Нефть, газ и политика

14 августа 2020, 18:35
Дайджест ключевых отраслевых событий за неделю через призму мнений экспертов.

Птица против REBCO

Поставки сокращаются: По данным Argus media, в августе российские компании снизят поставки нефти в Белоруссию более чем на 23%. Argus отмечает, что в августе на ремонт встанет Новополоцкий НПЗ, поэтому снижение поставок придется на нефтепровод «Дружба». Поставки сократятся по отношению к июлю на 355 тыс. тонн. Общие же поставки составят 1,22 млн тонн.

Белый орел летит на помощь: В августе на Новополоцкий НПЗ должны доставить второй груз американской нефти White Eagle Blend (Смесь белого орла), сходной по качеству с российской. «Параметры этой нефти очень похожи на REBCO, которая в настоящее время используется на нефтеперерабатывающих заводах в Польше и Беларуси. В результате замена REBCO на WEB значительно облегчится», — сообщил Biznesalert глава Getka Дариуш Цихоцки.

«Это вторая танкерная поставка американской нефти в Белоруссию. Сорт, поставленный в этот раз, специально разработан в качестве аналога российского Urals для европейских НПЗ», — заявил пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко. Глава госконцерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков ранее говорил, что два НПЗ в Белоруссии за 2020 год планируют суммарно переработать не менее 16-16,5 млн тонн нефти.

Санкции отдельно, поставки отдельно: Госсекретарь США Майкл Помпео допускает введение санкций и приостановку поставок нефти Белоруссии в связи с событиями в этой стране.

Работа на публику

Вячеслав Мищенко, независимый эксперт: поставки американской нефти в Белоруссию — это в целом политически окрашенные моменты, которые с точки зрения рынка не имеют никакой основы: «Это демонстрация альтернативных источников сырья, но не более чем. Представить, что американская логистика будет конкурировать с российским трубопроводом, просто смешно. Белорусское руководство до выборов, в период жестких споров вокруг поставок российской нефти, активно развивало американский вектор энергопоставок. С профессиональной точки зрения это вызывает ироническую улыбку, однако в публичном политическом пространстве активно работает», — заметил эксперт.

Александр Разуваев, руководитель информационно-аналитического центра «Альпари»: Белоруссии проще закупать российское сырье. По его мнению, поставки американской нефти означают, что эмоции и амбиции белорусского руководства пока превышают экономическую целесообразность.

Эксперт отметил, что если будут введены санкции со стороны запада в отношении Белоруссии, то Минск будет отрезан от внешних рынков капитала: «Долги там большие и, в принципе, вместо того чтобы у нас клянчить деньги или проводить девальвацию, можно было бы приватизировать Мозырский и Новополоцкий НПЗ в пользу России. И таким образом решить проблемы с выплатами внешних долгов», — считает Разуваев.

Отвечая на вопрос о том, стоит ли России беспокоиться за судьбу белорусского транзита газа, эксперт отметил, что пока Лукашенко у власти, Москве не о чем переживать: «Я думаю, что Лукашенко останется. Для России вопрос транзита упирается в „Северный поток-2“, если его построят, то у России не останется проблем для беспокойства, так как транзит прекратиться и через Украину, и через Белоруссию».

Алексей Анпилогов, президент фонда «Основание»: альтернативные поставки из США и Саудовской Аравии в Белоруссию покрывали не больше 5%: «Основная причина сокращения поставок российской нефти в Белоруссию — это профилактика оборудования», — уверен эксперт.

Он считает, что будущий транзит российского газа в ЕС зависит от строительства «Северного потока-2»: «Этот газопровод сбалансирует мощности украинских и белорусских поставок, можно будет выбирать. При продолжении транзита через Украину белорусский маршрут станет резервным. Кроме того, судьба газопровода „Ямал-Европа“ зависит от Польши», — пояснил Анпилогов.

При этом эксперт заметил, что на потребление газа самой Белоруссией еще и повлияет белорусская АЭС: «Электрогенерация страны потребляет порядка 10 млрд. кубометров газа — с пуском АЭС ей будет необходимо только 5 млрд кубометров», — рассказал эксперт.

Вывод: «Северный поток-2» упрочит позиции «Газпрома» на европейском рынке.

Только бизнес и ничего личного

Мазут по расписанию: По данным Федеральной таможенной службы, экспорт нефтепродуктов из России в США в первом полугодии 2020 года достиг 9,1 млн т в натуральном выражении. По сравнению с тем же периодом 2019-го поставки выросли в 2,3 раза и достигли максимального уровня с 2004 года. На Соединенные Штаты в январе–июне текущего года пришлось более 12% всего российского экспорта нефтепродуктов (общий показатель — 74,63 млн т). Это второе место после Нидерландов, куда Россия поставила 12,19 млн т нефтепродуктов.

В стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов в США из России вырос не так значительно, следует из данных ФТС, — с $1,7 млрд до $2,2 млрд. Причина в резком снижении цены нефти: российские нефтепродукты продавались в США в первом полугодии на 42% дешевле, чем годом ранее, из расчета $33,2 за баррель. При этом экспорт российской сырой нефти в США, наоборот, снизился в минувшем полугодии почти в 2,4 раза в годовом выражении, до $546 млн.

Напомним, что экспорт российских энергоносителей в США в октябре 2019 года стал рекордным для России за последние восемь лет. Тогда РФ стала вторым экспортером энергоносителей в эту страну после Канады. Пик поставок пришелся именно на октябрь, когда США купили 20,9 млн баррелей российской нефти и топлива.

Российский мазут для краткосрочных пиков

Вячеслав Мищенко, независимый эксперт: в силу структуры рынка в США добыча нефти упала больше, чем у кого бы то ни было: «Хранилища все эти месяцы были переполнены. США по своим антикартельным позициям не могли официально присоединиться к сделке ОПЕК+, но тем не менее падение добычи шло у них без всяких договоренностей. А там, где сокращалась добыча, падала и переработка», — указал эксперт. Он отметил, что мировой рынок нефтепродуктов более и менее живой: «Ситуация с пандемией в США не улучшилась, но жестких ограничений для ведения бизнеса и транспорта нет. Поэтому потребление сохраняет определенную тенденцию к росту. Соответственно, внутренняя переработка может не справляться с краткосрочными пиками, и они покрываются импортом», — пояснил Мищенко.

Он напомнил, что ключевыми игроками на этом рынке являются трейдеры: «Пока международные перетоки сохраняют ликвидность, так и будет. Позиции трейдеров на всех рынках продиктованы прибылью и маржинальностью. Россия, имея определенные ресурсы, является одним из основных поставщиков нефтепродуктов на мировой рынок», — резюмировал эксперт.

Вывод: американские санкции против Венесуэлы помогли российской нефтепереработке.

Тень второй волны

МЭА понижает нефть: Международное энергетическое агентство в августовском докладе еще больше понизило прогноз падения спроса на нефть в 2020 году, он должен сократится не на 7,9 млн баррелей в сутки, а на 8,1 млн б/с. По мнению агентства, мировой спрос на нефть, как ожидается, составит 91,9 млн баррелей в сутки в 2020 году, что на 8,1 млн баррелей в сутки меньше, чем в прошлом году. «В этом отчете мы снижаем наш прогноз на 2020 год на 140 тыс. баррелей в сутки, — отмечается в докладе. — Сохраняющаяся неопределенность в отношении спроса, вызванная COVID-19, и возможность увеличения объема добычи означают, что балансировка нефтяного рынка остается хрупкой».

Согласно прогнозам МЭА, добыча вне ОПЕК в 2020 году ожидается на уровне 62,8 млн б/с. Таким образом, снижение составит 2,8 млн баррелей в день с уровня 2019 года в 65,6 млн б/с. «Это касается США, даже если исходить из того, что добыча восстанавливается с низких уровней в мае, падение по итогам 2020 года все равно будет рекордным по сравнению с любым другим производителем, на уровне 2,2 млн баррелей в сутки», — заявляет МЭА.

ОПЕК верит в худшее: Картель ухудшил прогноз по снижению глобального спроса на нефть в 2020 году. Как следует из августовского отчета организации, потребление будет ниже обычного не на 8,95 млн баррелей в сутки, а на 9,06 млн б/с.

Согласно оценке ОПЕК, спрос на нефть в мире в 2020 году составит 90,63 млн б/с. При этом уже в 2021 году организация прогнозирует рост мирового спроса на нефть на 7 млн баррелей, до 97,6 млн б/с. Организация ожидает, что коронавирус будет локализован и не станет больше разрушительно влиять на мировую экономику.

Правда, несмотря на восстановление экономики, ОПЕК отмечает, что в следующем году спрос на топливо не вернется к уровням до пандемии. Причиной станут изменения рынка труда и распространение практики дистанционной работы. Аналитики ОПЕК считают, что до конца года запасы нефти в мире могут оставаться на высоком уровне. Причина — слабый спрос на топливо для автомобильного и воздушного транспорта.

ОПЕК+ спасает рынок

Виталий Громадин, старший аналитик БКС: с учётом всех сохраняющихся рисков повторения эпидемии осенью, очень медленного восстановления пассажирских авиаперевозок, а также возможного негативного эффекта на нефтяной спрос из-за рецессии в экономике, текущий ценовой уровень для нефти поддерживается фактически одной только волей стран ОПЕК+: «Повышение добычи выглядит сейчас преждевременным, но на фоне относительно высоких цен на нефть могут быть оправданные опасения потери доли рынка американскими сланцедобытчиками. К тому же в базовом сценарии МЭА ожидается заметное превышение спроса над предложением. Соглашение ОПЕК+, похоже, сохранится перед лицом сохраняющихся угроз для нефтяного спроса, но дисциплина может ослабляться в зависимости от динамики цен на рынке», — пояснил Громадин.

Вывод: стабилизации нефтяного рынка придется ждать долго.

#ОПЕК #Эксклюзив #МЭА #Россия #Мазут #США #Белоруссия #Аналитика #Екатерина Вадимова
Подпишитесь