Московский нефтегазовый центр компании EY
Сырьевые рынки остаются под давлением продолжающегося распространения COVID-19 по Европе и Северной Америке — каждый новый день увеличивает страхи инвесторов касательно губительного воздействия вируса на мировую экономику и, как следствие, динамику спроса на нефть. Справедливости ради отметим, что проверенное лекарство в виде предоставления ФРС рынку дополнительной ликвидности сумело приостановить обвал котировок. И в отдельных рисковых активах (например, суверенных обязательствах ряда развивающихся стран) видна активность покупателей, даже несмотря на очередную порцию разочаровывающей статистики. Предварительные индексы PMI Composite за март рухнули в район отметки 30, причем, как мы и отмечали ранее, главной целью COVID-19 стал сектор услуг, ранее выступавший главной преградой на пути сползания европейской экономики в рецессию еще в прошлом году.
Как бы от ни было, сегодня мы поговорим о том, как себя чувствует европейская нефтепереработка в условиях «сверхновой нормальности». Первое, что обращает на себя внимание, — это обвал стоимости нафты и автомобильного бензина (-70% г-к-г, в абсолютных значениях цены вернулись к уровням 2004 года), в результате чего ценовые дифференциалы к нефти опустились в район нулевых отметок (см. рис. 1).
Второе, мимо чего нельзя пройти, — это динамика спредов на высокосернистый мазут (см. рис. 2) — величина дисконта к котировкам нефти сократилась до $85/тонна (против $163/тонна в среднем за 2019 год). Ключевые триггеры — это рост спроса на HSFO со стороны США (как замещение венесуэльской тяжелой нефти) и ответ судовладельцев на ужесточение требований по экологическим характеристикам судовых топлив (т.н. «проблема MARPOL», более подробно см. наш комментарий от 26 декабря 2019 года). Пока скрубберный вариант остается основным и неудивительно, что в таком сценарии ожидаемый рядом аналитиков взрывной рост спредов на средние дистилляты не происходит (рис. 2). Мы уже неоднократно озвучивали свой скепсис касательно скорого наступления «золотого века» для маржинальности средних дистиллятов и пока не видим оснований для изменения своего мнения.
Интересно, что наблюдаемая динамика спредов по отдельным видам нефтепродуктов привела к существенной дифференциации европейской маржи переработки в зависимости от качества сырья (см. рис. 3). Так, доходность заводов при переработке высокосернистого сырья сейчас превзошла аналогичный показатель при работе НПЗ на легкой нефти. Очевидно, что сохраняющаяся рыночная волатильность пока не позволяет говорить о стабильном состоянии спредов, однако мы не исключаем, что низкие бензиновые спреды останутся в Европе надолго, и это будет минимизировать ценовые дифференциалы между высокосернистыми и низкосернистыми сортами нефти.