С 1 января нового года приостановлены поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия в Новополоцке и Мозыре, которые снизили загрузку до технологического минимума. Несмотря на предшествующие интенсивные переговоры и встречу двух президентов в Сочи в декабре становится очевидно, что договориться стороны не смогли. И речь, конечно же, идет о цене на российскую нефть.
Во время переговоров в Сочи президент Белоруссии Александр Лукашенко сделал заявление, что белорусская сторона не просит у России дешевую нефть и готова покупать ее по рыночной цене, но на конкурентных условиях с другими предприятиями. Уже после возвращения в Минск президент Белоруссии сделал еще несколько заявлений, заслуживающих внимания. В частности, Александр Лукашенко сказал, что если не удастся договориться с российской стороной о цене на нефть, то он вынужден будет искать альтернативу и готов «забрать» для реверса из Польши две ветки трубопроводной системы «Дружба». Также в развитие темы он упомянул в качестве альтернативы для белорусских НПЗ о «более дешевой» саудовской или американской нефти. Все эти заявления очень контрастируют с текущей интеграционной повесткой. Напомним, что на 2019 год пришлось сразу несколько юбилейных дат: 20 лет с момента подписания Договора о Создании Союзного государства России — Белоруссии, 25 лет евразийскому интеграционному проекту и 5 лет Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
На наш взгляд, причина разногласий кроется в сложившейся практике решать рыночные вопросы нерыночными методами. Ежегодно тема цены нефти и газа является предметом переговоров на самом высоком уровне, и СМИ союзных государств уделяют большое внимание высказываниям первых лиц по вопросам стоимости энергоресурсов. Зачастую именно цена на нефть или газ становится заложницей политической конъюнктуры в том или ином регионе и используется как аргумент в поддержку определенной политической силы или конкретного лидера.
Стабильное и поступательное развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве возможно лишь в рамках создания единой рыночной модели и выравнивания экономических условий для всех хозяйствующих субъектов. При этом в основе должны лежать методики ценообразования, выработанные и согласованные со всеми участниками общего рынка. Административные методы установления цен способны подтолкнуть переговорный процесс в краткосрочном периоде, но не могут быть использованы на пространстве ЕАЭС как универсальный инструмент для гармонизации рынков. Как говорил один из персонажей Ильфа и Петрова монтер Мечников: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». А если «противление» все-таки есть, то преодолеть его можно только совместной кропотливой работой по выработке механизмов ценообразования, которые будут формироваться по рыночным правилам и с учетом интересов всех сторон.