В 2019 году острота одной из главных проблем ставшего российским Крыма — дороговизны топлива — несколько уменьшилась: горючее на полуострове ненамного, но подешевело, хотя в сравнении с многими другими регионами европейской России бензин и дизель в Крыму остаются весьма дорогими. Открытие железнодорожной части моста через Керченский пролив, скорее всего, будет способствовать дальнейшему сокращению ценового разрыва с материком, однако принципиальный вопрос о приходе в Крым внешних топливных операторов по-прежнему не решен.
Как следует из материалов Росстата, за последний год средние цены на почти все основные типы горючего в Симферополе и Севастополе заметно снизились. Подорожание отмечено только по двум позициям — АИ-95 и дизтопливо в Севастополе. При этом во всех остальных региональных центрах ЮФО горючее уверенно дорожало. В результате ценовой разрыв между Крымом и другими регионами ЮФО сократился, но никуда не делся. В частности, на начало декабря бензин АИ-92 в Симферополе стоил на 2% дороже, чем в Краснодаре, АИ-95 — на 2,6%, АИ-98 — на 5,4%, а дизтопливо — на 8,6%.
В то же время декабрьские цены не самые показательные, поскольку спрос на бензин в Крыму имеет выраженный сезонный характер. С открытием моста, за которым последовал значительный прирост автотуристов на полуостров, эта специфика рынка лишь укрепилась. По данным РИА «Рейтинг», в конце июля литр АИ-92 в Крыму стоил в среднем 45,33 рубля, в Севастополе — 45,41 рубля. По сравнению с картиной 2018 года цены снизились на 3,4% и 1,2% соответственно.
В абсолютном зачете Крым и Севастополь вновь заняли первые места по дороговизне топлива среди российских регионов.
Дороже 92-й бензин в конце июля стоил только в труднодоступных северных и дальневосточных регионах — на Чукотке, в Якутии, Магаданской области и Ненецком автономном округе.
Аналитики, близкие к крымскому топливному рынку, также подчеркивают, что стоимость горючего на полуострове определяется прежде всего сложностями логистики. По словам одного из собеседников «НиК», в настоящий момент цены на бензин в Крыму ниже, чем на АЗС ЛУКОЙЛа в Краснодарском крае, а разница с ценами на кубанских заправках «Роснефти» и «Газпрома» составляет лишь 1-1,4 рубля.
Горючее в Крым, как правило, поставляется с НПЗ в Поволжье (Саратов, Самара, Уфа), и транспортное плечо до Краснодара с тех же заводов гораздо меньше, чем для Симферополя — разница в стоимости доставки составляет 3 рубля на литр, поясняет источник. Поэтому, по его словам, без учета затрат на логистику топливо в Краснодарском крае оказывается дороже на 1,5-2 рубля, чем в Крыму.
«Снижение цен на горючее в Крыму действительно есть: в мае литр 92-го стоил в среднем примерно 46,5 рубля, литр 95-го — 49,5 рубля, — подтверждает независимый крымский эксперт Виктор Ядуха. — Сейчас на заправках двух главных крымских брендов ATAN и TES 92-й можно купить по 44,5 рубля за литр, 95-й — в среднем по 48,5 рубля. В то же время есть скромные розничные бренды без магазинов и кафе, где 95-й продают и по 47,5 рубля — это такая же цена, как на заправках ЛУКОЙЛа в Краснодарском крае. Но по мере удаления от Черного моря по трассе M4 „Дон“ цена литра падает еще больше. Между Ростовом и Краснодаром (Rusoil) 95-й продают уже по 45 рублей за литр, между Воронежем и Москвой (ТТК) — по 44,5 рубля».
В следующем году на стоимость топлива в Крыму, безусловно, будет влиять фактор открытия железнодорожной части моста через Керченский пролив. Однако чудес ждать не стоит, предупреждает один из собеседников «НиК»: нынешняя стоимость прохождения паромной переправы в расчете на тонну горючего составляет 1000 рублей, а 33 километра по мосту обойдутся 500 рублей, то есть теоретическое снижение может составить всего 50 копеек на литр. Однако, добавляет источник, мощности моста гораздо больше, чем возможности паромной переправы, плюс снимается фактор погодных рейсов. В результате появляется возможность планирования и увеличения поставок — к середине 2020 года, когда будут налажены грузовые потоки, эти два фактора дадут о себе знать.
Запуск железнодорожной ветки моста может повлиять на цену горючего, считает Виктор Ядуха, поскольку нефтепродукты, как и очень дорогой в Крыму уголь, в России возят преимущественно по железной дороге.
Однако линейная рыночная логика в российской экономике работает редко, напоминает аналитик, связывая снижение цен на горючее в последние месяцы не с появлением автомобильного моста (в прошлом году после его открытия цены не упали), а с усилением антимонопольных и противокартельных санкций.
Активизация антимонопольщиков, и прежде выступавших с резкой критикой ценовой политики крымских АЗС, действительно произошла вскоре после открытия автодорожной части моста. «Мы всегда считали меру роста цен из-за переправы не вполне адекватной», — заявил глава ФАС Игорь Артемьев в июле прошлого года, добавив, что стоимость топлива в Крыму должна быть немного ниже, чем в Москве, несмотря на все логистические сложности. Вскоре после этого крымское УФАС начало разбирательство в отношении сети АЗС ООО «Компания Развитие Сервис» (работает под брендом CRS) по признакам поддержания монопольно высокой цены на горючее. Кроме того, было объявлено, что центральный аппарат ФАС рассматривает дело о нарушении закона «О защите конкуренции» в отношении компаний, обеспечивающих полуостров нефтепродуктами.
Тем не менее, в тот момент антимонопольщики признали, что в Крыму действительно есть логистическая составляющая в цене: «Крымский мост запущен, однако все опасные грузы, в том числе и цистерны с топливом поступают через паромную переправу, что соответственно увеличивает итоговую стоимость. Кардинального изменения следует ожидать с запуском железнодорожной ветки моста».
В мае этого года заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский дал еще более осторожный прогноз: снижение цен на топливо до общероссийского уровня в Крыму можно ожидать лишь в трехлетней перспективе. Это высказывание прозвучало вскоре после того, как на Ялтинском международном экономическом форуме вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак заявил, что выровнять цены со среднероссийским уровнем, возможно, удастся в середине года. Очевидно, что пока эти планы далеки от реализации.
2019 год принес и очередные декларации крымских властей о необходимости привести на полуостров материковых топливных операторов. В середине октября глава Республики Крым Сергей Аксенов сообщил о намерениях наладить «стратегическое партнерство» по поставкам нефтепродуктов с Татарстаном и предположил, что в части снижения цен на нефтепродукты «динамика будет положительная в течение 2020 года». Горючее в Татарстане, отметил Аксенов, на 10-15% дешевле, чем в Крыму.
«Все зависит от решимости Аксенова пустить новых операторов. Если бы доступ на монополизированный крымский рынок был открыт для материковой розницы, то бренды, не связанные с публичными компаниями, давно бы уже зашли, наплевав на санкции,
— считает Виктор Ядуха. — Но есть основания полагать, что их не пускают: в Крыму все слишком «схвачено» и поделено. Дело ведь не только в цене: полуостров лидирует в России по доле фальсификата на заправках (более 20%), а это тоже деньги. Бензин здесь разбавляют газовым конденсатом, который воруют из труб местной компании «Черноморнефтегаз» на севере Крыма. Сохранение этой украинской практики без силовой и административной крыши невозможно, а это уже региональная политика. Отдавать такой рынок пришельцам никто не хочет».
Борьба с суррогатом в этом году также значительно усилилась. Несколько дней назад заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов сообщил на пресс-конференции, что доля нарушений на рынке топлива в Республике Крым и Севастополе по сравнению с первым полугодием снизилась более чем втрое — с более 70% АЗС, где при проверках было выявлено некачественное горючее, до 21,5%. Впрочем, это по-прежнему много: на представленной Росстандартом месяц назад карте в рамках информационного проекта «Топливо без обман» Крым попал в число регионов, где риск приобретения некачественного топлива наиболее высок. Поэтому контролирующие органы обещают усилить борьбу с контрафактом, чтобы к следующему курортному сезону его доля стала еще меньше.
Стоит отметить и еще одно недавнее событие — отставку министра топлива и энергетики Крыма Вадима Белика. Эту должность он занимал два с половиной года (а до этого столько же проработал первым замминистра) — срок для российского Крыма, где кадровая чехарда давно стала нормой, немалый. К Белику, выходцу из структур компании «Крымгаз», накопилось немало претензий по части подключения объектов к новым инфраструктурным сетям, и теперь исправлять эти недоработки, похоже, будет какая-то внешняя фигура — по поступающей из Крыма информации, нового министра топлива и энергетики пригласят из Москвы. Это также может означать, что контроль на рынке топлива будет нарастать.
Центральным же событием на рынке нефтепродуктов Крыма под занавес 2019 года стала продажа Феодосийской нефтебазы (АО «Морской нефтяной терминал») — актива с непростой судьбой.
Нефтебаза, через которую в украинский период активно экспортировались нефтепродукты, в том числе российские компании, была одним из первых крымских объектов инфраструктуры, национализированных после присоединения полуострова к России. Далее ее присоединили к ГУП «Черноморнефтегаз» и использовали для хранения топлива, поставляемого в Крым через паромную переправу. Однако в прошлом году Сергей Аксенов заявил, что нефтебазе нужен инвестор, который вложил бы в ее реконструкцию порядка 1 млрд рублей, и объект выставили на приватизацию. Несколько дней назад победителем аукциона стало московское АО «Фирма Гунас», которое предложило за актив 651 млн рублей.
Неофициальные источники связывают эту компанию с именем бизнесмена Сергея Курченко, некогда весьма близкого к экс-президенту Украины Виктору Януковичу. После свержения Януковича в феврале 2014 года Курченко впал в немилость у новых украинских властей и перебрался в Россию, где довольно быстро наладил бизнес с неподконтрольными Киеву территориями Донбасса, а также, по всей видимости, сохранил свои интересы в Крыму. Ранее принадлежавший Курченко холдинг ВЕТЭК владел на полуострове третьей по размеру сетью АЗС «Современник», которая закрылась после присоединения к России, а затем на ее точках разместились заправки новой сети CRS.
«Структуры Курченко уже монополизировали поставки товаров в ЛДНР, а цены там, как и в Крыму, выше среднероссийских,
— комментирует Виктор Ядуха. — То есть мы имеем дело с бизнесменом, привыкшим работать в рискованных зонах с завышенной маржой. Феодосийская нефтебаза интегрирована с морским терминалом и построена для доставки топлива морем. Морское грузовое сообщение (априори более выгодное, чем те же автоперевозки) между материковой Россией и Крымом с 2014 года замерло. Хотя буквально рядом, в Новороссийске и Туапсе, мы видим огромный морской трафик. Причина — санкции, из-за которых судовладельцы боятся потерять свои суда. Прецедентов их ареста в зарубежных портах за эти пять лет было уже много».
Анатолий Радченко