Итоги инвентаризации российских запасов нефти, завершенной недавно Роснедрами, при всех дискуссионных вопросах в части методологии сложно назвать обнадеживающими. Обеспеченность запасами сокращается, а их качество снижается. Существующих на сегодняшний день рентабельных запасов нефти в стране, как показало исследование, может хватить всего на три десятилетия — срок мизерный даже для жизни одного поколения.
Выполненная по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и вице-премьера Дмитрия Козака инвентаризация запасов нефти (текст направленного в правительство доклада имеется в распоряжении «Нефти и Капитала») была призвана оценить экономическую эффективность разработки месторождений емкостью более 5 млн тонн нефтяного сырья в текущих налоговых условиях. Методика экспресс-оценки запасов углеводородного сырья, разработанная Минприроды для этого исследования, стала долгожданным документом: о необходимости положить во главу угла инвентаризации такой параметр, как рентабельность, говорилось много лет.
В общей сложности в периметр инвентаризации попали 593 из 719 нефтяных месторождений с суммарными текущими извлекаемыми запасами (ТИЗ) 17,2 млрд тонн, или 64% общих запасов месторождений России с ТИЗ более 5 млн тонн. За пределами исследования остались четыре группы месторождений: месторождения, разрабатываемые в рамках соглашений о разделе продукции; месторождения, где действует система налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД); стратегические месторождения с особыми налоговыми параметрами (Самотлор и др.); Геофизическое и Салмановское месторождения НОВАТЭКа, где пока не планируется добыча нефти. Что же касается мелких месторождений с запасами до 5 млн тонн нефти, то их доля оценивается всего в 8% от суммарного объема ТИЗ.
Как показала инвентаризация, суммарные рентабельно извлекаемые запасы нефти по включенным в исследование месторождениям составляют на данный момент 11 млрд тонн, или 64% ТИЗ.
Основной объем рентабельно извлекаемых запасов — 9,4 млрд тонн — приходится на уже разрабатываемые месторождения, а соответствующие запасы разведываемых месторождений были оценены в 1,6 млрд тонн. При сохранении годового уровня добычи в 332 млн тонн, делают выводы авторы доклада, обеспеченность рентабельными запасами разрабатываемых месторождений составляет 29 лет, а с учетом разведываемых месторождений — 34 года. В разрезе отдельных производителей наиболее высокая доля рентабельных запасов в ходе инвентаризации отмечена у «Татнефти» (82%), «РуссНефти» и «Газпромнефти» (по 81%), наиболее низкая — у НОВАТЭКа (46%) и «Сургутнефтегаза» (41%).
Результаты инвентаризации оказались достаточно близкими к ожидаемым, отметил Григорий Выгон, управляющий директор компании VYGON Consulting, консультирующей Минэнерго и Минфин РФ по налоговым вопросам. По его словам, инвентаризация подтвердила давно известный специалистам, но до сих пор официально не признанный факт: данные государственного баланса запасов существенно выше количества нефти, которое можно извлечь из недр исходя из существующих технологий и в текущих макроэкономических условиях.
«В вопросах нефтедобычи, объема запасов и рентабельности существует одна непопулярная тема — пик нефти, — комментирует руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев. — Этот термин описывает ситуацию, когда количество запасов легкодоступной нефти сокращается, а стоимость добычи труднодоступных запасов становится нерентабельной. Год назад о том, что наша страна прошла пик нефти, говорил президент «Роснефти» Игорь Сечин.
Судя по тому, что в научной литературе эта тема существует последние лет 20, но только сейчас официальные лица на разных уровнях стали произносить эти непопулярные слова, ситуация с нефтью не самая благоприятная.
Опасность ее в том, что даже 5-процентное падение уровня добычи нефти может вызвать коллапс на рынке: спрос не снижается, а нефти становится меньше, причем это невозобновляемый ресурс».
Полученные итоги инвентаризации заставляют вспомнить фразу, которую ровно год назад произнес глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин, выступая в Совете Федерации. В ответ на вопрос спикера Совфеда Валентины Матвиенко о том, какой будет в России «жизнь после нефти» и когда она начнется, он заявил буквально следующее: «Нефть и газ в России, я не могу сказать, что никогда, но очень долго не закончатся. Это всё миф». Далее, правда, министр уточнил, что «халявный газ и халявная нефть» действительно имеют горизонт исчерпания порядка 50–60 лет, однако есть еще сланцевая нефть и трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗы), к которым «мы еще не подходили толком».
Проведенная оценка рентабельных запасов показала, что начать разрабатывать ТРИЗ придется, видимо, уже завтра, а не в каком-то отдаленном будущем.
При этом, по словам директора по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарьи Козловой, на сегодняшний день официального определения того, что такое ТРИЗы, в нормативно-правовом поле нет, каждый понимает это понятие по-своему. В соответствии с Налоговым кодексом к трудноизвлекаемым запасам относятся высоковязкая нефть, низкопроницаемые коллекторы, Тюменская, Баженовская и Хадумская свиты, доманиковые отложения. С 2013 года, когда были предоставлены льготы на разработку этих категорий запасов, добыча на соответствующих месторождениях выросла на 55 млн тонн, составив уже около 20% от общероссийской.
Однако, добавляет Дарья Козлова, с точки зрения подхода, принятого Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ФБУ «ГКЗ»), к ТРИЗам относятся геологически и технологически сложные объекты, требующие применения сложных капиталоемких технологий, то есть не только обозначенные в Налоговом кодексе категории запасов. «Сюда можно отнести и обводненные эксплуатационные объекты, оторочки и подгазовые залежи, залежи с низкой плотностью запасов и т. д. Таким образом, большая часть текущих остаточных запасов России в той или иной степени является трудноизвлекаемой, что говорит о значительном ухудшении ресурсной базы страны», — констатирует эксперт.
При этом, говорится в отчете об итогах инвентаризации запасов нефти со ссылкой на данные компаний, в период с 2016 по 2019 год существенно возросли средние удельные затраты на строительство скважин (+15%), капитальные вложения в промысловое обустройство (+20%). В результате издержки на проведение активного бурения, строительства или реконструкции объектов промыслового обустройства фактически нивелируют положительное влияние макроэкономических параметров, прежде всего восстановления мировых цен на нефть.
В качестве основного инструмента поддержания уровня добычи нефти и стимулирования компаний к поиску и разработке новых месторождений эксперты предлагают оптимизацию фискального режима в этом сегменте. По словам главного аналитика Промсвязьбанка Екатерины Крыловой, эта оптимизация в части предоставления льгот добывающим компаниям должна быть весьма серьезной, учитывая то, что доля налоговой составляющей в себестоимости добычи нефти занимает около 70%. Кроме того, по ее словам, необходимо разработать стимулирующие меры, направленные на разработку компаниями более эффективных технологий добычи, в особенности в регионах с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Все это позволяет рассчитывать на то, что в долгосрочной перспективе добыча как минимум не упадет: по оценке экспертов Промсвязьбанка, к 2040 году Россия будет добывать порядка 540 млн тонн нефти, что всего на 15 млн тонн меньше, чем в 2018 году.
«Добыча в России будет зависеть от цен на нефть и от налогового режима, в том числе для зрелых месторождений, — говорит Екатерина Крылова.
— На данный момент начал работать режим НДД, и если он будет эффективен, то его введут на большем числе зрелых месторождений, что будет сдерживать падение добычи.
Также прирост добычи может быть в случае успехов в разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, в основном Баженовской свиты. Компании давно занимаются разработкой ТРИЗов, ведь их доля в общем объеме запасов составляет уже около 15%, а в общей добыче — 7–8%».
Однако, уточняет Козлова, в текущей версии российского НДД сохраняются и высокие валовые налоги в виде НДПИ, а значит, для некоторых высококапиталоемких проектов НДД по-прежнему будет невыгодным. Поэтому опять придется дифференцировать уже и НДД для различных категорий запасов, как сейчас, например, предлагается сделать для арктических проектов на Таймыре.
Кроме того, продолжает аналитик VYGON Consulting, есть трудноизвлекаемые запасы, где одно лишь налоговое стимулирование не принесет необходимых результатов из-за отсутствия технологий разработки.
Примеры — Баженовская и Хадумская свиты, доманиковые отложения, Доюрский комплекс Западной Сибири и т. д. Как отмечается в отчете об инвентаризации запасов, средняя доля рентабельности по ТРИЗам разрабатываемых месторождений, подпадающих под льготное налогообложение, составляет 62%, а наименьшей рентабельностью обладают отложения Баженовской, Хадумской, Доманиковой свит (37%), со сверхвязкой нефтью (37%) и Тюменской свиты (50%).
«В связи с этим необходимо создавать условия для рискованного этапа опытно-промышленных испытаний. Не так давно первое чтение прошел законопроект о поправках в федеральный закон „О недрах“, который предполагает введение нового вида пользования недрами — для отработки технологий, что является первоочередным условием для развития полигонов. Однако для функционирования этого инструмента необходимо создание целой системы подзаконных актов: от классификации ТРИЗов до правил разработки технологий. Сам законопроект разрабатывался в федеральных органах исполнительной власти почти 5 лет. Если и с подзаконными актами будет такая же скорость, то российская отрасль может отстать в мировой гонке технологий уже надолго», — говорит Дарья Козлова.
Выходом из ситуации, по мнению директора офиса продаж компании «БКС Брокер» Вячеслава Абрамова, является увеличение независимого сегмента нефтедобычи. «Мировой опыт показывает, что при должной заинтересованности государства вклад малых предприятий может быть довольно существенным, — напоминает аналитик. — Например, в США 40% нефти добывается мелкими производителями, в Канаде на долю небольших компаний приходится треть объемов добычи. Россия же свои резервы на таких месторождениях почти не использует. Хотя разумная политика, направленная на стимулирование деятельности и снижение рисков независимых производителей, позволила бы повысить не только бюджетные сборы, но и отдачу продуктивных нефтяных пластов. У нас она крайне низкая: 70% нефти остается в недрах».
Николай Проценко