Отрасль, не успевающая приспосабливаться к всё новым и новым идеям Минфина, пожаловалась президенту.
На этой неделе главы крупнейших российских нефтяных компаний — «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Татнефти» и «Зарубежнефти» — обратились к Владимиру Путину с письмом (есть в распоряжении редакции), в котором содержится просьба хоть на какое-то время прекратить перманентные изменения в налогообложении отрасли.
Компании сетуют, что «предлагаемые Минфином очередные фискальные изъятия «противоречат поставленной задаче по обеспечению стабильности налоговой политики».
Но проблема не только в стабильности.
Напомним, эксперимент по введению НДД начался с 1 января 2019 года. Целью эксперимента было выяснить, насколько перенос налога с сырьевой ренты на финансовый результат простимулирует рост добычи и не потеряет ли при этом бюджет. При режиме НДД налог взимается не с объемов нефти, а с денежного потока. Базой для исчисления этого налога стала расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов. Ставка НДД — 50%.
НДД распространяется на четыре группы месторождений. К первой группе относятся новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%, ко второй — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине. Третья группа объединяет действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80%. Четвертая — новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% и с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.
Ещё на стадии разработки и введения НДД обсуждалось, что на первоначальном этапе НДД будет применяться в отношении ряда пилотных проектов, а по истечении 5 лет эксперимента будет проведена оценка его эффективности и возможная корректировка условий. В общем, отрасли было обещано 5 лет налоговой стабильности.
«Дополнительные доходы от НДПИ в бюджет страны в результате реализации налогового манёвра должны вырасти опережающими темпами за период по 2024 год включительно относительно дополнительных субсидий предприятиям нефтегазовой отрасли, включая НДД,
— говорит исполнительный директор „Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора“, доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС Тамара Сафонова. — НДД отражает реальную картину эффективности эксплуатации месторождений, налогообложение корреспондируется с показателями доходности вновь вводимых и истощённых месторождений, что стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений и коэффициент извлечения нефти».
Необходимо отметить, что применение нового налогового режима действительно обеспечило стимулирующие условия для недропользователей, позволившие нефтяным компаниям принять решения об активизации разработки целого ряда добычных активов в Восточной Сибири, ЯНАО и НАО, рентабельность которых при ныне действующем налоговом режиме (без применения режима НДД) была ниже минимально приемлемого для инвесторов уровня.
Расчёты нефтяных компаний по разрабатываемым участкам недр, переведённым на НДД, продемонстрировали в 2019 году в экспериментальных налоговых условиях рост инвестиций: фактический объём дополнительных капитальных вложений составил более 110 млрд рублей. Снижение налоговой нагрузки на 1 тонну добычи нефти в режиме НДД по сравнению с общим режимом было компенсировано ростом добычи и налоговых отчислений на участках недр, решения о разработке которых не могли быть приняты при условиях «стандартного» налогового режима.
Таким образом, введение НДД приносит дополнительный положительный бюджетный эффект уже в первые 5 лет функционирования по сравнению с существующим налоговым режимом в размере порядка 180 млрд руб.
Однако Минфин решил сменить коней на переправе и задним числом пересмотреть параметры и условия режима НДД, в очередной раз «ошкурив» отрасль и ссылаясь на традиционную формулировку о «выпадающих» доходах бюджета.
Хотя «выпадает», скорее, у нефтяных компаний, а не у бюджета. Так, авторы письма говорят, что в текущих условиях, осложняющихся ещё и снижением добычи в рамках ОПЕК+, изменение параметров НДД неизбежно приведёт к сокращению производственных программ: «В результате снижение добычи нефти проектов в НДД за 2021–2030 гг. может составить более 340 млн тонн, сокращение инвестиций — более 2,5 трлн руб. Мультипликативный эффект на другие отрасли экономики от указанного сокращения инвестиций может достигнуть 13 млрд руб.».
«Моя позиция с точки зрения эксперта в области нефтегазовой промышленности заключается в том, что эксперимент по внедрению НДД в отрасли ни в коем случае нельзя сворачивать, — говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
— Когда цены на нефть низкие, и в ближайшее время не предвидится, что они восстановятся, нельзя ухудшать условия налогообложения нефтянки.
Ухудшать налогообложение нефтяных компаний сейчас — значит снижать их инвестиционный потенциал. Нефтяники сейчас должны выходить на новые объекты, активно осваивать их, иначе в ближайшее время мы увидим резкое и естественное снижение нефтедобычи, что сразу скажется на экономическом положении страны».
По мнению Громова, НДД как новый механизм налогообложения оказался эффективным для развития отрасли. Это отличный стимул для разработки трудноизвлекаемых запасов и вообще для повышения эффективности нефтедобычи на широком круге месторождений. «Другое дело, что сейчас Минфин столкнулся с большими сложностями пополнения бюджета. Правительство выделило деньги для поддержки отраслей и населения. И Минфину нужно найти на это деньги. Как всегда, ведомство в первую очередь смотрит на главную „дойную корову“ российского бюджета — нефтегазовую отрасль. Сейчас Минфин предлагает приостановить действие НДД и сохранить более понятный механизм НДПИ. Но, на мой взгляд, такая позиция контрпродуктивна для стратегического развития отрасли и экономики в целом», — считает эксперт.
В совокупности предлагаемые изменения приведут к существенному снижению инвестиций в нефтяной отрасли, которое будет сопоставимо с уже проведённым сокращением в рамках выполнения сделки ОПЕК+, уточнили главы нефтяных компаний в письме президенту: «Это затронет не только нефтедобычу, но и смежные сегменты — нефтепереработку, нефтехимию, энергетику, а также сотни подрядных организаций в других отраслях промышленности. Масштабное сокращение инвестиций в отрасль потенциально может привести к сокращению более 35 тыс. рабочих мест».
Действительно, изменения в режиме НДД, предложенные Минфином, выглядят крайне «антиинвестиционно»: «В случае ужесточения налоговых условий нефтяники могут продолжить пересмотр своих инвестиционных программ, сдвигая реализацию проектов и расширение своего производства все больше „вправо“.
Также данные налоговые „маневры“ могут оказать значительное негативное воздействие на склонность иностранных инвесторов к участию в российских проектах.
Полагаем, что принятие данных налоговых изменений может стать фактором, тормозящим восстановление как российской нефтедобычи в ближайшие годы, так и восстановление активности в промышленности РФ в целом», — прокомментировал «НиК» экономист «БКС Премьер» Антон Покатович.
«Выжимание максимума из нефтегазовой отрасли с исключением НДД приведёт к эксплуатации только рентабельных на текущий момент месторождений, а при отсутствии стимулирующих налоговых инструментов развитие и восстановление отрасли может оказаться недостижимым после снятия ограничений в рамках ОПЕК+, — считает Тамара Сафонова. — Если принятые обязательства России в рамках ограничений ОПЕК+ приведут к падению нефтедобычи на 10%, то исключение НДД приведёт в дальнейшем к ежегодному падению нефтедобычи ещё на 10% в год, сокращению налогооблагаемой базы, что катастрофично для отрасли, социальной политики, бюджета».
Владимир Путин поставил на письме глав нефтяных компаний резолюцию профильному вице-премьеру Юрию Борисову «рассмотреть и представить предложения».
Владимир Бобылев