Дайджест событий: умеренный рост на фоне робкого оптимизма

26 июня 2020, 18:02
Дайджест ключевых отраслевых событий за неделю через призму мнений экспертов

Мировая нефтегазовая отрасль, похоже, начинает медленное возрождение после «идеального шторма», обрушившегося на нее в этом году: постепенное снятие карантинных ограничений, рост промышленного производства, поступательное восстановление транспортного сообщения и рост спроса в ряде стран поддержали рынок энергоресурсов. Однако замедление темпов экономического развития в качестве последствий пандемии, а также предположения о том, что вторая «ковидная» волна уже на подходе, могут растоптать робкие ростки возрождающегося спроса на нефть, газ и продукты их переработки.

Мы будем следить за развитием событий и еженедельно публиковать дайджест ключевых отраслевых событий, предлагая их вам через призму мнений экспертов.

Посмотрим, как будет развиваться ситуация.

Нефтяной оптимизм

Для российских нефтяников, а также для Минфина РФ важнейшим событием прошедших дней стал рост нефтяных цен. С 22 по 25 июня стоимость Brent превышала $40 за баррель. Затем слабая нефтяная статистика США, а также рост темпов распространения коронавируса в этой стране несколько умерили «бычьи» настроения на нефтяном рынке. Тем не менее «черное золото» уже поверило в свои силы.

Кроме того, поддержку сырью оказали действия Европейского центрального банка (ECB), который объявил о новом механизме кредитования центробанков за пределами Еврозоны.

Положительную информацию представило и международное ценовое агентство Argus: нефть Urals с начала июня подорожала в Европе более чем на $7 до $45–46 за баррель. Российская марка по-прежнему торгуется с премией к Brent, снизившейся до $1,55 за баррель на северо-западном рынке и до $2,55 — на южном. «С начала июня премия снизилась на $0,75 вследствие невысокой маржи переработки в Европе и ухудшения условий для арбитражных поставок. В абсолютном выражении Urals подорожала на $7,42 вслед за эталоном до $45,06 за баррель, — говорится в обзоре агентства. — Премия на партии Urals объемом по 80–100 тыс. т в Средиземноморье остается в последнее время на уровне $2,55 к эталону».

Экономист «БКС Премьер» Антон Покатович заметил, что основным фактором, обуславливающим формирование премии Urals к Brent, является сокращение добычи основными экспортёрами тяжелых сортов нефти: «У таких экспортеров тяжелого сырья, как Иран и Венесуэла, уровни добычи остаются под давлением санкций, а также прочих экономических факторов, что пока не позволяет данным производителям реализовать какое-либо значительное восстановление объемов своей добычи. РФ, как крупнейший экспортер тяжелого сырья, также сокращает объемы своей добычи в рамках участия в формате ОПЕК+. Вслед за сокращением объемов добычи российские экспортные поставки снижаются. С учетом продления действия масштабных сокращений добычи в рамках ОПЕК+ до конца июля мы ожидаем, что объемы российских поставок нефти на экспорт продолжат снижаться, что будет способствовать сохранению премии Urals и, возможно, ее расширению.

Ожидаем, что премия в Urals в ближайшие 2-3 месяца будет формироваться в пределах $1,5-3,5»,

— рассказал эксперт в комментарии для «НиК».

Вместе с тем аналитики пока очень осторожны в своих прогнозах и не верят в стабильный рост стоимости углеводородного сырья. В частности, по прогнозу агентства ФИНАМ, движения на рынке нефти могут оставаться достаточно высокими в ближайшие месяцы в силу разбалансировки спроса и предложения. «Тревогу вызывает продолжение первой волны коронавируса в отдельных странах с высоким потреблением нефтепродуктов. Речь, прежде всего, об Индии и Бразилии, на которые приходится около 8% потребления. В Китае также отдельные новые очаги могут потребовать локального возобновления карантина, что может стать фактором давления на нефтяные цены в июле–августе», — пишет агентство.

Однако в Минэнерго России считают, что спрос на нефть постепенно восстанавливается и эта тенденция продолжится: «В перспективе стоит ожидать продолжения начавшейся тенденции по постепенному восстановлению спроса на нефть, а чуть позже, ближе к осени, — и на газ», — цитирует замминистра энергетики Павла Сорокина пресс-служба Минэнерго.

Сланцевый девиз — не дождетесь!

Стоит отметить, что эта неделя принесла хорошие новости и американской нефтегазовой отрасли. По данным Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, добыча нефти в стране за неделю, завершившуюся 19 июня, выросла на 0,5 млн баррелей до 11 млн б/с. Это первое увеличение производства нефти за 11 недель — до того оно беспрерывно снижалось с начала апреля. Напомним, что в конце марта американская добыча составляла 13 млн б/с. В среднем за последние четыре недели добыча нефти в США снизилась на 10,6% и составила 10,95 млн б/с.

До недавнего времени в будущее сланцевого сектора не верили даже в США. Например, издание Financial Times со ссылкой на исследование аудиторской и консалтинговой компании Deloitte сообщало, что сланцевые компании по итогам второго квартала могут быть вынуждены списать активы на сумму не менее $300 млрд. Данные Rystad Energy говорят о том, что в первом квартале американские производители сланцевой нефти списали активы на $38 млрд. Ранее международное энергетическое агентство (МЭА) в своем докладе отмечало, что затраты на добычу сланцевой нефти по итогам текущего года в США сократятся наполовину по сравнению с прошлым годом.

Но, несмотря на весь этот негатив, сланцевый сектор продолжает восставать из пепла кризиса, как птица Феникс, и даже пытается наращивать добычу. По мнению консультанта VYGON Consulting Екатерины Колбиковой, причина такого внушительного роста добычи нефти на 0,5 млн баррелей — возврат в работу ранее закрытых скважин: «По заявлениям сланцевых операторов, при возобновлении добычи после недлительных остановок продуктивность таких скважин на некоторое время становится выше, чем до их закрытия. Длительные остановки, напротив, могут оказаться губительными, поэтому при цене на нефть около $40 за баррель ряд производителей принял решение об их перезапуске», — пояснила эксперт.

Она также рассказала, что наблюдаемое ранее падение добычи сланцевой нефти (примерно на 80%) происходило именно за счет остановки работающих скважин, однако, в ближайшие месяцы более значительное влияние окажет снижение темпов бурения, продолжающееся до сих пор: «Количество буровых на горизонтальных скважинах сейчас уже опустилось до 170 единиц примерно с 200 в начале июня и с пиковых 620 в марте с. г. При таких низких объемах нового бурения добыча сланцевой нефти в США с июня по декабрь сократилась бы на 1,5 млн б/с.

Хотя фактор возвращения в работу замороженных скважин дал моментальный эффект в добыче, в дальнейшем он не сможет полностью компенсировать это падение»,

— отметила Колбикова.

Она также считает, что сейчас разница между ценой спот нефти Brent и фьючерсом с датой экспирации через год снизилась до $2 за баррель относительно рекорда в $19 за баррель в апреле, что делает хранение нефти невыгодным: «В текущих условиях слабая экономика добычи и хранения нефти пока не позволяет американским операторам продолжать наращивание добычи, поэтому вряд ли это окажет серьезное влияние на соглашение ОПЕК+», — заметила эксперт.

Прогнозы против рынка

На фоне робкого оптимизма, который все же взбодрил нефтяной рынок, не обошлось и без негативной информации. В данном случае она исходила от Международного валютного фонда, по прогнозам которого спад мировой экономики будет более значительным, чем ожидалось в апреле, и составит 4,9% в 2020 году, рост же в 2021-м окажется слабее.

Кроме того в СМИ продолжилось обсуждение «раскаянья» британской BP, которая «посыпала голову пеплом», то есть переоценила свой долгосрочный прогноз стоимости нефти эталонной марки Brent на 30% в сторону снижения до $55 за баррель. Кстати, до обнародования данной информации компания объявила о списаниях в сумме до $17,5 млрд, на которые она пошла якобы на фоне столь удручающих перспектив рынка «черного золота». Этот прогноз BP вызывает много вопросов, поскольку когда нефтяному рынку предсказывает незавидное будущее ведущая нефтяная компания мира, это значит лишь то, что в данный момент ей выгодно распространение данной информации.

Генеральный директор НААНС-МЕДИА, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ Тамара Сафонова заметила, что сделанные в прогнозе ВР акценты на списание стоимости активов, сокращение сотрудников, переход на альтернативную энергетику отражают стратегические подходы в текущей ситуации одного из энергетических гигантов:

«Очевидно, мир уже не вернётся к потреблению моторного топлива в „докоронокризных“ объёмах.

Учитывая безусловный тренд на развитие электротранспорта, автотранспорта с гибридными двигателями, автомобилей, работающих на экономичном газомоторном топливе, инвестиции в развитие труднодоступных месторождений все чаще перестают занимать приоритетную позицию в портфеле вертикально-интегрированных компаний», — указала Сафонова.

По ее словам, многие компании используют текущую ситуацию для оптимизации численности, сокращения сотрудников и сохранения экономичного и безопасного режима удаленной работы, в то время как кризис требует социальной ответственности компаний в части сохранения рабочих мест:

«Не только уровень мирового производства и потребления углеводородов мог пройти свой пик в 2019 году, но и уровень зарплат в нефтегазовом секторе также может не удержаться на прежнем уровне»,

— подчеркнула Сафонова.

Вместе с тем, руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев считает, что прогноз BP совсем не катастрофический: «В этом году нефть будет в коридоре $40-50 за баррель. На 2021-22 годы прогноз $50-70, но на фоне коронавируса в базовом сценарии $70 не должно быть.

Помимо спроса и предложения еще один важный момент — это денежная накачка мировой экономики.

Финрезервы активно над этим работают, а ликвидность будет толкать нефть вверх. Впрочем, прогноз BP в $55 за баррель не такой ужасный. Он вполне приемлемый даже для многих американских сланцевиков. Понятно, что самый рентабельный сектор — это нефтехимия, там всегда будет расти спрос, но не очень большой. Тем не менее у меня умеренно позитивный взгляд на нефтяной сектор: я считаю, что с учетом налоговых льгот при таких нефтяных ценах Россия будет бурить Арктику», — заявил аналитик.

Екатерина Вадимова

#Urals #Аналитика #Сланцевая нефть #Спрос на нефть #Цены нефть
Подпишитесь