Posted 17 июля 2020, 11:04
Published 17 июля 2020, 11:04
Modified 15 сентября 2022, 21:28
Updated 15 сентября 2022, 21:28
Рост спроса на нефтепродукты в России происходит достаточно высокими темпами в связи с отменой карантинных ограничений и ростом внутреннего туризма, что связано с ограничениями на международные поездки. Так, в июле спрос достиг 95% от спроса в аналогичный период прошлого года.
Спрос на бензин в России снижался с начала этого года и достиг минимума в апреле — 60% от уровня 2019 года, а падение на авиакеросин составляло до 50% в связи с существенным сокращением пассажирского авиационного трафика. И НПЗ были вынуждены сократить переработку: выпуск бензина упал до 2,43 млн тонн против 3,1 млн тонн годом ранее. С мая потребление топлива в стране начало восстанавливаться, но НПЗ в силах закрыть увеличивающийся спрос ростом производства топлива.
«В июне пошли плановые снятия ограничительных мер, и июле мы наблюдаем бурный рост потребления топлива. Он связан, в первую очередь, с тем, что значительная часть людей осталась в период отпусков в стране. И это дало очень большой толчок для автомобильного туризма. Гораздо больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, люди стали перемещаться по России на машинах, которые потребляют 95-й и 98-й бензины. Сейчас спрос на них превышает уровни 2019 года. Также мы наблюдаем повышенный рост на дизельное топливо», — отметил Сорокин.
Несмотря на увеличение добычи в связи с последними решениями в рамках ОПЕК+, Минэнерго рекомендует направить эти увеличенные объемы не на экспорт, а на внутренний рынок, чтобы создать запасы нефтепродуктов.
«Рекомендуем в связи с ожидаемым ростом добычи нефти в августе максимально увеличить переработку на российских НПЗ. Сейчас загрузка НПЗ по первичной переработке находится ниже уровня 2019 года, но план по автомобильным бензинам на июль превышает объемы 2019 года», — заявил Павел Сорокин.
По его словам, в июле производство бензина должно достичь 3,55 млн тонн против 3,47 млн тонн годом ранее. Отечественные НПЗ быстро отреагировали на рост спроса на нефтепродукты, несмотря на убыточность переработки. При этом экспорт бензина сократится для пополнения внутренних запасов. Если в апреле поставки бензина за рубеж составляли 531 тыс. тонн, то в июле этот объем уже снизится до 115 тыс. тонн. Экспорт дизельного топлива снизится с 3,3 млн тонн в апреле до 2,3 млн тонн в июле.
Демпфирующий механизм эффективен в текущей ситуации на рынке, и на данный момент нет необходимости его корректировать. Демпфер сглаживает колебания цен на мировых рынках, он позволил оказать существенную поддержку бюджету в тяжелый период, при этом удалось удержать цены в пределах инфляции. «Вы это видите и по параметрам 2019 года и, соответственно, по параметрам начала этого года. Естественно, та ситуация, в которой мир жил последние три-четыре месяца, — это катаклизм. Поэтому в таких условиях, естественно, все механизмы и все инструменты, которые у нас есть, проходят определенную проверку прочности», — заявил Павел Сорокин.
«Нет ничего совершенного, всегда есть место для улучшения: мы видим ряд технических нюансов, которые с Минфином обсуждаем, но концептуально как механизм в той парадигме, в которой мы находимся, он показал свою эффективность», — добавил замминистра.
Павел Сорокин анонсировал совещание с нефтяными компаниями на следующей неделе. «Рынок стабилизировался, и мы внесли предложения о возможной ранней отмене ограничения на импорт топлива в правительство и сейчас планируем обсудить данную тему на правительственной площадке. Также на следующей неделе планируем на площадке правительства с нефтяными компаниями собраться, чтобы обсудить выполнение рекомендаций по поставкам топлива на внутренний рынок и нужно ли что-то для этого дополнительно», — сказал Сорокин.
Павел Сорокин считает, что меры, принимаемые Минэнерго, поддержат независимых участников топливного рынка.
«В ряде населенных пунктов независимые АЗС являются основными поставщиками нефтепродуктов для населения. Это большой сегмент рынка, это большое количество занятых людей. И создание условий, чтобы они нормально работали, является одной из наших задач. Меры поддержки, которые мы можем оказать — совместно с ФАС проводить работу с рынком. Что касается мер поддержки независимых АЗС, например, часть из них включены в список системообразующих предприятий», — заявил Сорокин.
«Сейчас спрос восстановился до приемлемого уровня. Мы договорились с ФАС, что нормативы биржевой реализации по бензину будут увеличены до 11%, по дизельному топливу — до 7,5%, и мы не исключаем роста этих нормативов в будущем», — сообщил Сорокин.
Кроме того, по его словам, были внесены предложения по распространению нормативов биржевой реализации на недоминирующие нефтяные компании, чтобы стабилизировать рынок в долгосрочной перспективе и обеспечить ему большую предсказуемость.