Posted 20 июля 2020,, 12:11

Published 20 июля 2020,, 12:11

Modified 15 сентября 2022,, 21:28

Updated 15 сентября 2022,, 21:28

Труба «Транснефти» оказалась слишком прибыльной

20 июля 2020, 12:11
Рентабельность «Транснефти» по чистой прибыли достаточно высока, чтобы снизить тарифы, считают в Минэкономики РФ

За снижение тарифов «Транснефти» высказалось Минэкономики, которое по данным «Коммерсанта», стало единственным министерством, которое поддержало идею главы «Роснефти» Игоря Сечина о снижении тарифов. По мнению Минэкономики, нынешняя рентабельность «Транснефти» по чистой прибыли довольно высока, и к 2025 году ее вполне можно снизить примерно в пять раз — до 5%, чтобы поддержать нефтяников. Однако в «Транснефти» эту идею назвали переходом к «административно-командной экономике». В то же время Минэнерго, Минфин и ФАС предлагают оставить существующие тарифы на прокачку нефти и подход к их индексации без изменений.

Минэкономики, Минэнерго, Минфин и ФАС подготовили по поручению вице-премьера Юрия Борисова предложения по снижению тарифов «Транснефти», о котором в мае на фоне падения цен на нефть Сечин попросил президента РФ. По словам источников газеты, большинство ведомств выступили против пересмотра тарифов. По их данным, в правительстве — в Минэнерго, в частности — опасаются, что нарушение сложившейся схемы формирования тарифов для «Транснефти» по принципу «инфляция минус» потянет за собой жалобы потребителей услуг других естественных монополий.

По мнению Минэкономики, которое встало на сторону «Роснефти», рентабельность «Транснефти» по чистой прибыли — соотношение чистой прибыли к выручке — достаточно высока, чтобы снизить тарифы, следует из письма главы Минэкономики Максима Решетникова руководителю ФАС Игорю Артемьеву от 14 июля. В письме говорится, что рентабельность «Транснефти» в 2019 году (без учета доходов от продажи нефти в Китай) составила 22,6% и при сохранении существующего принципа индексации тарифов в 2024 году может вырасти до 25%. При этом в работе естественной монополии значительно меньше рисков, чем у компаний на конкурентных рынках, так что текущий уровень рентабельности завышен и говорит об избыточной тарифной нагрузке на потребителей, считают в Минэкономики.

По мнению министерства, тариф на долгосрочный период можно снизить таким образом, чтобы рентабельность «Транснефти» по чистой прибыли к 2025 году составила 5%.

«Транснефть» с доводами Минэкономики не согласна, заявил «Коммерсанту» советник главы компании Игорь Демин. Так, подсчет рентабельности проводился по всей деятельности компании, а не только по регулируемой части — прокачке нефти и нефтепродуктов, где этот показатель, по словам Демина, не превышает 10%. Уровень рентабельности в 5% не позволит окупить затраты на строительство новой инфраструктуры в реальные — 15–20 лет — сроки, говорит он. По мнению «Транснефти», установление тарифов исходя из уровня рентабельности — это отказ от рыночных принципов и переход на госрегулирование, при котором эффективную экономику заменит административно-командная. «Получается, что если у кого-то рентабельность предприятия больше 7,5%, как у „Роснефти“, то цена на его продукцию завышена. Тогда следующим шагом может стать установление регулируемых цен на топливо», — резюмирует представитель «Транснефти».

"