На прошлой неделе в формате видеоконференции состоялось заседание лидеров стран-членов Евразийского экономического союза, на котором планировалось принять стратегию развития Союза на период до 2025 года. Список документов был внушительный: 13 международных соглашений, 60 нормативных актов — это, не считая почти трех десятков поправок в действующий договор о Союзе. Но, как принято говорить в подобных случаях, что-то пошло не так. И всему виной российский газ. А точнее — ценообразование при поставках российского газа. Некоторые страны-участницы ЕАЭС, а именно Белоруссия и Армения, выступили с критикой в адрес российских властей в связи с высокой стоимостью газа по сравнению с поставками в ЕС. Например, белорусский президент Александр Лукашенко, который уже неоднократно поднимал эту тему, в канун празднования Дня Победы даже позволил себе аналогию — мол, в 75-летнюю годовщину нашей Победы не совсем правильно продавать российский газ в Германию по цене ниже, чем для Беларуси. С такой логикой не поспоришь — постановка вопроса популярная и доходчивая.
А все дело в том, что под влиянием текущего кризиса котировки на европейских газовых хабах опустились до минимальных значений, в то время как тарифы на поставку российского газа в страны ЕАЭС (также, как и на внутреннем рынке) имеют не совсем рыночную основу и в данный период времени они показывают более высокие значения, чем европейские, с учетом лага по времени.
В связи с этим можно с уверенностью сказать, что момент для проведения совещания был выбран не совсем правильно. Для достижения полного консенсуса по цене на российский газ среди партнёров по ЕАЭС (а в целом и для единогласного принятия Стратегии 2025) нужно всего лишь дождаться восстановления цен на газ в странах Европейского союза, а точнее — подождать пока эти значения превысят тарифы в зоне ЕАЭС — и дело сделано!
А с профессиональной точки зрения хотелось бы надеяться, что подобные популистские дискуссии уже в ближайшее время покажут свою полную несостоятельность, и решение вопросов о ценообразовании при поставках российских энергоносителей целиком и полностью потеряет политический контекст и станет рутинной работой профильных ведомств и экспертного сообщества.