьезного влияния», — заметил аналитик.

По его словам, фактором неопределенности будет служить нанесение ущерба в штатах Техас и Луизиана, который может повлиять на потребление нефтепродуктов в регионе на достаточно продолжительный срок. В целом можно заключить, что Мексиканский залив является ключевым регионом для нефтяного рынка, но влияние от ураганов можно оценить как ограниченное.

«Нефтяной рынок — это обычно целый ряд таких факторов, как компенсации от Ирака и Нигерии за превышение квот, возвращение добычи из Ливии, восстановление спроса после эпидемии и др.»,

— пояснил Громадин.

Рост буровых сильнее шторма

Екатерина Грушевенко, старший аналитик по нефтегазовому сектору, Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО: безусловно, все перечисленные факторы оказывают влияние на рынок. Причем сейчас, в моменте, факторы оказывают повышающие давление на цены, в частности, закрытие буровых в Мексиканском заливе и закупка американской нефти Китаем.

«Тем не менее, рост буровых на суше в США указывает на небольшое ослабление на рынке и дает сигнал рынку о росте предложения, что, в свою очередь, оказывает понижающие давление на цены. Главным фактором сейчас остается ситуация с коронавирусом и состояние мировой экономики и мирового спроса на нефть на фоне локдаунов», — указала аналитик.

$45 по Brent — это результат восстановления спроса

Андрей Полищук, аналитик Райффайзенбанка: рынок восстанавливается и довольно быстро, но риск снижения спроса из-за второй волны эпидемии велик. «Если будут массово вводиться ограничительные меры, это существенно отразится на спросе. Такая картина наблюдается в ряде штатов США, например, Флориде, Теннеси: в какой-то момент спрос там уже начал превышать докризисный уровень, но с ростом заболеваемости вновь стал снижаться и ушел в минус.

Поэтому сейчас предложение не так сильно влияет на цену как спрос.

Стоимость $45 по Brent — это результат восстановления спроса, если он будет удерживаться, то цена сохранится; если пойдет вниз, то возможна коррекция ниже $40 за баррель. В долгосрочной перспективе, с появлением вакцин и восстановлением экономик мы рассчитываем, что цена будет расти, в первую очередь, благодаря спросу. Предложение регулируется, и любое падение добычи может быть легко компенсировано как странами, входящими в соглашение ОПЕК+, так и не входящими в него», — рассказал аналитик.

Он считает, что закупки Китаем американской нефти — положительный фактор, но он уже отыгран рынком: «Рынки даже немного опережают восстановление спроса. Нынешняя цена сформировалась, в первую очередь, на данных о том, что количество построенных интернет-маршрутов для личного транспорта в период кризиса увеличилось. Люди, чтобы оставаться в относительной безопасности, предпочитают ездить на собственных машинах. Поэтому потребление в мире по завершении эпидемии COVID-19 может вырасти, и это уже закладывается в цену нефти», — пояснил Полищук.

Политика «раздула» ураганы

Владимир Рожанковский, экономист, исполнительный директор «Trade one two three»: американской администрации нужно перед выборами делать хорошую мину при плохой игре.

«Добыча в Мексиканском заливе остановлена из-за того, что, по данным Минэнерго США, растут запасы.

Южные штаты вновь ввели карантин, в том числе Техас и Калифорния. Люди опять сидят дома. Пока США не победят вирус, их ситуация будет одной из наименее приятных в мире. Ураганчики эти слабые, каждый год такие формируются. Они не уровня „Катрины“. При таких ураганах спокойно работают нефтяные платформы в Мексиканском заливе», — считает эксперт.

Он отметил, что снижение добычи США — это положительная информация для рынка, так как эти действия могут снизить запасы и выровнять баланс спроса и предложения: «Если это снижение аргументирую ураганами, то это „сказка про белого бычка“. То есть я критикую аргументацию, а не действие», — подчеркнул Рожанковский.

Отвечая на вопрос, какие факторы влияют на рост числа буровых в США, он напомнил, что их количество постоянно меняется: «Число буровых в США постоянно идет то вверх, то вниз. Дело в том, что нефтяная индустрия Соединенных Штатов в существенной степени частная. Если компания получает лицензию, она бурит. В течение нескольких месяцев при карантине лицензии не выдавались. Карантин закончился, и нефтяные компании вновь стали получать лицензии. Эта ситуация никак не связана со спросом и предложением. Скоро этот всплеск выдачи лицензий закончится, и вновь уменьшится количество буровых», — пояснил эксперт.

Он также заметил, что Китай выходит из карантина, и экономическая ситуация в стране стабильная: «КНР будет покупать нефть и у Ирана, и у США, но это плановые моменты, которые уже учтены рынком. Факторов, которые могут начать новое ценовое ралли на рынке нефти, я не вижу. Сейчас сильным толчком для роста цен на нефть может стать транспортное сообщение. Пока международные перелеты не восстановятся в полном объеме, вся эта „мышиная возня“ будет лишь создавать небольшое локальное движение цен», — резюмировал экономист.

Китай восстанавливает нефтяной рынок

Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ»: в целом объемы покупок нефти Китаем растут, и это очень важно для рынка. «Мы все привыкли смотреть на предложение, на то, что делают США со сланцевой нефтью или ОПЕК с добычей. Но мы все время забываем, что есть крупнейший потребитель нефти в мире — Китай. И только его сокращение импорта в феврале–марте на 30% фактически обрушило нефтяной рынок и привело к расторжению прежнего соглашение ОПЕК+ со всеми вытекающими последствиями.

Восстановление китайского импорта позволило ценам на нефть подняться до уровня выше $40 за баррель.

Поэтому объемы покупок нефти в КНР очень важны. Но я думаю, что КНР будет закупать американскую нефть не сверх своих потребностей, значит, они меньше купят у кого-то другого. Российский экспорт нефти в Китай идет по долгосрочным контрактам, поэтому на нем данные закупки вряд ли скажутся», — заявил эксперт.

Он отметил, что сейчас есть много факторов, влияющих на нефтяные котировки, но они не могут изменить динамику рынка: «Ураганы в Мексиканском заливе, рост количества нефтяных установок, рост или снижение товарных запасов США, намерение Ливии возобновить экспорт нефти — с разных сторон идут разные сигналы, но пока ни один из них не стал таким, который мог бы изменить динамику рынка. В целом динамика определяется медленным восстановлением спроса и наличием огромных избыточных запасов. Кроме того, медленное восстановление спроса компенсируется медленным восстановлением объемов добычи как со стороны стран, входящих в ОПЕК+, так и со стороны не входящих в соглашение производителей. Техническая картина пока не дает сигнала роста. Фундаментальные факторы (добыча или спрос) эту техническую картину сломать не могут», — указал эксперт. По его мнению, положительный сигнал поступит тогда, когда цена выскочит за $46 за баррель Brent.

Говорить о восстановлении нефтедобычи в США преждевременно

Иван Тимонин, аналитик VYGON Consulting: Мексиканский залив — один из крупнейших центров нефтедобычи США, обеспечивающий 16% всего производства сырой нефти страны. Однако существенного влияния на котировки черного золота остановка добычи на ряде платформ, осуществленная по соображениям безопасности, не оказала. Тропические штормы «Марко» и «Лаура» сформировались у берегов Америки 21 августа, к 24 августа октябрьские фьючерсы на нефть WTI подорожали лишь на 11 центов, достигнув $42,45 за баррель, спотовая цена за тот же период и вовсе потеряла 3 цента. Дело в том, что такие явления происходят постоянно: официально сезон ураганов в Атлантическом океане продолжается с июня по ноябрь. В связи с этим отрасль хорошо адаптирована и может достаточно эффективно балансировать краткосрочные дефициты.

Поэтому исторически подобные природные катаклизмы имеют весьма ограниченный эффект, связанный в большей степени с реакцией участников товарного рынка.

К примеру, даже в преддверии ураганов, имевших колоссальные разрушительные последствия, таких как «Катрина» и «Рита», цены на нефть увеличивались в пределах 3-7% на фоне ожидания катастрофы, однако, рост быстро сменялся падением, иногда даже до ее наступления», — рассказал аналитик.

Отвечая на вопрос о том, как повлияет на нефтяные цены информация о росте числа буровых установок в США, Тимонин заметил, что действующий фонд буровых установок в США действительно вырос со 172 до 183 единиц, однако, говорить о восстановлении американской нефтедобычи все же преждевременно: «Показатель от 14 августа — 172 установки — являлся рекордно низким с июля 2005 г. Для сравнения, еще в середине марта 2020 г. в Соединенных Штатах были активны 683 буровые, с тех пор их число устойчиво снижалось. Период от начала бурения до коммерческой добычи занимает в среднем 3 месяца, поэтому следует ожидать дальнейшего снижения производства жидких углеводородов в США. Так как фундаментальное влияние на цены оказывают запасы, в ближайшие месяцы их сокращение окажет положительный эффект на нефтяные котировки», — пояснил аналитик.

Екатерина Вадимова

#Цены на нефть #США #Китай #Аналитика #Поставки нефти #Цены нефть #Ураган
Подпишитесь