В России с 1 апреля впервые вступил в силу акциз на мазут. Это нововведение стало частью длительного процесса борьбы с подделками на топливном рынке, где под видом мазута и вакуумного газойля продавались суррогаты. Кроме того, новый подакцизный товар должен принести в бюджет дополнительные доходы.
Однако Налоговый кодекс сделал исключение, и из-под акциза выпал мазут с определенной вязкостью и ароматикой (с плотностью выше 1015 кг/м3 или содержанием ароматики свыше 30%). Этой лазейкой не преминули законно воспользоваться участники рынка мазута.
Но введение акциза на мазут трагически совпало с разбушевавшимся коронавирусом. И потребители мазута — энергетические компании и промышленные предприятия, которые в некоторых случаях используют его для производства тепло- и электроэнергии, в сложной экономической ситуации подняли вопрос о переносе вступления акциза в силу.
О том, что из этого получается, в обзоре «Интерфакса».
По данным агентства, электроэнергетические компании до введения акциза просили перенести его на более поздний период. Компании аргументировали перенос ввода акциза осложнением экономической ситуации из-за коронавируса, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с текстом письма Минфина по этому вопросу. Компании просили из-за распространения пандемии отсрочить уплату акциза до января 2021 года.
В Минфине с этим предложением не согласились, аргументируя это наличием возможности компенсации снабжающим население тепловой и электроэнергией расходов в части акциза на мазут. «Реализация указанного предложения не только имеет риски применения схем уклонения от уплаты акциза в отношении других видов топлива, но и может привести к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, источники компенсации которых не определены», — объясняет источник логику ведомства, изложенную в письме.
Поправки в Налоговый кодекс РФ предполагают расширение понятия средних дистиллятов с точки зрения обложения акцизом с 1 апреля этого года.
Ранее мазут, используемый ТЭС для производства тепло- и электроэнергии, акцизами не облагался.
Согласно утвержденной процедуре, использующие мазут ТЭС смогут получить налоговый вычет по акцизу, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве технологического топлива, сказал «Интерфаксу» представитель Совета производителей энергии (СПЭ, объединяет крупнейшие генерирующие компании).
Однако, как отметил собеседник «Интерфакса» в одной из крупнейших генерирующих компаний, концепция акциза предполагает, что компенсация расходов будет происходить в момент сжигания мазута, но как именно понять, какой мазут сжигается, не очень ясно. По словам источника, компании просили, в частности, снизить нормативный объем запасов, чтобы сократить кассовый разрыв, но им в этом отказали.
Это подтверждают и в СПЭ: предлагаемая схема возврата акциза вызывает озабоченность из-за возникновения кассового разрыва за счет существенной разницы между моментом времени в исчислении и принятия сумм акциза к вычету, говорят в совете.
Во избежание увеличения стоимости электро- и тепловой энергии, связанной с ростом топливных затрат, а также значительного увеличения издержек ТЭС на закупку мазутного топлива, в том числе для поддержания обязательных запасов, генерирующие компании предложили отложить вступление в силу новой редакции НК в части акцизов на мазут для энергетических компаний до 1 января 2021 года для устранения имеющихся неопределенностей и замечаний.
В пресс-службе Минэнерго «Интерфаксу» подтвердили получение соответствующего обращения от энергокомпаний.
В пресс-службе Минфина подчеркнули: мазут с содержанием более 30% ароматических соединений не отвечает установленным критериям для средних дистиллятов. На этом основании он сейчас и так не является подакцизным товаром.
«Исходя из этого на бирже цена топочного мазута в апреле не выросла по сравнению с предыдущим месяцем, он, как и ранее, продавался без суммы акциза. Никаких проблем в этой части не наблюдается», — подчеркнули в пресс-службе.
Собеседники агентства, участвующие в биржевых торгах, рассказывают, что производители мазута в феврале–марте озаботились проблемой акциза — когда его вступление было совсем на пороге.
И вдруг оказалось, что заводы доминирующих продавцов на бирже (а это все крупнейшие ВИНК и не только) производят мазут, подпадающий именно под безакцизный вариант.
Однако биржевая торговля предполагает понятные рыночные условия и четкие правила продаж, особенно о том вопросе, какой именно продукт продается. Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая своевременно попросила продавцов определиться, каким именно мазутом они будут торговать с апреля — с акцизом или без. Компании оперативно среагировали, в результате с 1 апреля ВИНК выставили на торги мазут, который не облагается акцизом.
Соответствующий паспорт качества безакцизного компании выдают покупателю. Биржевой инструмент в виде мазута с акцизом на сайте биржи временно заблокирован, рассказывает один из участников рынка.
Непредсказуемая ситуация с коронавирусом стала еще одной причиной для энергетических и промышленных компаний для того чтобы поднять вопрос о переносе сроков ввода акциза на мазут даже на фоне существования «лазейки» с необлагаемым акцизом топливом, так как она оказалась не для всех очевидной, да и сколько она будет действовать — отдельный вопрос.
Как пояснил собеседник в одной из крупнейших генкомпаний, раньше плотность и содержание ароматических масел мазута просто не указывались, топливо продавалось в соответствии с ГОСТом. В конце марта, накануне введения акциза, по сути, появился новый товар с дополнительными характеристиками по плотности и содержанием ароматических масел более 30%.
«Это не значит, что не было проблемы, просто продавцы в конце марта нашли способ»,
— отмечает он. Именно поэтому «пока НПЗ торгуют мазутом преимущественно с высоким содержанием ароматики, в том числе топочным», отметил источник «Интерфакса» в одном из федеральных ведомств.
Как пояснил источник в одной из генкомпаний, накануне введения акциза многие закупились мазутом впрок. Проблема станет актуальной, когда запасы начнут подходить к концу. Другой собеседник в одной из генкомпаний сказал «Интерфаксу», что там уже «настроились на вычеты». В разговоре о том, почему энергетики просили о переносе акциза в условиях существования «лазейки» с дополнительными характеристиками (плотность и содержание масел), собеседник в одном из ведомств отметил, что «рано или поздно» «лазейка» будет закрыта, «и все это понимают».
Другой источник в одном из федеральных ведомств отметил, что вопрос акциза еще обсуждается. По его словам, Минэнерго несколько недель назад обратилось в правительство с предложением сдвинуть действие акциза на мазут на «октябрь–ноябрь». В Минэнерго не стали комментировать вопрос потенциального переноса.
Как считает собеседник в одной из энергокомпаний, «лазейка» с новыми характеристиками топлива может помочь и металлургам, и прочим промышленникам, которые также сталкивались с проблемой подакцизности мазута.
Ранее производители удобрений, стали и алюминия, чьи предприятия находятся в негазифицированных северных регионах, просили установить для них возвратный акциз на мазут.
Они отмечали, что более чем двукратное удорожание мазута, который является безальтернативным видом топлива для таких предприятий, приведет к необоснованному росту издержек.
Речь идет о горнодобывающих предприятиях «Северстали», «РусАла», «ФосАгро», «Акрона» и «ЕвроХима». Их суммарные потери оцениваются примерно в 6 млрд рублей. Минфин с предлагаемыми поправками, устанавливающими налоговый вычет на мазут для промпотребления, тоже не согласился.
Источник в отрасли, знакомый с ситуацией, отмечает, что по сути поправка в НК, уточняющая понятие средних дистиллятов, должна была быть направлена исключительно на ликвидацию рынка суррогатов дизельного топлива. По факту поправка сделала с 1 апреля этого года подакцизным товаром и мазут, за исключением мазута с плотностью выше 1015 кг/м3 или содержанием ароматики свыше 30%.
Акциз в размере практически 10 тыс. рублей/тонна при его обычной рыночной цене около 9 тыс. рублей — это крайне чувствительное изменение для экономики тех предприятий, которые используют мазут для производственных нужд в северных регионах, где нет альтернативы в виде природного газа, рассказывает он.
«Любое решение по проблеме применения акциза на мазутное топливо приветствуется, оно позволило бы исключить неблагоприятные последствия для компаний, работающих и без того в сложных экономических условиях.
Однако решение, которое или полностью исключит применение акциза на мазут или хотя бы обеспечит компенсирующие уплату акциза налоговые вычеты для промышленных предприятий, должно носить продуманный и системный характер с участием в обсуждениях экспертного и бизнес-сообществ», — считает собеседник агентства.