Нефтесервис: главное — выжить

18 июня 2020, 11:13
Нефтесервисные предприятия с выручкой более 1 млрд рублей в год включат в перечень системообразующих, но что делать компаниям поменьше?

Очевидно, что одним из наиболее пострадавших секторов, по которому сильнее всего ударил нынешний кризис, оказался нефтесервис. Спасать его решили с помощью фонда незаконченных нефтяных скважин, причем всяческое содействие в данном вопросе готовы оказать даже Минприроды и Роснедра. Вместе с тем, участники этого рынка говорят, что данных мер может оказаться недостаточно.

В последние несколько месяцев экономическое положение нефтесервисных компаний стало настолько сложным, что потребовало вмешательства президента страны. Впервые предложение по созданию фонда незаконченных нефтяных скважин прозвучало по итогам совещания о влиянии коронавируса на ТЭК от 29 апреля. 23 мая Владимир Путин поручил правительству создать условия для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин. Минэнерго и Минфин в свою очередь представили соответствующие предложения, которые поддержала правкомиссия по повышению устойчивости российской экономики. Кроме того, по итогам апрельского совещания было принято решение до 15 апреля при необходимости включить в перечень системообразующих нефтесервисные предприятия с выручкой более 1 млрд рублей в год.

Пойти на такие меры поддержки пришлось после угрозы глубочайшего кризиса в данном секторе. В конце апреля глава Минэнерго Александр Новак говорил о том, что падение заказов в нефтесервисной отрасли РФ может достичь 30-40%. Он считает, что впоследствии это затруднит восстановление производства.

Стоит отметить, что согласно проекту Общенационального плана действий, фонд незаконченных скважин позволит сохранить рабочую загрузку и платежеспособность предприятий.

Планируется, что российские нефтяники закажут услуги и оборудование для подготовки новых скважин у нефтесервисных компаний в большем объеме, чем это необходимо в 2020–2021 годах.

Скважины пробурят без ввода их в эксплуатацию, который будет осуществляться позднее, по мере восстановления спроса и роста добычи нефти.

Ранее глава «Газпром нефти» Александр Дюков, комментируя данное предложение, говорил, что формирование фонда незаконченных скважин — это создание мощностей, которые могут быть востребованы тогда, когда появится спрос на дополнительные объемы нефти.

На днях глава Минприроды Дмитрий Кобылкин сообщил, что его ведомство обратилось в Минэкономразвития и правительство с предложением по системной поддержке нефтесервисных компаний, Роснедра также готовы принять участие в создании условий для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин с применением отечественных технологий и оборудования: «Стабильный и развитый нефтесервисный сектор — залог эффективного освоения нефтегазовых ресурсов. Поэтому, конечно, мы поддерживаем данную инициативу. Со своей стороны, Минприроды обратились в Минэкономразвития и в правительство с предложением по системной поддержке компаний, оказывающих широкий спектр геологоразведочных услуг… Насколько мне известно, Роснедра также готовы принять участие в создании условий для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин с применением отечественных технологий и оборудования», — заявил министр в интервью РИА «Новости». Он также добавил, что в настоящее время термин «незаконченная нефтяная скважина» не закреплен на законодательном уровне.

Отраслевые эксперты, опрошенные «НиК», горячо приветствовали любые правительственные инициативы по поддержке нефесервисных компаний. В то же время они указали, что помощь нужна всем участникам данного рынка — крупным и мелким, отечественным и иностранным. Кроме того, эксперты выразили надежду, что правительство сможет выработать способы адресной поддержки нефтесервисого бизнеса, а также обеспечить их работой в этот непростой период.

Глава Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов считает, что нынешние предложения по поддержки сервиса направлены на помощь в первую очередь крупным компаниям:

«Конечно, это правильно, потому что надо поддерживать коллективы этих предприятий, но необходимо делать следующие шаги, переходить к новому этапу — оказанию помощи нефтесервисным предприятиям малого и среднего бизнеса»,

— заметил эксперт. По его словам, для этого, в первую очередь, нефтяные компании не должны сокращать объемы нефтесервисных работ: «Сегодня почти на 70% работ по выигранным тендерам отменяются. Крупные компании нас уведомляют, что работы переносятся на 2021 год или откладываются на осень текущего года, некоторые открыто говорят, что в связи со снижением цены на нефть они собираются самостоятельно проводить нефтесервисные работы. Нельзя допускать, чтобы подписанные договоры переходили на более поздний срок», — заявил Борисов.

Он заметил, что есть и второй вариант поддержки нефтесервисного бизнеса, который широко используется в США: «Правительство может обязать нефтяные компании выкупать у сервисных компаний будущие объемы работ, по которым эти сервисные компании уже выиграли тендеры. С помощь такой меры ситуацию в ТЭКе удалось бы стабилизировать, и нефтесервисные компании смогли бы пережить этот кризис», — пояснил эксперт.

Борисов подчеркнул, что в настоящее время нефтесервису необходима помощь со стороны государства, именно оно должно предметно заняться нефтесервисом: «Мы сегодня можем предъявить все работы, на которые были выиграны тендеры и заключены договоры, но которые компании по разным причинам не могут выполнить. Пусть государство выкупит у нас те объемы работ, которые мы выиграли. Не нефтяным компаниям давать деньги, а нефтесервису. Пока правительство собирается помогать только сервисным компаниям, у которых оборот больше миллиарда, но мы понимаем, что там есть какая-то подушка безопасности.

У кого оборот в 100 миллионов — а таких большинство — в эту господдержку не попадает.

Мы считаем, что это само по себе неправильно и уже обратились как ассоциация в Торгово-промышленную палату России и в Минэнерго РФ, чтобы государство обратило внимание на данную проблему», — рассказал эксперт.

Если 70% нефтесервисных компаний России закроется, на их место придут иностранные компании, но это будет не американский или европейский бизнес — придут компании из Казахстана, Белоруссии, Украины:

«То есть нашим специалистам придется искать работу в Казахстане или еще в каких-то других странах, в Россию же придут целые подготовленные коллективы из ближнего зарубежья, которым оказывается господдержка»,

— подчеркнул Борисов.

Эксперт также напомнил и еще об одной проблеме, решение которой в данном случае смогло бы оказать помощь отечественному нефтегазсервису: «Еще во времена СССР набурили много скважин, которые потом консервировали, но недостаточно квалифицированно. Сегодня этих скважин в большой Тюменской области насчитывается более 10 тыс. Только на Ямале более 5 тыс. брошенных скважин. Сами по себе они представляют большую опасность. Поэтому я бы развил инициативу по созданию условий для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин с применением отечественных технологий, чтобы эти законсервированные скважины обследовать и с помощью отечественных технологий правильно законсервировать. Можно обязать нефтяные компании, на лицензионных участках которых находятся эти брошенные скважины, их законсервировать. Кроме того, этим можно заниматься на уровне госорганов. Нефтесервис в этом случае получил бы эти заказы. Таким образом государство смогло бы внести значительный вклад в предотвращение экологических катастроф, а также помогло бы нефтесервисным компаниям», — указал эксперт.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль также уверен, что любая инициатива правительства, которая могла бы поддержать сервисные компании, кране важна: «Сейчас особенно страдают сервисные компании. Это касается буровиков, и тех, кто занимается капитальным и текущем ремонтом скважин, геофизиков. Сейчас забота государства должна быть прежде всего о сервисных компаниях, потому что именно от них зависят объемы добычи нефти и газа. Поэтому нам надо поддерживать любые предложения, которые могут позволить нашему нефтегазовому сервису выжить в этой непростой обстановке», — пояснил эксперт.

По его словам, у иностранных компаний, которые работают на российском рынке, запас прочности больше, но они также страдают от этого кризиса:

«75% рынка занимают российские компании, но когда речь идет об интеллектуальном сервисе, то здесь 90% принадлежит иностранным компаниям.

Это касается ГРП, горизонтального бурения, поэтому я считаю, что если иностранные компании работают на нашем рынке, создают свои центры и занимаются обучением персонала, наверное, было бы неправильно их держать в черном теле и допускать какую-то дискриминацию», — заметил Шмаль.

Генеральный директор НААНС-МЕДИА, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ Тамара Сафонова указала, что беспрецедентные ограничения нефтедобычи, принятые в рамках апрельского соглашения ОПЕК+, предусматривают либо вывод высокообводненного фонда скважин, либо сокращение добычи на высокодебитном фонде скважин, либо сокращение эксплуатационного бурения: «Каждая российская нефтедобывающая компания разрабатывала комплекс мероприятий, учитывающий технологические особенности добычи собственных месторождений, который обеспечит максимально быстрое восстановление добычи после снятия ограничений. При этом есть труднодоступные месторождения, эксплуатируемые вертикально-интегрированными компаниями, сокращение добычи которых восстановить достаточно сложно», — напомнила эксперт.

С одной стороны, фонд незаконченных скважин — это возможность инвентаризации, систематизации и государственного регулирования, что, безусловно, является положительным фактором в текущей кризисной для отрасли ситуации.

С другой стороны, бурение незаконченных скважин — это дополнительные расходы, выделить которые будет проблематично компаниям в период падения нефтяных цен и спроса на сырье: «Не исключено и выделение льгот нефтяникам для проведения масштабных работ по формированию фонда незаконченных скважин, что окажется чувствительным для бюджета», — заявила Сафонова.

Стоит отметить, что статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов в недавнем интервью Reuter сообщил, что механизм поддержки нефтесервисных услуг сейчас прорабатывает Минэнерго: «Мы ждем их предложений…. Надо понять схему финансирования, на чьем балансе будут незаконченные скважины, как они будут передаваться нефтяным компаниям. Соответственно, уже после этого определяться с налоговыми стимулами, которые могут понадобиться. В любом случае, это не может быть снижение текущих налогов. Если вдруг возникнет какая-то дополнительная прибыль перед продажей этих скважин, например, то можно обсуждать, как ей поделиться», — пояснил замминистра. Поэтому можно с уверенность прогнозировать, что «битва» за поддержку нефтесервисного бизнеса между Минэнерго и Минфином будет весьма ожесточенной — главное, чтобы сервисные компании успели ее пережить.

Екатерина Вадимова

#Россия #Аналитика #Нефтесервис #Господдержка
Подпишитесь