Posted 11 ноября 2019, 14:51

Published 11 ноября 2019, 14:51

Modified 15 сентября 2022, 20:48

Updated 15 сентября 2022, 20:48

Вячеслав Мищенко: Естественен ли искусственный интеллект?

11 ноября 2019, 14:51
«Цифровизация», «машинное обучение», «интеллектуальное месторождение» — просто модные тренды или естественный путь технологического развития отрасли?

Дискуссия на полях международного форума по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey, прошедшего на днях в Москве, заставила по-новому взглянуть на некоторые аспекты развития отечественной нефтегазовой отрасли, уже ставшие привычными. Не успели мы привыкнуть к термину «цифровизация», как на первый план внутриотраслевой дискуссии вышли такие темы, как «машинное обучение» и «искусственный интеллект». Но и на этом все не закончилось. В отрасли уже реализуются такие проекты, как «интеллектуальное цифровое месторождение», «умная цифровая скважина», «когнитивный геолог». Примечательно то, что данные проекты реализуются не только в отечественной «нефтянке», но и за рубежом.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: является ли практика использования искусственного интеллекта (ИИ) в нефтегазовой отрасли каким-то исключением из правил и некой «данью моде» или это уже устойчивый тренд и неотъемлемая часть технологического развития отрасли?

Не вдаваясь в детали, на этот вопрос можно с уверенностью ответить: да, практика применения искусственного интеллекта в отечественном ТЭК стала устойчивой тенденцией и новым вектором развития отрасли.

В настоящее время ИИ активно используется отечественными нефтегазовыми компаниями в области геологоразведки, добычи и при стратегическом планировании. Как результат автоматизации процессов по добыче нефти и газа появились «умные месторождения» и «умные скважины».

Цифровые решения помогают компаниям эффективно управлять всеми процессами производства, сокращать издержки и увеличивать коэффициент извлечения нефти. Кроме улучшения экономических показателей, цифровые решения помогают компаниям решать куда более сложные задачи: это стратегическое продвижение в труднодоступные районы Крайнего Севера, где требуются колоссальные затраты материальных и человеческих ресурсов.

Интенсивное применение искусственного интеллекта в освоении новых труднодоступных месторождений дает надежду на то, что амбициозные планы по развитию российской Арктики и Северного морского пути в ближайшем будущем обретут практические решения.

Тем более что и общий контекст тому способствует: на вышеупомянутом международном форуме по искусственному интеллекту был создан первый в России межотраслевой альянс по использованию ИИ (AI Russia — Alliance), в который из нефтяных компаний вошла «Газпром нефть». Альянс будет координировать деятельность делового и научного сообществ в соответствии с планом реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, которую президент РФ подписал на днях. В Стратегии определены задачи по развитию искусственного интеллекта до 2030 года и поставлена амбициозная цель: Россия должна войти в группу лидеров по использованию и внедрению технологий ИИ в мире. Хочется надеяться, что отечественная нефтегазовая отрасль сохранит за собой лидерство и в этом сложном, но очень перспективном направлении развития.

Подпишитесь