Кашаган — огромные запасы нефти и проблем

13 июля 2020, 14:46
Трудная судьба Северо-Каспийского проекта (СКП) показывает, насколько важен реалистичный подход и опасна политизированная интенсификация подготовки к разработке таких геологически сложных месторождений как Кашаган

Этим летом исполнилось 20 лет с момента открытия нефтегазового месторождения Кашаган на казахстанском шельфе Каспийского моря. Крупнейшего по своей сырьевой базе углеводородов объекта во всем Каспийском регионе. Геологические запасы нефти Кашагана составляют 4,652 млрд тонн, а запасы, которые могут быть извлечены при нынешнем уровне технологий, оцениваются в 2,065 млрд т. Запасы газа, соответственно, превышают 3 трлн куб. м, а их добыча зависит от технологических схем разработки.

Кашаган — крупнейшее месторождение международного Северо-Каспийского консорциума и Северо-Каспийского Соглашения о разделе продукции, подписанного западными инвесторами и официальным Нур-Султаном (тогда Астаной) в 1997 году.

Скважиной-первооткрывательницей гигантского месторождения стала Восточный Кашаган (ВК-1), вскрывшая в июле 2000 года нефтеносный интервал на глубине 4126 м и получившая промышленный приток нефти из-под солевых карбонатных отложений. Всего же шесть пробуренных поисково-оценочных скважин установили гигантскую залежь массивного типа с нефтеносной толщью 1026 м, залегающую на огромной площади в 820 кв. км. Геологические и геохимические исследования установили, что коллектор Кашагана залегает на глубине 4200 метров ниже поверхности морского дна и находится под высоким давлением в 80 МПа. А кашаганская нефть содержит парафиновое основание с высоким содержанием сероводорода на уровне 15% и углекислого газа на уровне 4%.

По результатам разведки стало ясно, что эксплуатация Кашагана будет тяжелым и дорогостоящим производственным процессом, осложненным низкой зимней температурой и опасными ледоходами.

В том числе и по этой причине было решено построить несколько искусственных ледостойких островов, на которых и разместились кусты эксплуатационных скважин, частично оснащенные установками первичной подготовки нефти и газа.

Изначально инвестиции в первый этап разработки месторождения прогнозировались в $7 млрд, а общий объем капиталовложений в освоение Кашагана — в $28 млрд. Старт добычи намечался через восемь лет после открытия месторождения. Итальянский акционер Agip, занявший место оператора разработки Кашагана в 2001 г., даже обещал начать добычу в 2005 г., то есть с трехлетним опережением плановых сроков.

Но на деле процесс подготовки освоения Кашагана потребовал намного больше времени и оказался в десятки раз дороже первоначально предполагаемых сумм.

Срок запуска Кашагана в эксплуатацию переносился с 2005 на 2007, 2008, затем — на вторую половину 2010 года, а позднее — на 2011, на первую половину 2013-го, и в конечном счете эксплуатация началась в сентябре 2013 г. Все это время откладывание даты старта месторождения сопровождалось увеличением его стоимости.

Проект эксплуатации Кашагана состоит из опытно-промышленной разработки (ОПР) и полномасштабной разработки (ПМР). В свою очередь, ОПР включает в себя Фазу 1 и Фазу 2.

Так вот, за годы подготовки к разработке инвестиции в подготовку Фазу 1 достигли $38 млрд против $7 млрд, запланированных при подписании Северо-Каспийского соглашения. Оценочная же стоимость всего проекта увеличилась до $136 млрд. Сегодня казахстанские источники указывают, что из-за необходимости дополнительных работ она может еще более возрасти — до $180 млрд.

Попытка начать добычу в сентябре 2013 оказалась неудачной, так как трубопроводы между промысловыми островами и наземным Карабатанским нефтегазоперерабатывающим заводом «Болашак» начали растрескиваться буквально на глазах. Стойкости выбранной для труб стали оказалось недостаточно, чтобы выдержать агрессивный углекислый сероводород.

Добыча была остановлена, а Северо-Каспийский консорциум приступил к полной замене трубопроводной соединительной системы, а также части оборудования завода «Болашак». На эти цели пришлось потратить свыше $2 млрд, а сама добыча возобновилась через три года — в октябре 2016 г.

Примечательно, что параллельно росту затрат происходило снижение прогнозов производительности.

В прошлом десятилетии проектировщики планировали, что за три года с начала добычи выведут ее на пик ОПР в 21 млн т/г, а еще через пять лет — на полную мощность ПМР — 56 млн т/г, или почти в 3 раза больше уровня опытно-промышленной разработки. Но к осени 2013 прогнозы стали уже таковы, что в 2014 ожидалось получение 8 млн т/г, а в 2022 — 15 млн, то есть, менее чем двукратный рост. Отметим, что в абсолютных цифрах уровень 2022 года даже ниже пика продуктивности Фазы 1 ОПР.

Объем добычи нефти на Кашагане, млн т

2016

2017

2018

2019

2020*

1,0

8,3

13,2

14,1

15,5

*План

Источник: Минэнерго Казахстана

Сегодня производительность Кашагана выведена на уровень 370 тыс. баррелей в сутки. В то же время запланировано наращивание объема закачки газа в пласт, что требует дополнительно инвестиций в размере $2 млрд. В нынешнем году на месторождении уже было несколько производственных срывов из-за незапланированных ремонтов вышедшего из строя оборудования.

По некоторым данным, кашаганские акционеры рассчитывают окупить инвестиции в ОПР в 2028–2030 гг., а в ПМР — не ранее 2040 года. На будущее проекта безусловно повлияют результаты переговоров, которые ведут с официальным Нур-Султаном от имени консорциума акционеры проекта — ExxonMobil и Shell. Они предлагают продлить срок действия Северо-Каспийского СРП после 2041 года еще на 20 лет.

Такой подход показывает: западные инвесторы намерены вести разработку осторожно, а главное — неспешно. Возможно, это верная политика в нынешней экономической ситуации, когда турбулентность на мировом нефтяном рынке и невысокие цены на нефть требуют выжидать, а не форсировать производство черного золота. Кроме того, Кашаган так и остается до конца не понятым геологическим объектом, и требуется время для раскрытия его загадок.

Трудная судьба Северо-Каспийского проекта (СКП) показывает, насколько важен реалистичный подход и опасна политизированная интенсификация подготовки к разработке таких геологически сложных месторождений как Кашаган.

Включая даже организационные моменты. Например, Agip став оператором, сконцентрировал управление СКП единолично в своих руках. Результаты менеджмента оказались настолько неудовлетворяющими других акционеров, что в 2009 году они взбунтовались и добились создания коллективного оператора North Caspian Operating Company (NCOC) с распределением ответственности каждой компании за отдельное направление работы. Но к этому времени значительная часть оборудования для проекта была установлена, в том числе трубы, которые пришлось заменять в 2013–2016 гг. Впоследствии и эта схема управления была заменена на новую: на интегральный штат сотрудников NCOC без зон ответственности отдельных компаний. Все такого рода управленческие пертурбации негативно влияли и на принятие проектных решений и на практику подготовки разработки Кашагана.

Сегодня, по данным NCOC, акционерами Северо-Каспийского проекта являются:

  • KMG Kashagan B.V. (16,88%, Казахстан);
  • Agip Caspian Sea B.V. (16,81%, Италия);
  • ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%, США);
  • Shell Kazakhstan Development B.V. (16,81%, Англия-Нидерланды);
  • Total E&P Kazakhstan (16,81%, Франция);
  • CNPC (8,33% Китай);
  • INPEX North Caspian Sea Ltd. (7,56%, Япония).

Еще один урок, который дает разработка месторождения-гиганта — недопустимость недооценки сложностей строения коллектора, его пористости, приемистости пласта, агрессивности углеводородов. Огромный размер запасов нефти при таких проблемах не гарантирует высокую и легкую добычу.

Для российских нефтяников, в чьих активных запасах постоянно возрастает доля ТРИЗ, опыт и уроки разработки фактически трудноизвлекаемых запасов Кашагана имеет большое значение во всех аспектах.

Игорь Ивахненко

#Казахстан #Кашаган #Аналитика #Каспийский шельф #Триз
Подпишитесь