Демпфер против снижения цен на топливо

4 мая 2020, 11:23
Пересмотр демпфирующего механизма помог бы российской нефтепереработке как в текущей ситуации, так и в перспективе

Российским компаниям дали указание обеспечить стабильность поставок топлива на российский рынок. При этом налоговая нагрузка на нефтепереработку в стране только увеличилась. Демпфер на нефтепродукты при низких ценах на нефть стал работать в обратную сторону. Теперь уже компаниям приходится доплачивать в бюджет за поставку ГСМ на внутренний рынок, а стоимость топлива даже при беспрецедентно низких ценах на нефть остается на прежнем уровне. В этой ситуации в администрации президента заявили о возможном пересмотре механизма демпфера для внутренней нефтепереработки, однако, в правительстве данную инициативу не поддержали, что свидетельствует о явном конфликте интересов.

Напомним, что в конце апреля на совещании по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент России Владимир Путин сделал несколько программных заявлений, касающихся предприятий ТЭКа. В частности, он сказал, что нельзя ни в коем случае допустить дефицита топлива на внутреннем рынке, а также ограничение энергоснабжения предприятий или населенных пунктов России.

Помимо этого, президент указал на необходимость обеспечить долгосрочную устойчивость российского ТЭКа на всех этапах, начиная с добычи ресурсов и заканчивая работой нефтесервисных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса. По его словам, необходимо продолжать развивать крупные инфраструктурные проекты в энергетике, значимые для российских регионов и предприятий реального сектора.

Вместе с тем пока ситуация в нефтепереработке только ухудшается.

Компенсационный механизм, созданный два года назад для поддержания стабильных цен на топливо на внутреннем рынке при ценах на нефть выше $42 за баррель, начал действовать в обратную сторону.

Напомним, что обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива для внутреннего рынка и сырья для нефтехимии, а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента. Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки. Она рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. В 2019 г. нефтяники благодаря демпферу получили от государства 282 млрд руб. компенсации. Однако, если экспортные цены формируются ниже этого уровня, уже компаниям приходится доплачивать в бюджет. Это заставляет топливо внутри РФ не дешеветь, несмотря на обвал нефтяных цен на мировых рынках.

Еще месяц назад в СМИ проходила информация о том, что уже в феврале 2020 года демпфер стал отрицательным, и компании заплатили государству 10,9 млрд рублей. В апреле rupec.ru сообщил о том, что продажи топлива на бирже стали убыточны для нефтяных компаний. 20 апреля топливо реализовывалось по 35,77 тыс. рублей за тонну (в европейской части России). При этом издержки компаний на выплаты акцизов, демпфера и другие налоговые составляющие по предварительным расчетам достигали около 38 тыс. рублей за тонну. Таким образом, чистый убыток от продажи бензина на бирже превышал 2 тыс. рублей за тонну.

По расчетам Argus Consulting, в апреле отрицательный демпфер обойдется российским переработчикам примерно в 90 млрд рублей. Значение демпфирующего коэффициента для бензина снизится в апреле до минус 18892 руб./т с мартовских минус 12581 руб./т, а для дизельного топлива — до минус 12266 руб./т с минус 6947 руб./т. Для сравнения в апреле 2019 года демпфирующий коэффициент был положительным и составлял для бензина 7975 руб./т, а для дизтоплива — 6358 руб./т.

Согласно подсчетам Reuters, за первый квартал текущего года нефтяники должны будут выплатить рекордные 67 млрд рублей. Демпфирующая надбавка за период с 1 по 27 апреля составляет для автобензина около минус 18400 рублей за тонну, для дизтоплива — минус 11500 рублей.

Государство уже задумалось о том, как изменить этот механизм «сглаживания цен», дабы помочь нефтяным компаниям.

На днях помощник руководителя администрации президента Кирилл Молодцов на онлайн-конференции Тюменского нефтегазового форума рассказал, что на совещании у президента будет обсуждаться поддержка нефтесервисных компаний, возможность изменения демпфирующего механизма в системе обратного акциза на нефть. «Если затронуть тему нефтепереработки, понятно, что демпфер работает на интересы, прежде всего, бюджета сейчас. Думаю, вопрос будет поднят — какое правильное соотношение интересов переработчиков, интересов розницы и сбытовых сетей и интересов бюджета должно быть. И каким образом это должно быть отрегулировано. Буквально на этой неделе услышите дополнительные новации и позицию президента по этому вопросу», — цитирует Молодцова «Интерфакс».

Однако, судя по итогам совещания у президента, никакого открытого обсуждения демпфера не было.

Более того, накануне совещания министерство энергетики РФ сообщило, что не намерено инициировать процесс корректировки демпфирующего механизма. «Сейчас не рассматривается никаких предложений по изменению механизма, который был принят два года назад. Минэнерго тоже не выходит с инициативой его менять. Принцип демпфера специально был настроен таким образом, чтобы сглаживать волатильность розничных цен на внутреннем рынке при любых внешних ценовых условиях», — рассказал министр энергетики Александр Новак в интервью изданию «Газета.ru». Он оценил поступления в бюджет от нефтяных компаний по демпферу в 2020 году на уровне 1 триллиона рублей при цене нефти в $20 за баррель.

Сложно предположить, чтобы в нынешней ситуации правительство отказалось от этих денег. Поэтому вместо пересмотра демпферов из-за сложной экономической обстановки Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго подписали совместный приказ о временном снижении в два раза нормативов биржевых продаж нефтепродуктов с 1 апреля по 30 июня. В частности, нормативы биржевых продаж бензина снижены с 10% до 5% от объема производства, дизтоплива — с 6% до 3%, авиатоплива — с 10% до 5%, мазута — с 2% до 1%, сжиженных углеводородных газов — с 5% до 2,5%. Эта мера явно поддержит именно стоимость топлива.

Большинство отраслевых экспертов, опрошенных «НиК», считают, что в сложившейся ситуации пересмотр демпфирующего механизма помог бы российской нефтепереработке, дал бы шанс на снижение стоимости ГСМ. Впрочем, в реальное уменьшение цен на АЗС верится с трудом. Кроме того, у компаний сейчас есть другая серьезная проблема — где хранить топливо при резком сокращении спроса. Ряд источников в отрасли уже говорит о необходимости сокращения нефтепереработки на 50%.

Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (НААНС-МЕДИА) Тамара Сафонова сообщила, что в 2020 года демпфер для бензина снизился до минус 12,58 тыс. руб. за тонну, дизельного топлива — до минус 6,95 тыс. руб. за тонну: «Демпфирующий коэффициент для бензина и дизельного топлива остался отрицательным в марте и может иметь отрицательное значение в апреле, вследствие чего российские нефтяные компании продолжат делать дополнительные отчисления в бюджет, если не будут внесены изменения в Налоговый кодекс», — заявила эксперт в интервью «НиК».

Она отметила, что в последние два месяца ситуация с мировыми ценами на топливо такова, что вместо демпфера, призванного компенсировать нефтепереработчикам разницу внутренних и экспортных цен, НПЗ сами платят в бюджет. Это также является одним из факторов того, что топливо внутри РФ не дешевеет, несмотря на обвал нефтяных цен на мировых рынках:

«В этой связи корректировка налогового законодательства является актуальной как для поддержки потребителей и увеличения спроса в период пандемии, так и для нефтеперерабатывающих заводов, для которых может быть снижено налоговое давление»,

— пояснила Сафонова.

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов также считает, что с учётом проблем российского нефтяного комплекса из-за необходимости сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+ изменение условий демпфера могло бы стать мерой поддержки российской нефтепереработки и позволило бы немного снизить цены на бензин, что стимулировало бы потребительский спрос: «Однако правительству сложно принять такое решение в условиях жёсткого дефицита бюджета, когда все большее число отраслей и предприятий обращаются за антикризисной помощью», — пояснил аналитик.

Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов заметил, что сейчас для нефтепереработки ситуация экстраординарная, прежде всего, из-за обвального падения спроса на нефтепродукты: «Одновременно из-за снижения нефтяных цен НПЗ почти лишились субсидий от государства, и при этом компаниям нужно выплачивать демпфер. Поэтому поддержка государства нужна, чтобы по мере восстановления спроса отрасль могла надежно обеспечивать внутренний рынок нефтепродуктами», — указал эксперт.

Вместе с тем, он напомнил, что демпфер — это, в первую очередь, механизм поддержания стабильных цен внутреннего рынка: «Если снижать демпфер, то и цены должны снизиться, а это мало поможет переработке. Ведь спрос упал не из-за цен, а из-за последствий пандемии.

Одновременно демпфер играет важную фискальную роль, поддерживая бюджет, когда все остальные нефтяные налоги обвалились.

Поэтому к вопросу его корректировки надо подходить осторожно, с учетом всех возможных последствий», — заявил Ежов.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заметил, что есть возвратный акциз на нефть и демпфер на нефтепродукты: «Насколько я понимают, сейчас действительно отрицательный демпфер на нефтепродукты, но он компенсируется существенным ростом возвратного акциза на нефть. И в сумме они друг друга компенсируют, потому что один положительный другой отрицательный. Почему-то об этом никто ничего не говорит», — указал эксперт. По его мнению, реальных убытков от отрицательного демпфера на нефтепродукты у компаний нет.

Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки считает, что сейчас для компаний вопросы демпфера на нефтепродукты не столь актуальны, гораздо важнее для них решить проблему хранения сырья: «Цена на нефть восстановится, скорее всего, до конца третьего квартала. Эта беспрецедентная ситуация с обвалом спроса на нефтепродукты должна войти в историю. Поэтому компании гораздо больше волнует проблема хранения сырья. Внутренний рынок сильно упал и стоит рассчитывать еще на месяц карантина. Пока компании держались за счет резкого увеличения экспорта.

Однако карантин практически во всех странах продолжается, а емкости по хранению нефтепродуктов уже заполнены»,

— рассказала эксперт.

По ее мнению, одно из действий, которые сейчас должны сделать нефтяники — это приобрести гарантированный сбыт за счет покупки мощностей: «Например, ЛУКОЙЛ уже заявил, что он будет на своих зарубежных заводах перерабатывать только свою нефть. По идее, другие российские компании, имеющие мощности по переработке за рубежом, должны последовать этому примеру. Поэтому сейчас время для того, чтобы покупать мощности. Стопроцентный переход на спотовый рынок — это неправильная стратегия», — резюмировала Канделаки.

Вместе с тем стоит отметить, что для скорейшего выхода из сложившейся ситуации с заполнением хранилищ необходимо стимулировать спрос, а для этого лучше всего подходит стратегия снижения цен на топливо. Поэтому проблема демпфера в ближайшее время будет весьма актуальна. Ведь мало того, что благодаря данному регулирующему инструменту россияне должны постоянно переплачивать на АЗС — в конце концов, за дешевую нефть платят именно рядовые автовладельцы, — так еще и российские компании начнут терять рынок сбыта в России. Напомним, что уже сейчас на бирже СПбМТСБ Белоруссия успешно продает ГСМ, хотя Минску приходится импортировать российскую нефть для переработки на своих заводах.

Екатерина Вадимова

#Минэнерго #Цены на бензин и дизельное топливо #Налогообложение нефтегазовой отрасли #НПЗ #Нефтепродукты #Аналитика #Производство топлива #Производство бензина #Демпфер
Подпишитесь