Пока мы обсуждали результаты сделки ОПЕК+ и возможные перспективы её влияния на цену на нефть, сырье решило показать, чего стоят все эти усилия, и не только нащупало дно, но и пробило его с ужасающим грохотом. От обвала нефть не спасают ни надежды на возвращение экономики к жизни, ни анонсированные ОПЕК+ и рядом других стран сокращение добычи на 20 млн б/с.
Апокалиптическая картина вечера понедельника каждую минуту торгов «радовала» новыми рекордами.
Для начала майские контракты на североамериканскую нефть опустились более чем на 90%, достигнув минимальной отметки более чем за 30 лет. А затем падающий WTI продемонстрировал, на что он способен, преодолев отметки в $2 за баррель, затем 1 цент и устремился далее к беспрецедентной цене в минус (!) $37,63, подешевев на 300%!
Паническая распродажа связана с тем, что 21 апреля истекает майский фьючерс на североамериканскую нефть.
Тем, кто не успел от него избавиться, придется разбираться с физическими поставками приобретенных объемов, которые фактически уже негде хранить.
«Сегодня на рынках произошла ситуация, которая войдет в историю: только что мы видели абсолютно беспрецедентную экспирацию фьючерсов, — говорит CEO компании EXANTE Алексей Кириенко. — Причина проста: нет места в хранилищах плюс крупные штрафы за отказ забрать купленную нефть. Многие трейдеры получили колоссальные убытки: стремительное снижение нефти спровоцировало волну срабатывания маржин-коллов. Уверен, что вскоре мы также услышим про фонды, потерявшие огромные суммы на этом движении. Никто не закладывал в свои модели такой сценарий».
По данным международного энергетического агентства (IEA), к началу лета все мировые хранилища будут заполнены нефтью, и её негде будет хранить. В четырех природных хранилищах Стратегического нефтяного резерва США есть еще место для 77 млн баррелей, но Конгресс США не утвердил покупку для него 30 млн баррелей. По данным на 10 апреля, средний уровень загрузки основных хранилищ, включая Кушинг, составлял около 60% и продолжал стремительно нарастать.
Порядка 160 млн баррелей нефти хранится в настоящее время на танкерах в море, это рекордный исторический показатель, заявил Амру Катайя, глава Landmark Marine. Кроме того, как сообщило WSJ, к побережью США держат курс несколько танкеров, загруженных еще в разгар нефтяной войны. Этот объем в семь раз превышает обычную месячную норму поставок. Этот флот угрожающе надвигается на порты Луизианы, его прибытие ожидается в конце мая и усугубит ситуацию еще на 40 млн баррелей нефти.
«Это беспрецедентный случай для финансового рынка, — говорит эксперт Центра энергетики московской школы управления „Сколково“ Екатерина Грушевенко. — Цена за день упала на $40 за баррель в моменте. Что будет дальше предсказать трудно. Это вопрос систем и алгоритмов, которые работают на финансовом рынке, которые сегодня явно показали несовершенство этой системы: на физическом рынке хранилища не переполнены и предпосылок для такого пике не было.
Вероятно, дальше стоит ожидать разбирательств, почему торги не были остановлены до того, как цена пробила минусовые отметки. На физическом рынке вряд ли стоит ожидать продажи нефти за доплату».
Похоже, что нынешний спад больше говорит о краткосрочном спекулятивном перекосе настроений на рынках, чем отражает глубину страхов перед сокращением спроса. А тем временем стоимость фрахта судов на год для хранения нефти или товаров в море в среднем увеличилась с $8 млн до $18 млн, этот показатель, возможно, возрастет до $30 млн в будущем.
«Сейчас морские поставки существенно просели по причине мощнейшего контанго: разрыв в цене между майскими фьючерсами и июньскими достиг 11-летних максимумов на опасениях, что нефть в США попросту негде хранить. Трейдеры отлично осознают, что нефть сейчас торгуется на неприемлемых ценовых уровнях, поэтому никто сейчас такую нефть сбывать не хочет, да и некуда», — говорит независимый эксперт Вячеслав Мищенко.
«Май — это самый провальный месяц, так как пока сделка ОПЕК++ обсуждалась международными и страновыми отраслевыми организациями, добыча продолжалась.
Сокращения, согласно договоренностям, последуют только в мае, поэтому сегодняшняя цена отыгрывает провальный месяц, предшествующий началу действий по сокращению добычи.
Сланцевая добыча с технологической точки зрения — процесс, который тяжело прервать или притормозить. Все, что добыто, необходимо куда-то продавать или где-то размещать. В то же время хранилища почти переполнены, и этот эффект привел к катастрофическому падению WTI на американском рынке», — полагает Мищенко.
Но главный вопрос, по мнению эксперта, — что дальше? «Коронавирус обвалил мировую экономику, поэтому мало кто может с уверенностью спрогнозировать время и темпы её восстановления. Если объемы сокращения добычи можно обсуждать (хотя США в данном случае продолжает оставаться „котом в мешке“ по причине того, что антитрастовое законодательство не позволяет организовать „сговор“ между производителями об объемах снижения добычи), то скорость восстановления экономик предсказать крайне сложно, — поясняет Вячеслав Мищенко. — В этой ситуации можно опасаться взрывного роста спроса, который нефтяные производители, с таким трудом сократившие добычу, не смогут удовлетворить в необходимом объеме».
Владимир Бобылев