Обвал мировых цен на нефть и нарастающее превышение предложение над спросом незамедлительно привели к региональной фрагментации мирового рынка. Все прежние закономерности ценообразования потрясены — на первый план выходят возможности поставщиков давать щедрые скидки и обеспечивать выгодные условия поставки нефти. Наибольшие возможности в этой ситуации появляются у Саудовской Аравии и России, а нефтедобытчикам США придется с трудом вписываться в новые реалии, который были в деталях разобраны участниками первой онлайн-конференции «Глобальный рынок нефти 2020: вызовы времени», организованной международной аналитической компанией Аrgus.
Наиболее перспективным рынком для мировых экспортеров нефти в настоящий момент выглядит Китай, где еще в начале марта началось постепенное восстановление экономики после коронавирусного карантина. Если исходить о данных по июньским поставкам, то можно предположить, что конкуренция среди производителей за то, чтобы направлять избыточные объемы нефти в КНР, будет расти, отметил вице-президент Argus (нефть и нефтепродукты, Китай) Том Рид. Уже сейчас, по его словам, сюда заходят самые разные необычные производители, которых раньше не было.
«С середины марта в Китае происходит замедление падение цен на нефтепродукты: намечается восстановление, хотя и не до предыдущих максимумов. Запасы НПЗ снижаются, в марте существенно вырос объем авиаперевозок. Роста на рынке нет, но падение было отыграно — сейчас потребление нефтепродуктов составляет 85-90% от сезонной нормы», — описывает текущую ситуацию аналитик.
В то же время потенциал китайского рынка ограничен: даже самые оптимистичные прогнозы не предусматривают роста потребления нефти.
Мощности хранения в Китае, предупреждает Том Рид, не смогут поглотить избыток нефти: две трети хранилищ было заполнено еще в 2019 году, а сокращение переработки добавило нагрузку. Сейчас в связи с восстановлением переработки идет распродажа накопленных резервов, но эти объемы вновь возмещаются свободными объемами рынка в других регионах, плюс Китай провел существенные закупки нефти в марте–апреле. Сейчас китайские НПЗ закупают дешевую нефть с поставкой в конце 2 квартала, играя роль поглотителя шока на рынке, но потом этот эффект себя исчерпает, предполагает Рид.
Дополнительным фактором, ограничивающим емкость китайского рынка, по его словам, является падение экспорта нефтепродуктов с местных НПЗ, который активно увеличивался в прошлых годах. Теперь же, напротив, в Индонезии, Пакистане и других странах-импортерах китайского горючего компании пытаются использовать оговорки о форс-мажоре и отложить новые закупки. «Для многих НПЗ в Азиатско-Тихоокеанском регионе сейчас чрезвычайно важно понять, какие возможности у них есть в плане приобретения коммерчески целесообразных объемов нефти на фоне очень низкого спроса на сырье и нефтепродукты», — добавляет Алехандро Барбахоса, вице-президент Argus по нефти (Ближний Восток и АТР).
Конкурентоспособность нефти на азиатском рынке, по его мнению, сейчас будет обуславливаться ценой сырья с поставкой, что уже сильно снижает возможности американских добытчиков.
Ставки фрахта танкеров с побережья Мексиканского залива в Китай, отмечает аналитик, сейчас значительно выше, чем средние значения за прошлый год: $7-8 за баррель вместо $2-3. Всего два месяца назад, когда американская нефть WTI торговалась по $50 за баррель, а ставки фрахта были порядка $5 за баррель, доля фрахта составлял порядка 10% полной цены с поставкой.
«Иными словами, американская нефть будет вынуждена торговаться с еще большей скидкой, когда ее надо будет пристроить на рынке Европы или Азии, если добыча в США не будет снижаться и все мощности хранения будут задействованы. В последние годы на долю США приходились серьезные объемы рынка АТР, и мы ожидали, что эта тенденция будет продолжаться, поскольку конкурентоспособность американской нефти повышалась. Мы продолжаем видеть определенную ликвидность на этом рынке: американская нефть более предпочтительна для НПЗ этого региона, но при этом мы видим и то, насколько трудно добытчикам продавать эту нефть в Азию и Европу. На американскую нефть в Азии просто нет достаточного спроса, поскольку ближневосточный баррель более активно завоевывает этот рынок», — говорит Барбахоса.
Ситуацию для американской нефти на азиатском рынке усугубляют и беспрецедентные ценовые сигналы от Саудовской Аравии, предлагающей своим азиатским покупателям значительные скидки. Официальные цены реализации уже работают не так хорошо, как раньше, поскольку это недостаточно для обеспечения конкурентоспособности, отмечает аналитик. Сейчас Saudi Aramco фактически отказалась от своей традиционной методологии ценообразования, что обеспечивает для нее возможности поставки основных объемов нефти в Азию по очень конкурентоспособным ценам.
Российская нефть сорта ВСТО, поступающая в Китай, также испытывает давление саудовского демпинга.
Еще во второй половине 2019 года, напоминает Барбахоса, ВСТО не только торговалась с хорошей надбавкой к эталонному ближневосточному сорту Dubai, но и обнаруживала премию к Brent, потому что ВСТО обладает непосредственным выходом на премиальные рынки, в частности, в китайскую провинцию Шандун, где находятся крупные нефтеперерабатывающие мощности, которые не могут принимать танкеры класса VLCC и выше. Однако в новых условиях ВСТО стала торговаться с дисконтом по отношению к Dubai порядка $5 на FOB Козьмино.
«Посмотрим, насколько ниже может упасть цена, но, скорее всего, она стабилизируется на этом уровне, и это будет самая низкая цена с тех пор, как Россия стала экспортировать нефть этого сорта. Мы вошли в совершенно новую реальность, и влияние Brent на ближневосточные котировки будет не столь значительным. Ближний Восток всеми силами пытается сделать свою нефть более конкурентоспособной в плане ценообразования, и фрагментация ценообразования, скорее всего, приведет к еще более выраженной в будущем ценовой дифференциации», — резюмирует Алехандро Барбахоса.
Локализация эталонных котировок связана с тем, что нефтяной рынок становится более изолированным географически, констатировал в своем выступлении Джеймс Гудер, вице-президент Argus по нефти (Европа). Рынок в целом сейчас разбалансирован, поэтому сложнее выявить привычные возможности арбитража — фактически арбитражные поставки на большие расстояния потеряли экономическую целесообразность, что и демонстрирует текущая картина на европейском рынке.
В прошлом году, напомнил Гудер, Евросоюз получал нефть от 12 основных поставщиков со всего мира, самые крупные объемы импортировались из России с большим отрывом от остальных, хотя доля США существенно возрастала, выйдя на второе место к концу 2019 года. Однако за последние недели в Европе многое изменилось: спрос на нефть снизился серьезнейшим образом, и из США поступает уже не так много сырья. При этом восстанавливаются объемы добычи нефти в Северном море, в том числе потому, что Норвегия оказалась способна нарастить добычу на своем новом месторождении Йохан Свердруп.
«В Европе скопилось очень много нефти, НПЗ снижают текущие объемы переработки на 20-30% по сравнению с предыдущим месяцем.
Хранилища заполняются, спрос не восстанавливаются, хотя обычно в это время года шло активное расходование накопленных запасов в связи с оживлением поездок. Некоторые страны Евросоюза уже снимают меры карантина, но восстановления экономики пока нет, поэтому в ближайшие месяцы будет избыток предложения нефти. Откладываются программы восстановления на месторождениях, на производственных объектах — и все же североморская добыча сейчас гораздо выше, чем в прошлые годы в этот период", — отметил Джеймс Гудер.
Следствием этого становится разбалансирование соотношений между разными эталонными котировками, прежде относительно стабильных. На середину апреля, по словам Гудера, по отдельным котировкам падение цены относительно Brent в Роттердаме составляло $8-9 за баррель — такой спред не отражает нормальной разницы по качеству, хотя до отрицательных значений дело еще не дошло.
Дисконт на российский сорт Urals составляет $4 за баррель, а вот американская нефть WTI фактически утратила свои позиции в Европе.
Американцы, отмечает аналитик Argus, должны предлагать в Европе серьезный дисконт, чтобы отвоевать долю рынка, тем более США по-прежнему производят нефти больше, чем могут потенциально потребить сами. Однако Европа и так затоварена нефтью — как местной, так и импортной.
Американский взгляд на тенденции рынка в ходе онлайн-конференции представил вице-президент по развитию бизнеса Argus (нефть и газовый конденсат, США) Джефф Краловец, отметивший, что нашумевшее падение котировок WTI в отрицательную зону едва ли стоит драматизировать. Отрицательная цена, напомнил он, обычно ведет к хаотической ситуации на рынке, но в действительности ситуация была не такой: июньский контракт WTI с поставкой в Кушинг (Оклахома), где находятся крупнейшие американские нефтехранилища, 20 апреля закрылся на уровне выше $20 за баррель, несмотря на то, что майский контракт ушел в минус ниже $30. С физической точки зрения, добавил аналитик, рынок США идет к сбалансированному состоянию: ценовые соотношения между различными сортами нефти находятся в нормальном состоянии, рынки продолжают функционировать. В частности, июньский дисконт WTI к Brent находился в типичном диапазоне спреда.
Тем не менее, признал Джефф Краловец, американские производители нефти уже систематически закрывают добычу, оставляя только наиболее продуктивные скважины. На 10 апреля объем добычи в США составил 12,3 млн б/с — существенно ниже, чем достигнутый в прошлом ноябре пик 12,86 млн б/с, и это, по всей видимости, только начало.
Вне зависимости от того, какие меры будут предпринимать федеральное правительство США и власти отдельных штатов, рынок уберет до 2 млн добычи б/с, прогнозирует Краловец.
Таким же, по его мнению, будет и снижение переработки.
Американский экспорт нефти в апреле, предполагает эксперт, сократится на 1-1,5 млн б/с, хотя в марте он, несмотря ни на что, удержался на февральском уровне 3,7 млн б/с. К серьезному сокращению экспорта приведет сокращение добычи легкой малосернистой нефти, к тому же востребованность WTI на внешних рынках даже при низком уровне цены сейчас гораздо ниже, чем полтора месяца назад.
При этом, отмечает Краловец, у США остаются возможности импорта более тяжелой нефти, на которую ориентированы основные НПЗ на побережье Мексиканского залива. В последние недели маржа переработки ближневосточных сортов была лучше, чем внутреннего сорта Mars, поэтому конкуренция между ними возможна — на крупные американские НПЗ могут заходить некоторые сорта саудовской нефти, тем более, по-прежнему есть возможности хранить их в естественных резервуарах — соляных кавернах в Луизиане вместимостью 70-80 млн баррелей. Там же администрация Дональда Трампа планирует выделить девяти производителям емкость в 23 млн баррелей для стратегических резервов нефти. Еще один обсуждаемый сейчас вариант поддержки производителей — выплачивать им компенсации за отсутствие физической добычи, чтобы эта нефть была добыта в какой-то момент в будущем. Именно так федеральное правительство США поступало с сельхозпродукцией еще начиная с 1930-х годов.
В связи со сложным финансовым положением ряда нефтяных компаний, прежде всего в сланцевом сегменте, на рынке будет происходит консолидация, считает Краловец. Однако, подчеркивает он, в США подача компанией заявки о банкротстве означает не прекращение ее деятельности, а реорганизацию бизнеса: в нефтяном секторе суды во многих случаях выдают предписание продолжать добычу, чтобы у компании сохранялся финансовый поток для соблюдения процедур банкротства. К тому же ситуация может принципиально измениться в случае восстановления рынка.
Технологии сланцевой добычи, отмечает американский вице-президент Argus, достигли такого уровня развития, что нынешний спад можно отыграть очень быстро, восстановив объем добычи.
Но если кризис продлится долго, то нефтесервисные компании, которые имеют потенциал сокращения издержек всего на 16% от текущего уровня, по данным Rystad Energy, распустят свой персонал, и для мобилизации потребуется много времени — это и будет самым серьезным ограничением для американской нефтяной отрасли.
Николай Проценко