Похоже, что Соединенные Штаты, наконец, определились с «форматом» своего участия в новой сделке ОПЕК+ — это введение новых санкций в отношении ключевых производителей нефти и участников сделки — России и Саудовской Аравии.
Американские производители сланцевой нефти активно лоббируют саму идею «наказания» конкурентов за неудовлетворительное сокращение объёмов добычи. Обсуждаются такие идеи как: введение импортных пошлин на нефть, приостановка военной помощи Королевству Саудовская Аравия и ужесточение санкций в отношении российского энергетического сектора.
Очевидно, что работать в парадигме сотрудничества с учетом интересов всех участников рынка американское нефтяное лобби не хочет и не может.
Американский президент является своего рода заложником такой философии и вынужден в своих публичных выступлениях и в ставших уже самостоятельным жанром политических коммуникаций твитах отражать точку зрения своих избирателей: «…Россия и Саудовская Аравия договариваются о цене и снижении добычи. В нужное время я вмешаюсь» — читай: «надавлю и заставлю действовать в интересах американского нефтяного лобби». Как тут ни вспомнить классика Крылова и его бессмертный «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь…». Только в текущем моменте это не квартет, а трио крупнейших производителей нефти в мире, о партнерстве с которыми со стороны США не может быть и речи. Получается, что недавняя инициатива о сокращении добычи и личное посредничество Трампа в организации диалога между Россией и Саудовской Аравией была просто очередной попыткой продемонстрировать внутренней аудитории «руководящую и направляющую роль» Белого дома в мировой политике. Но по существу — это не что иное, как попытка сохранить хорошую мину при плохой игре.
Американские производители нефти, все больше осознавая глубину текущего кризиса, лихорадочно ищут выход из ситуации, но ничего лучшего не находят, как продолжить политику угроз и шантажа по отношению к своим глобальным конкурентам.
И все это происходит в тот исторический момент, когда эксперты нефтяного рынка всерьез заговорили о конце американской сланцевой революции.
В силу депрессивно низких цен на нефть американские сланцевые компании несут огромные убытки, достаточно посмотреть на их отчетность за первый квартал текущего года. Многие сланцевики уже обратились к американскому правительству с просьбой о финансовой помощи, и уже рассматриваются различные варианты предоставления государственного финансирования, в том числе и в обмен на долю в акционерном капитале частных компаний. Иными словами, речь идет о «национализации» сланцевой промышленности США. Но оппозиция в лице представителей Демократической партии вряд ли предоставит возможность Трампу потратить десятки, а то и сотни миллиардов долларов на поддержку нефтяного лобби, которое и является его электоральной основой.
В преддверии президентских выборов американское промышленное/нефтяное лобби будет дожимать администрацию Трампа и требовать денег на спасение, в то время как со стороны оппозиции будет усиливаться сопротивление любым попыткам спасти сланцевую отрасль за счет государственной казны. В такой конфигурации сил вполне уже привычным решением может стать введение новых и ужесточение существующих санкций по отношению к основным производителям нефти, то есть России и Саудовской Аравии.