Топливный маневр

4 июня 2020, 13:37
Рынок нефтепродуктов Казахстана сможет восстановиться не раньше конца этого года при условии, если мир не накроет новая волна коронавируса

Казахстан уже в июне оценит результаты недавно введенных мер государственной поддержки внутреннего рынка топлива, потребовавшихся после резкой смены глобальной конъюнктуры и значительного падения спроса на фоне снижения экономической активности населения из-за пандемии COVID-19. Предварительный прогноз — казахстанский рынок нефтепродуктов сможет восстановиться не раньше конца этого года при условии, если мир не накроет новая волна коронавируса.

Пике

В Казахстане, как и в других странах мира, потребление нефтепродуктов резко сократилось на фоне заметного снижения деловой активности в результате карантинных мер, введенных в связи с быстрым распространением коронавирусной инфекции. Согласно данным национального нефтегазового холдинга «КазМунайГаз», в апреле 2020 года спрос на бензин в стране упал на 40%, на авиационное топливо — на 70%, что оказало значительное влияние на производственную деятельность казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, вынужденных работать на минимальных сбалансированных мощностях. По данным источников в отрасли, в мае 2020 года в условиях отмены международного авиационного сообщения и жесткого ограничения на авиаперелеты внутри Казахстана потребление авиакеросина в стране сократилось на 90%.

Три крупных казахстанских НПЗ — Атырауский, Павлодарский и Шымкентский — продолжают свою деятельность, однако во избежание затоваривания с середины марта 2020 года загрузки были значительно снижены: по состоянию на начало мая Атырауский НПЗ работал на 87% от максимально возможной мощности, Шымкентский — на 61%. Для этих заводов, совсем недавно получивших возможность в результате масштабной модернизации увеличить мощности по переработке, это стало серьезным вызовом.

По информации министерства энергетики Казахстана, в январе–апреле 2020 года совокупный объем переработки нефти на всех НПЗ снизился на 3,7% относительно плана — до 5,2 млн тонн.

На показатель по переработке негативное влияние оказал как карантин, так и приостановка с 25 апреля для проведения плановых ремонтных работ Павлодарского нефтехимического завода.

По сведению статистического комитета министерства национальной экономики республики, объем производства бензина, включая авиационный, за первые четыре месяца 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, вопреки ожиданиям, увеличился на 19,8% до 1,463 млн тонн, а дизельного топлива уменьшился на 2,7% до 1,505 млн тонн. В отчетном периоде также было произведено керосина в объеме 152 тыс. тонн (уменьшение производства в сравнении с январем-апрелем 2019 года на 32,5%), сжиженного пропана и бутана — 903,2 тыс. тонн (+11,4%), газойля — 1505,2 тыс. тонн (-2,7%), мазута — 723,3 тыс. тонн (-38,6%). Рост объема выпуска бензина на фоне существенного сокращения спроса на АЗС способствовал началу затоваривания НПЗ, что потребовало принятие государственных мер поддержки рынка.

Подакцизный товар

Бензин в Казахстане — подакцизный товар. Время от времени величина акциза подрастает, что влияет на стоимость топлива.

Цены на ГСМ в Казахстане стабилизировались и оставались довольно низкими на протяжении всего 2019 года, после того как местные НПЗ, модернизировавшие накануне мощности по переработке, сумели насытить рынок собственными дешевыми нефтепродуктами, избавив его от ежегодного дефицита и вытеснив более дорогой импорт. В результате бензина в стране оказалось так много, что он получил возможность экспорта в соседние государства, а стоимость самого ходового в стране бензина АИ-92 в течение всего прошлого года уменьшилась — сначала с 155-156 тенге до 149-153 тенге за литр в январе и до 144-146 тенге за литр к сентябрю.

Низкие цены на бензин даже привели на казахстанские АЗС автолюбителей из приграничных районов России: стоимость казахстанского топлива оказалась вдвое ниже российской — 26,5 рублей против 50,5 рублей за литр. Из-за низкой цены в Казахстане россияне массово вывозили бензин в Россию для продажи с наценкой. И из опасений образования нового дефицита ГСМ правительством был введен запрет на вывоз нефтепродуктов с территории Казахстана автомобильным транспортом с пролонгацией каждые шесть месяцев: введенные ограничения в апреле были продлены в ноябре 2019-го, а затем в феврале 2020 года.

Кроме того, чтобы выровнять цены на бензин в РК и РФ и прекратить нелегальные поставки казахстанского топлива в соседние приграничные районы РФ, с января 2020 года в Казахстане был повышен на 10 тенге — с 8 тенге до 18 тенге за литр (10,5 тыс. тенге до 24,435 тыс. тенге за тонну) акциз.

«Если пытаться сдерживать цену на бензин, мы потеряем сам бензин. Его просто не будет.

Тяжелее держать границы, поскольку соседние страны, где цена на бензин выше, просто будут пылесосить наше топливо. Лучше этого не делать»,

— пояснил в феврале 2020 года министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов, напомнив об отсутствии у Казахстана и России экономической границы ввиду единой таможенной территории и невозможности в этой связи осуществлять контроль за вывозом топлива за территорию страны.

С повышением акцизов правительство рассчитывало не только прекратить контрабандные продажи казахстанского топлива и «субсидирование российской экономики», но и увеличить расходы государственного бюджета на социальную сферу — до 6 трлн тенге в 2020 году с 5,3 трлн тенге в 2019 году с возможностью выполнения своих социальных обязательств: в соответствии с ожиданиями министерства финансов Казахстана, увеличение стоимости акциза на топливо должно было принести в республиканский бюджет более 50 млрд тенге дополнительного дохода.

Пандемия освободила до 31 декабря 2020 года производителей от уплаты акцизов на бензин и дизельное топливо, реализуемых на экспорт, а также обнулила ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, в том числе на бензин, дизельное топливо и мазут. Кроме того, был отменен запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом за пределы Казахстана, в том числе за внешние границы стран Таможенного союза, введен запрет на железнодорожные поставки бензинов и дизельного топлива из РФ в РК и принято решение о приобретении бензина и дизельного топлива в государственный материальный резерв. Поддержав таким образом рынок, правительство рассчитывает исключить затоваривание хранилищ ГСМ, а также избежать падения загрузки местных НПЗ и сокращения рабочих мест в условиях кризиса.

Шоковая терапия

Согласно информации ассоциации предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса Казахстана KazEnergy, исторически нефтяники субсидировали внутреннюю переработку нефти на местных НПЗ. Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляют для переработки на заводы, предоставляя скидку в размере от $50 до $100 за тонну для поддержания низких цен на внутреннем рынке. На фоне существенного спада доходов населения и снижения оптовых цен произошло снижение розничных цен на топливо в крупных сетях АЗС.

Если в январе литр бензина АИ-92 стоил 144-146 тенге, а к началу марта цены достигли 158 тенге за литр, то в апреле ценники на автозаправках вновь упали до 150-152 тенге.

Потенциально розничные цены на бензин в 2020 г. могут снизиться еще больше.

Как ранее заявляли в KazEnergy, на фоне уменьшения спроса и объемов продаж все участники рынка — будь то производители нефти, владельцы нефтебаз или АЗС — несут постоянные расходы, такие как содержание персонала и инфраструктуры. В то же время в условиях существенного падения котировок на нефть и нефтепродукты на мировых товарных рынках экономика экспортируемых из страны нефтепродуктов также оказалась низкорентабельной.

Адаптация

Ухудшение экономики переработки грозит прекращением выплат по обслуживанию займов, ранее привлеченных для модернизации казахстанских НПЗ, сокращением объемов капитальных вложений, а также может привести к изменению структуры выпуска продуктов переработки.

Чтобы не допустить жесткого кризиса, НПЗ могут и должны применить комплекс мер для недопущения сильного падения маржи и адаптации к изменениям на рынке. Речь может идти о возможности наращивания запасов производимых нефтепродуктов на всех видах инфраструктуры, включая нефтебазы, терминалы, железнодорожные составы и др.; об оптимизации структуры выпуска нефтепродуктов путем снижения выработки авиакеросина за счет разделения его на смежные фракции (нафту и дизельное топливо) с одновременным сокращением выпуска бензина; об ускорении интеграции в нефтехимическую отрасль с активизацией финансирования проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, уже реализуемых в Казахстане.

Оптимизация структуры выработки нефтепродуктов, в частности, переработка в дизельное топливо авиакеросина, которого, кстати, еще до наступления кризиса скопилось в хранилищах приблизительно 100 тыс. тонн, позволит сбалансировать рынок.

По некоторым оценкам, в период осенних полевых работ порядка 350-400 тыс. тонн дизельного топлива понадобится сельхозпроизводителям — аналогичный объем они планируют потребить во время весенних посевных работ. Со снятием в мае запрета на авиасообщение внутри Казахстана, а также с отказом от других ограничительных мер, введенных из-за COVID-19, и восстановлением деловой активности прогнозируется небольшой рост спроса на авиакеросин по сравнению с апрелем-маем.

В целом с большой вероятностью топливный рынок в Казахстане восстановится не ранее четвертого квартала 2020 года при условии, если его вновь не обрушит новая волна COVID-19.

Елена Бутырина

#НПЗ #Цены на бензин #Казахстан #Аналитика #Цены на топливо #Профицит
Подпишитесь