По всему миру наблюдается полная разбалансировка рынков. Глобализм, на принципах которого строилась вся социально-экономическая и деловая жизнь, дает не просто трещину, а по сути разламывается. Вместо холодного расчета и здравого смысла на рынок пришли паника и неопределенность. И такое положение сохранится в ближайшие месяцы.
Пандемия коронавируса стала своеобразным детонатором (черный юмор: если бы COVID-19 не было, то что-то похожее, способное вызвать столь жуткую панику и смятение, нужно было придумать, чтобы снести существующий порядок).
Главный удар пришелся на спрос — краеугольный камень мировой экономики. Карантинные меры, ограничивающие не только логистику, но и передвижение людей, действуют чрезвычайно разрушительно.
Сырьевые рынки пострадали в первую очередь. Закрытие границ, ограничение авиаперелетов, остановка промышленных предприятий привели к еще большему нарушению баланса на нефтяном рынке, где и без того наблюдался избыток предложения. Цена на нефть обрушилась. К середине марта цена на нефть упала с начала года более чем на 60%, из которых 55% пришлись на последний месяц.
По разным оценкам, мы можем ожидать снижение мирового спроса на сырье на 10% во втором квартале этого года.
При этом Россия пока не спешит исполнять обещание увеличить добычу нефти, о котором объявила через несколько дней после развала соглашения ОПЕК+.
По итогам совещания в Минэнерго, куда были приглашены руководители крупных нефтяных компаний, решения о наращивании добычи с 1 апреля принято не было. Ранее глава ведомства Александр Новак говорил о намерении добавить на рынок 250 тысяч баррелей ежедневных поставок, а впоследствии нарастить производство на 500 тысяч б/с. Но пока ситуация на рынке оказалась такой, что смысла наращивать добычу при падающем спросе нет. Разумнее ждать, мониторить ситуацию, по возможности вести переговоры с основными игроками.
Не исключается новая договоренность со странами ОПЕК после истечения в конце марта срока действия нынешнего соглашения.
Также Россия и ОПЕК запланировали провести очередные встречи в мае — июне, чтобы оценить ситуацию на рынке. При этом от тактики поддержания ценовой стабильности Россия перешла к стратегии борьбы за рынки сбыта сырья — в условиях низких цен это единственная возможность удержать отрасль в конкурентоспособном состоянии.
Правительство РФ собирается следить за тем, чтобы в стране не возникло дефицита топлива.
С 2019 года в России действует демпфирующий механизм, который направлен на стабилизацию цен на бензин и дизельное топливо. Он должен компенсировать снижение поступлений в федеральный бюджет из-за падения мировых цен на нефть. В прошлом году нефтеперерабатывающие заводы получили около 500 млрд рублей бюджетных компенсаций.
Заметим особо, что цены на нефтепродукты в России зависят от нефтяных цен в очень малой степени.
В России обширны и многоступенчаты налоговые нагрузки, причем они ощутимы и для крупных НК, и для небольших игроков, хотя, конечно, последним приходится в разы сложнее при «идеальных штормах» наподобие нынешнего.
Например, игроки розничного бизнеса уже обозначили проблемы. В частности, в правительство обратился Российский топливный союз с просьбой оказать содействие по активизации перевода расчетов за топливо и сопутствующие товары на АЗС в безналичные формы. Это поможет снизить риск распространения вируса за счет минимизации контактов между людьми и отказа от бумажных денег.
Но сдерживающим фактором являются высокие ставки банковского эквайринга для АЗС. Сейчас их размер является одним из самых высоких в мире (1,5-1,7%), причем он не пересматривался последние 25 лет и более чем в 3 раза превышает аналогичные показатели в странах Европейского Союза (0,4-0,5%) и КНР (0,25%). Ставка интернет-эквайринга еще выше — более 1,8%, что ограничивает развитие бесконтактных и интернет-технологий.
В то же время стоимость инкассации наличных средств, для осуществления которой требуется вовлечение большого количества сотрудников обслуживающего банка и физическое перемещение между АЗС, составляет всего лишь 0,18% (более чем в 8 раз дешевле стоимости банковского эквайринга).
На данный момент стоимость эквайринга в цене литра топлива, продаваемого на АЗС, составляет около 70 копеек, т. е. примерно 15% от всех операционных расходов АЗС при пересчете на реализуемый литр.
Данные расходы даже выше стоимости хранений топлива на нефтебазе и его транспортировки до АЗС.
Предлагается включить моторные топлива в перечень социально значимых товаров, на которые распространяются сниженные ставки банковского эквайринга, и установить их вне зависимости от годовой выручки предприятий автозаправочного комплекса со следующими предельными значениями: 0,7% при использовании кредитных, дебетовых и предоплаченных карт; 0,5% при использовании мобильных приложений и сайтов.
Также РТС просит оказать содействие в принятии соответствующих изменений в законодательство с целью возврата права реализации алкогольной продукции на АЗС. Продажа сопутствующих товаров в последние годы стала одной из статей доходов розничных операторов. Запрет на реализацию алкогольной продукции на АЗС действует с 2011 года, хотя позднее он был признан «одной из ошибочных мер регуляторной политики». 24 января 2017 года законопроект № 85878-7, отменяющий запрет, был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ. Пока безрезультатно.
И хотя в РТС считают, что разрешение на продажу алкоголя поможет решению проблем «по обеспечению доступности товаров для населения в текущих условиях и уменьшит необходимость поездок в торговые центры, а автомобилист получит возможность приобрести все товары первой необходимости, по сути, рядом с домом, по пути следования или при необходимости заправки»… данная «алкогольная» инициатива воспринимается неоднозначно.
В целом же на внутреннем рынке пока нет ни ажиотажного спроса в связи с дефицитом, ни спекулятивного завышения цен.
Накануне посевной запас дизельного топлива позволит полностью удовлетворить растущий спрос сельского хозяйства. ФАС не видит предпосылок для роста цен выше инфляции в оптовом и розничном секторах на топливо как для сельхозпроизводителей, так и в целом по стране.
По данным мониторинга в мелкооптовом секторе цены на летнее дизельное топливо в марте 2020 года по отношению к марту 2019 году изменились лишь на 1,2%, сохранив доступность для мелкооптового потребителя.
При этом президент России Владимир Путин допустил введение дополнительных мер поддержки аграриев при закупке топлива для сельскохозяйственной техники. Таким образом, дефицита, как с гречкой, с топливом не будет, а падение внешних рынков делает внутренний рынок более привлекательным по сравнению с внешним.
Точно так же и с ростом цен — объективных рыночных предпосылок нет. Впрочем, и снижения тоже не будет. В соответствии с уже упомянутым демпфирующим механизмом нефтяники вынуждены в текущих ценах платить бюджету довольно большие суммы, в то время как цена нефти и объемы экспорта сократились, поэтому и цены в России вряд ли смогут опуститься ниже, если, конечно, не вмешается государство.
Средние розничные цены на бензин к концу марта в России меняются совсем слабо. При этом в Москве и Санкт-Петербурге — на крупнейших потребительских топливных рынках страны — цены уже которую неделю остаются стабильными, колебания у отдельных операторов АЗС не критичны.
Однако, если на текущий момент резкого взлета цен по всем секторам топливного рынка не наблюдается, то вот дальнейший ход событий не обещает всем легкой жизни.
Исходя из наших расчетов, мы предполагаем вероятность роста розничных цен бензина и дизтоплива к концу года на 5-6%.
Для анализа данных использовалась статистика средних розничных цен на АЗС по всем регионам России за последние 5 лет на основные виды топлива. Прогноз построен путем линейного регрессионного анализа с учетом среднегодовой сезонности реализации моторного топлива через АЗС.
Мы не считаем, что наш прогноз — экстремальный. Более того, судя по развитию ситуации с распространением коронавируса и, как следствие, с необратимостью дальнейшего замедления экономик (причем всех без исключения стран), наши сценарии если и не оптимистичны, то уж точно реалистичны, — настолько, насколько вообще сейчас можно в чем-либо быть уверенными «на все сто».
Неопределенность и паника к сожалению стали основными драйверами. И уж точно можно сказать, что мировую экономику будет трясти все сильнее.
И как быть, например, с нефтью, что ждать? Прежде всего, придется смириться с тем, что цены будут низкими. Но и для этого нужно убрать с рынка существенные «лишние» объемы. Повлиять на ситуацию может диалог между США, Россией и Саудовской Аравией, отдельные сигналы об этом уже появились. И тогда к концу года, а может, уже летом на мировом рынке может начаться выравнивание объемов предложения.
ОПЕК ожидает, что потребление нефти в мире начнет восстанавливаться во II полугодии, хотя если кризис перейдет в обвал, об этом придется забыть.
Последнее обращение президента России в среду 25 марта свидетельствует о том, что власть реалистично смотрит на происходящее, при этом государство, как следует из предложений президента, будет поддерживать все отрасли промышленности и бизнеса, которым в кризис выпадут немалые испытания.
Развитые страны Запада подвергнутся серьезному удару в масштабах, значительно превышающих Великую депрессию. Ведущие автопроизводители по всему миру встают из-за отсутствия комплектующих, которые поставляет Китай, обрушилась туристическая отрасль, страдают логистические компании и авиаперевозчики… И таких примеров не счесть.
Россия же в силу своего «не окончательного» вступления в западный глобальный проект получает шанс пережить «шторм» с меньшими потерями.
Во-первых, нашим заклятым друзьям будет не до нас. Во-вторых, еще не нарушились окончательно хозяйственные и экономические, логистические, межчеловеческие и культурные связи на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы. Эти факторы позволяют надеяться, что наше будущее окажется небеспросветным.
Аналитическая служба «ОМТ-Консалт»