Posted 13 января 2020, 09:36
Published 13 января 2020, 09:36
Modified 15 сентября 2022, 20:49
Updated 15 сентября 2022, 20:49
На днях лидеры Турции и России дали старт газопроводу «Турецкий поток», который становится альтернативным маршрутом доставки российского газа европейским потребителям на южном направлении, в то время как сроки реализации другого трубопроводного проекта «Северный поток — 2» остаются неясными. Российско-украинские соглашения в конце прошлого года позволили сохранить транзит российского газа на европейском направлении чрез территорию Украины. Продолжаются поставки в штатном режиме по газопроводу «Ямал — Европа» через территорию Белоруссии и Польши.
Таким образом, с учетом ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2» в текущем году совокупная трубопроводная мощность экспорта российского газа в европейском направлении превысит 300 млрд куб. м в год.
Напомним, что рекордный объем российского экспорта в Европу пришелся на 2018 год и составил 200,8 млрд куб. м. В прошедшем 2019 году объем поставок сократился до уровня 198 млрд куб. м и похоже, что эта тенденция сохранится и в 2020 году. Объем российского экспорта резко сократился на украинском направлении — до 91 млн куб. метров в сутки (почти трехкратное падение по сравнению с декабрем 2019 г.), на 20% упал транзит российского газа и на польском направлении. Не добавляют оптимизма и эксперты из Международного энергетического агентства (МЭА), которые в своем недавнем прогнозе World Energy Outlook указали на возможное падение российского экспорта в Европу почти на 50% к 2030 году и сокращение доли на европейском рынке с 36,7% (2018) до 19%.
И тому есть веские рыночные причины. Во-первых, в Европе падает спрос на газ: по расчетам того же МЭА, совокупный спрос в странах ЕС к 2030 году может сократиться на 10%.
Причина тому — возрастающая в соответствии с европейскими директивами роль «зеленой энергетики» и переход на новые технологии в строительстве, транспорте и коммунальном хозяйстве.
Во-вторых, на рынке растет конкуренция со стороны СПГ, который активно вытесняет трубопроводный газ в Европе уже не первый год. Эксперты полагают, что к 2030 году доля СПГ на европейском рынке может приблизиться к 50%. Несомненно, за эту долю поборются и российские поставщики СПГ, но это уже другая история.
Что же касается будущего трубопроводного экспорта российского газа на европейском направлении, то поводов для оптимизма мало. При возрастающем экспортном потенциале растет риск сокращения рыночной доли в силу указанных выше причин.
Кроме того, с ростом поставок СПГ на европейский рынок и с развитием таких конкурирующих с российскими трубопроводных проектов как TAP/TANAP и EastMed, будет увеличиваться предложение при падении спроса в Европе.
Этот процесс не может не оказывать негативного влияния на цены. За примером далеко ходить не надо — только за прошедший 2019 год цена на российский газ упала на 32%, что привело к резкому падению доходности от продаж на европейском направлении в прошлом году.