Спустя год после перезапуска обанкротившегося Антипинского НПЗ по-прежнему нет окончательной ясности, кто же стал новыми конечными бенефициарами этого скандального предприятия. Но судя по тому, что поучаствовавшие в перезапуске завода структуры, близкие к Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR), в прошлом году показали рекордные доходы, не приходится сомневаться, что актив оказался в надежных руках. Судебные разбирательства вокруг многомиллиардных обязательств завода продлятся еще не один год, но к его новой жизни они уже как бы не относятся.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2019 году выручка российской «дочки» SOCAR ООО «СОКАР Рус» превысила 19 млрд рублей — в течение трех лет компания нарастила свои доходы почти в 2,5 раза (в 2017 году ее выручка составляла 7,7 млрд рублей). Как следует из опубликованного недавно рейтинга 20 крупнейших покупателей российской нефти, составленного журналом Forbes, в прошлом году в этот список вошла компания Socar Trading, занявшая в этом списке 18 место.
Исключительно результативным прошлый год оказался и для новой компании «СОКАР Энергоресурс», которая год назад приобрела 80% акций Антипинского НПЗ (на тот момент ее контролировали кипрская Socar Russia Investments Ltd. с долей в 60% и структура Сбербанка «СБК Комплект» с долей 40%). По итогам 2019 года выручка ООО «СОКАР Энергоресурс», которое возглавляет гендиректор «СОКАР Рус» Фарид Джафаров, составила 85,1 млрд рублей, чистая прибыль — 5,2 млрд рублей.
Для сравнения, по итогам 2018 года Антипинский НПЗ получил выручку в 187,3 млрд рублей, то есть доходы «СОКАР Энергоресурс» за прошлый год составили примерно половину этой суммы. Это хорошо согласуется с информацией о том, что во втором полугодии завод вышел на привычный для себя объем переработки 600 тысяч тонн сырья в месяц благодаря запуску давальческой схемы переработки — поставщиком нефти выступила компания «СОКАР Энергоресурс». В текущем году, сообщал в прошлом декабре губернатор Тюменской области Александр Моор, завод должен был вернуться к объему переработки 7,5 млн тонн.
Из приведенных данных напрашивается простой вывод: банкротство Антипинского НПЗ пошло по классической схеме разделения «хороших» и «плохих» активов.
«Хорошие» активы — продукция перезапущенного завода — сразу стали приносить приличные доходы новым собственникам предприятия, а «плохие» — гигантские долги его прежнего основного владельца, группы «Новый поток» находящегося под следствием бизнесмена Дмитрия Мазурова — попали в круговорот банкротных исков, которые могут тянуться годами.
На конец 2019 года, по данным СПАРК, кредиторская задолженность вошедшего в процедуру банкротства АО «Антипинский НПЗ», составляла 148,8 млрд рублей, объем краткосрочных обязательств — 353,2 млрд рублей, в отношении юрлица было открыто 164 арбитражных дела на общую сумму исков почти в 19 млрд рублей. В этом году их объем резко вырос после того, как в марте Сбербанк потребовал от Антипинского НПЗ 1,6 млрд рублей на основании договора ценных бумаг от 2015 года и 125,3 млрд рублей по договору ипотеки. Практически одновременно с требованием к конкурсному управляющему включить в реестр требований к заводу 14,9 млрд рублей обратилась ирландская «дочка» банка ВТБ.
К этому добавились очередные иски в отношении Дмитрия Мазурова и бывшего руководства НПЗ. В сентябре прошлого года «дочка» Сбербанка СБК потребовала через арбитражные суды Москвы и Тюменской области 56,7 млрд рублей от швейцарской структуры «Нового потока», а в январе началась процедура персонального банкротства самого Мазурова по иску в размере около 2,1 млрд рублей компании Persit Services Inc., участвовавшей в сделке по покупке Мазуровым доли в Афипском НПЗ в 2018 году. В марте было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве Антипинского НПЗ при помощи ряда сделок, которые совершались с января 2015 года по ноябрь 2018 года топ-менеджментом завода. Наконец, на днях Тверской суд Москвы заочно арестовал бывшего гендиректора Антипинского НПЗ Геннадия Лисовиченко, обвиняемого, как и Мазуров, в мошенничестве.
Антипинский НПЗ еще на этапе его строительства был окружен завесой тайн относительно реальных бенефициаров этого проекта, и с переходом завода к новым владельцам ситуация не слишком изменилась.
В сентябре прошлого года министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов говорил, что SOCAR не исключает инвестиций в развитие Антипинского НПЗ. Вскоре после этого азербайджанская компания распространила следующий пресс-релиз:
«SOCAR завершила необходимые процедуры и стала миноритарным акционером группы ООО „СОКАР Энергоресурс“ в России. Группа ООО „СОКАР Энергоресурс“ объединяет активы Антипинского НПЗ (объем переработки 7,5 млн тонн в год) и трех нефтяных месторождений в Оренбургской области (с утвержденными извлекаемыми запасами 45 млн тонн нефти). Основная роль SOCAR в этом проекте заключается в предоставлении управленческой и индустриальной экспертизы активам группы ООО „СОКАР Энергоресурс“. При этом SOCAR не планирует инициировать вопросы о смене руководства АО „Антипинский НПЗ“ и месторождений в связи с закрытием сделки. Учитывая структуру сделки, участие SOCAR в проекте не создает для SOCAR рисков, связанных с предыдущими долгами завода».
Доля участия SOCAR в «СОКАР Энергоресурс» не раскрывалась. Между тем, как следует из данных ЕГРЮЛ, с июля прошлого года бенефициарами ООО «СОКАР Энергоресурс» выступают уже не Socar Russia Investments Ltd. и «СБК Комплект» — стопроцентным владельцем компании является структура «Энергоресурс РТ Лимитед», зарегистрированная на Кипре (она, в свою очередь, принадлежит еще одной кипрской компании — Mediterranean Nominees Limited). На этот же офшор заведена зарегистрированная в прошлом году московская компания «Энергоресурс Промактив», которую возглавляет исполнительный директор «СОКАР Энергоресурс» Эльшан Абдуллаев.
Скорее всего, Socar Russia Investments Limited, зарегистрированная в конце 2018 года, выступала промежуточной структурой.
Ее бенефициарами выступили зарегистрированная на Британских Виргинских островах Nitron Investments Limited (80%) и Фарид Джафаров (20%).
А несколько дней назад «СОКАР Энергоресурс» раскрыла информацию о том, что косвенным владельцем 38,4% ее капитала является кипрская инвесткомпания VALNA Holding Cyprus Limited, в совет директоров которой входит Дмитрий Разинкин — бывший директор по развитию бизнеса компании Litasco, швейцарского трейдера ЛУКОЙЛа. Зарегистрирована эта кипрская структура по тому же адресу, что и «Энергоресурс РТ Лимитед» — в бизнес-центре Ledra в Никосии. Там же, по имеющимся данным, квартирует и ряд структур, связанных с группой «Сафмар» Михаила Гуцериева, которая также поучаствовала в разделе наследства «Нового потока» — с мая прошлого года ей принадлежит Афипский НПЗ в Краснодарском крае.
Связь между ЛУКОЙЛом и «СОКАР Энергоресурс» обозначилась еще в июле прошлого года, когда Litasco выиграла тендер на поставку дизельного топлива с Антипинского НПЗ.
Об этом сообщало агентство Reuters со ссылкой на собственный источник.
Кроме того, стоит вспомнить, что первоначально переговоры о покупке Антипинского НПЗ велись именно с ЛУКОЙЛом, однако успехом они не увенчались, после чего Вагит Алекперов не раз говорил об отсутствии интереса к этому активу.
Официальная информация о том, как сказался на показателях Антипинского НПЗ коронавирусный карантин, отсутствует, хотя известно, что компания «СОКАР Энергоресурс» внесена в федеральный список системообразующих компаний. Несколько дней назад Александр Моор сообщил в телеинтервью, что завод «воспользовался ситуацией», когда цены на нефть уходили в минус: провел ремонт и «скопил подушку», то есть располагает средствами на выплату зарплат. После завершения конкурсного производства, добавил тюменский губернатор, у завода появится новый собственник, который будет выстраивать новую стратегию.
Известно также, что с середины мая Антипинский НПЗ возглавляет Ирина Самарина, предположительно, связанная с упоминавшейся выше компанией СБК.
Кроме того, в мае портфель исков к предприятию существенно пополнился: в числе тех, кто имеет судебные претензии к заводу, обозначились, в частности, Промсвязьбанк и ООО «БалтСетьСтрой», оспаривающие ряд сделок НПЗ на сумму более 8 млрд рублей.
Тем временем постепенно проясняется более масштабный международный контекст закулисных движений вокруг Антипинского НПЗ. Об этом, к примеру, можно судить по последним событиям, связанным с азербайджанскими проектами ЛУКОЙЛа, компании, по понятным причинам имеющей наиболее тесную связь с Азербайджаном среди всех российских ВИНКов.
В начале этого года на Международном экономическом форуме в Давосе ЛУКОЙЛ и SOCAR подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству на перспективной структуре Нахчыван и разведочном блок, включающем мелководные структуры Гошадаш и Прикаспийская-Губа. Привлечь инвесторов на эти участки Азербайджан пытался много лет, интерес к ним проявляли разные компании, включая ExxonMobil, которая безуспешно вела разведку на Нахчыване еще в 1990-х годах, и «Роснефть» (о ее возможном участии в разработке Гошадаша говорилось после подписания российско-азербайджанского соглашения о совместном изучении его потенциала в 2018 году).
Возможности новых инвестиций в Азербайджан Вагит Алекперов подтвердил в середине марта в ходе встречи с президентом SOCAR Ровнагом Абдуллаевым.
А на днях азербайджанские СМИ сообщили, что российская компания ведет детальную оценку геологоразведочных проектов в стране.
Кроме того, в конце прошлого года стало известно о том, что SOCAR рассматривается в качестве возможного партнера для гигантского газохимического комплекса «Газпрома» на базе Бованенковского месторождения на Ямале предварительной стоимостью более 14 млрд долларов. В качестве образца для него был взят проект, который планировал построить в районе Баку вместе с немецкой инжиниринговой компанией Linde — главным технологическим партнером «Газпрома» по Амурскому ГПЗ.
Наконец, возвращаясь к Антипинскому НПЗ, можно вспомнить еще одну гипотезу о том, кто стоит за российскими проектами SOCAR, которую в ноябре прошлого года представил «Коммерсантъ». По данным издания, основным конечным бенефициаром упоминавшейся выше Nitron Investments, одного из владельцев компании Socar Russia Investments, является бывший старший вице-президент ЛУКОЙЛа по поставкам и продажам Валерий Субботин, а его миноритарным партнером выступает Ильгам Рагимов — один из соинвесторов группы «Киевская площадь» и однокурсник Владимира Путина. Как известно, к Антипинскому НПЗ имел отношение и еще один однокурсник президента России — юрист Николай Егоров, контролировавший 20% предприятия через ООО «Энергетика. Содружество. Успех».
Как видно, Дмитрий Мазуров в этой сложной схеме, скорее всего, оказался разменной фигурой, которой пришлось брать на себя все основные риски, обрушившиеся на Антипинский НПЗ начиная с 2014 года — падение цен на нефть, девальвацию рубля (основные кредиты заводу выдавались в валюте) и налоговый маневр.
Анатолий Радченко