Posted 28 февраля 2020, 12:23
Published 28 февраля 2020, 12:23
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Коронавирус уже прочно обосновался на мировом сырьевом рынке, ввергнув его в лихорадочное состояние. И если у людей основным симптомом заболевания является рост температуры, то рынки, напротив, реагируют на болезнь резким снижением — так, 27 февраля цены на нефть обновили минимум с декабря 2018 года, стоимость марки Brent рухнула до $51 за баррель. Дальнейшее психологическое влияние этой заразы предугадать сложно: в настоящее время она захватывает новые страны и, главное, умы граждан. Поэтому предстоящая в начале марта встреча ОПЕК+ (если, конечно, ее не побоятся провести) будет вынуждена выработать стратегию борьбы с этим инфекционным воздействием.
В последние дни рост заболевания констатируется уже в Японии, Южной Корее, Италии, Иране. Борьба с вирусом принимает все более изощренные формы. Например, власти китайского города Цяньцзян заманивают жителей проверить свое здоровье обещанием выплаты крупных денежных премий: каждому, кто сам явится на проверку, власти города обещают выплачивать по 1 тыс. юаней, а тем, у кого диагноз подтвердится, — сразу по 10 тыс. юаней ($1430). Тем же, кто отнесен к числу «подозрительных», выплатят по 2 тыс. юаней. Такими темпами скоро вся мировая ликвидность будет выполнять функции противовирусной терапии — видимо, поэтому сырьевым рынкам нужно готовиться к худшему.
Впрочем, в Италии, где заболело более 500 человек и умерло 14, «охота на ведьм» еще не началась, там пока не практикуют доносы и денежные вознаграждения. Рим старается бороться с вирусом с помощью изоляции. В частности, президент итальянской Ломбардии — центра эпидемии в Италии — заявил, что проведет две недели на карантине из-за обнаружения коронавируса у одной из сотрудниц. К изоляции готовят и жителей Германии, где уже опубликован список продуктов, которые необходимо запасти для длительного автономного проживания граждан. При этом число подтвержденных случаев заражения коронавирусом COVID-19 в ФРГ достигло 22. Минздрав Германии уже объявил в стране эпидемию, поскольку в ряде случае не удалось отследить цепочку заражения. Создается ощущение, что европейцев уже начинают готовить либо к длительному отпуску, либо к домашнему аресту.
К таким решительным мерам готовятся и в других регионах. Например, в мечетях Тегерана отменили традиционные пятничные молитвы. В Японии повезло школярам: там на месяц прекратили все занятия в школах.
Вполне естественно, что все эти вирусные новости оказывают крайне губительное влияние на деловую активность и, как следствие, на прогнозы относительно потребления углеводородного сырья.
Более того, они уже начали физически мешать проведению важных отраслевых мероприятий. Например, крупные компании BP, Bureau Veritas, Credit Agricole, ExxonMobil, ING Commodities, Vopak, Macquarie, OPIS (IHS Markit), Peninsula Petroleum, PKN Orlen, Saras, Saudi Aramco, SOCAR отменили коктейльные приемы и вечеринки в рамках ежегодной нефтяной недели в Лондоне (IP Week), из-за опасения распространения коронавируса.
Независимый эксперт Вячеслав Мищенко подтвердил отмену примерно половины приемов различных нефтяных компаний и трейдерских встреч: «Официальную часть нефтяной недели, которую проводит Институт нефти, как правило, посещаю не все, покупатели и продавцы нефти в основном приезжают для неофициального общения и обсуждения бизнеса.
В этом году было проведено меньше половины тех мероприятий, которые планировались»,
— рассказал эксперт. Он отметил, что из Восточной Европы только венгерская MOL отважилась провести свое мероприятие: »Тем не менее, людей было много. По большому счету, вирусная паника не повлияла на общение людей. Объявления об отмене приемов начали приходить за несколько дней до самого мероприятия. У многих уже были неотменяемые билеты и гостиницы. В любом случае, мероприятие прошло нормально», — заметил Мищенко.
В последнее время представители нефтяного сообщества все же пытаются противостоять атакам вируса хотя бы с помощью официальных заявлений. Например, глава Saudi Aramco Амин Нассер сообщил, что коронавирус окажет минимальное влияние на рынок нефти, так как его воздействие должно закончиться во II квартале. Российский министр энергетики Александр Новак решил напомнить о фундаментальных тенденциях мировой энергетики, указав, что нефть на мировом рынке будет востребована, по крайней мере, в течение следующих двух десятилетий. Генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо в свою очередь заявил, что страны ОПЕК+ демонстрируют «вновь возникшую готовность» достичь на министерской встрече в Вене (5-6 марта — «НиК») соглашения, которое стабилизирует ситуацию на рынках нефти, осложнившуюся после начала распространения коронавируса.
Тем не менее, по данным Reuters, Саудовская Аравия сократит в марте поставки сырой нефти в Китай минимум на 500 тысяч б/с из-за снижения спроса, вызванного вспышкой коронавируса. Крупнейший в мире независимый нефтетрейдер Vitol Group уже отметил, что спрос на нефть в Поднебесной упал на 4 млн б/с, что составляет около 4% мирового потребления. По прогнозу аналитиков Bloomberg, спрос в КНР начнет приходить в норму не ранее II квартала, а котировки будут восстанавливаться еще медленней.
Ряд российских экспертов считает, что давление на мировые цены на нефть на фоне распространения коронавируса в мире, в том числе спекулятивное, может стоить российской экономике до $5 млрд в квартал: «Учитывая, что доходы российской экономики от экспорта нефти составляют приметно $120 млрд в год, длительное давление на котировки нефти, в том числе и спекулятивное, обойдется порядка $5 млрд в квартал. Правда, как показал опыт прошлых эпидемий, дольше квартала чрезвычайная ситуация, не длится и рынки достаточно быстро восстанавливаются», — цитируют РИА «Новости» гендиректора УК «Спутник — управление капиталом» Александра Лосева.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью «НиК» посетовал, что пока приходит мало позитивной информации из Китая: «Вроде бы ситуация в этой стране улучшается, там возобновляется нормальное транспортное сообщение, снимается карантин с городов. Экономическая жизнь должна оживиться, но восстановление будет весьма не быстрым. Статотчеты о сокращении промышленного производства и импорта углеводородов появились гораздо позже новостей о распространении коронавируса.
Соответственно, только по прошествии определенного времени после снятия карантина с транспортного сообщения и городов появятся новости о скорости восстановления китайской промышленности и импорта энергоресурсов»,
— пояснил эксперт.
По его мнению, именно информация о росте импорта сырья станет переломным моментом, который поможет нефтяным ценам восстанавливаться: «Только после этого стоит ждать положительных новостей о подъеме цен. В настоящий момент негативная статистика по-прежнему доминирует, позитивное информационное поле отсутствует. Начинает приходить статистика по распространению коронавируса в других странах. В частности, в Южное Корее, которая является третьим в мире импортером СПГ, в Европе, Иране… Все это подается как глобальная проблема. Успехов по борьбе с коронавирусом в КНР уже никто не замечает. Все боятся, что будет глобальное падение промышленного производства. Эти панические сообщения создают благодатную почву для падения цен. Если коронавирус будет охватывать паникой все большее число государств, нефть может упасть и ниже $50 за баррель», — резюмировал Юшков.
Главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович в своем комментарии заметил, что если в начале прошлой недели рынки весьма быстро переварили негатив, вызванный недоверием к официальной вирусной статистике, то к концу прошлой и в начале текущей недели рынки хоть и ненадолго, но оказались на территории паники: «Тем не менее, говорить о том, что инвесторы в полной мере готовы развернуться к пессимизму, на наш взгляд, все еще рано. Основным фактором рыночной коррекции в понедельник стал новостной фон об усилении распространения заболевания в других странах. Однако масштаб снижения, например, американских фондовых площадок на 2-3% вряд ли можно считать полноценным обвалом. Уже во вторник рынкам удается восполнить часть снижения.
Фактически идея о непринятии реальной коррекции на 10-15% остается доминирующей на рынках — жадность, подкрепляемая поддержкой со стороны колоссальных объемов денежной ликвидности на рынках, пока что побеждает страхи»,
— считает аналитик.
Вячеслав Мищенко также подтвердил, что западные СМИ очень сильно раскрутили тезис об опасности коронавируса, но на IP Week этому не уделялся какого-то особого внимания: «В краткосрочном периоде коронарирус будет влиять на спрос и потоки. Если верить статистике, в этом квартале со стороны Китая спрос падает на 20%. Но в среднесрочном периоде никто не обсуждает серьезного влияния этой эпидемии», — пояснил эксперт.
По его мнению, все эти страхи вокруг вируса отвлекают компании, в том числе и российские, от решения действительно острых проблем рынка: «Я знаю о достаточно тревожной статистике. Морские отгрузки российской нефти падают и на Юге Европы в Средиземноморье, и по Северо-Западному направлению. В Роттердаме они упали на 15-20% и падают они уже второй год», — заявил Мищенко. Он напомнил, что до сих пор не снята серьезная проблема с качеством нефти в «Дружбе» и не решены окончательно вопросы компенсаций за загрязнение: «Никто из традиционных покупателей, которые получают нефть из этого нефтепровода, — это Восточная и Центральная Европа, — никакого внятного ответа от «Транснефти» не получил. Им не были даны гарантии, что подобные казусы больше не повторятся. Ответом на такой подход со стороны покупателей стало переключение на другие сорта нефти, а это означает потерю российскими нефтяными компаниями доли рынка.
Поэтому нам надо не с мифическим коронавирусом бороться, а принимать решения, возможно на уровне Минэнерго России, о консолидации переговорных позиций и повышении качества российской нефти»,
— уверен Мищенко.
Вместе с тем возникновение паники вокруг коронавируса не столь невинно, как может показаться на первый взгляд. И ее нельзя объяснить исключительно за счет истерии в СМИ. Эпидемии гриппа традиционно и ежегодно губят больше людей, чем этот коронавирус, но паника возникла именно сейчас. Причем внимание на гражданах, которые уже переболели этой инфекцией, почему-то не акцентируется. Частично ответ на этот вопрос содержится в последнем заявлении европейского экономического комиссара Паоло Джентилони. На днях он сообщил, что Италия и другие страны еврозоны, пострадавшие от вспышки коронавируса и имеющие большой внешний долг, могут обратиться за разрешением выделить дополнительные средства для борьбы с заразой за счет сокращения размеров внешнего долга. Он добавил, что экономика Еврозоны выиграет от увеличения «общественных» расходов в Германии и других странах Евросоюза с большими госбюджетами.
Поэтому пока рядовые граждане Евросоюза активно готовятся скупать втридорога продукты из ближайших супермаркетов, а потом наслаждаться неоплачиваемым отпуском в собственной квартире, чиновники решают финансовые проблемы, которые, как оказалось, возникли еще до появления коронавируса. Похоже, что эпидемия не стала первопричиной кризисных явлений в мировой экономике, а лишь ускорила и усугубила тот спад, который начался еще до первых признаков эпидемии. Видимо, причина болезни не в вирусе, а он лишь осложнил ее течение.
Екатерина Дейнего