Минфин в попытке отыграться за одобренные налоговые льготы для Приобского месторождения решил весьма творчески выйти из ситуации. Он нашел новое углеводородное сырье, которое стоит обложить налогом: в данном случае речь идет о попутном нефтяном газе (ПНГ). По мнению ведомства Силуанова, фискальная нагрузка на добычу ПНГ компенсирует выпадающие доходы в размере 600 млрд руб. за десять лет, которые, по расчетам Минфина, недополучит российский бюджет по причине введения налоговых льгот для Приобского.
Стоит отметить, что идея Минфина брать налог на добычу ПНГ обсуждалась еще летом 2019 года, но тогда ее никто не воспринимал всерьез. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев даже назвал это «троллингом» со стороны Минфина. Тем не менее уже в конце октября данное предложение появилось в проекте закона о льготах для Приобского месторождения. Ставку налога предлагается установить на уровне 385 руб. за 1 тыс. куб. м. По расчетам Минфина, данная мера позволит бюджету получать около 33 млрд руб. в год.
При этом не стоит забывать, что с 2012 года государство само стимулирует нефтяные компании утилизировать попутный нефтяной газ на 95% и штрафует их за сверхнормативное сжигание ПНГ.
Таким образом, бизнес рублем заставили соблюдать экологические нормы и простимулировали к использованию ценного сырья, раньше сгоравшего на факелах, а компании уже успели вложиться в различного рода мощности по утилизации этого сырья.
Например, СИБУР осенью 2019 года запустил в тестовом режиме крупнейший нефтехимический комплекс в России — «ЗапСибНефтехим» — стоимостью почти $9 млрд. Завод мощностью 2 млн т, построенный с нуля, будет производить различные марки полиэтилена и полипропилена. Компания в качестве сырья для нефтехимии покупает у нефтяников примерно четверть всего добываемого в России попутного нефтяного газа — 22–23 млрд куб. м.
В СИБУРе «НиК» сообщили: «В мировой практике нет примеров налогообложения на добычу попутного нефтяного газа, поскольку он является побочным продуктом нефтедобычи. За последние 15 лет Россия через государственную политику по стимулированию нефтедобывающей и нефтехимической отрасли существенно повысила долю полезной утилизации попутного нефтяного газа, решая экологическую и экономическую задачи по предотвращению его сжигания. Одним из результатов этого стратегического подхода стало создание в стране производств современных материалов, сыгравших большую роль в замещении импорта и росте несырьевого экспорта.
Инициативы по возможному вводу НДПИ на ПНГ идут вразрез c проводимой регулятором успешной и долгосрочной политикой по развитию глубокой переработки углеводородов в стране и несырьевого экспорта».
Кроме того, не совсем понятно, как новый налог будет коррелироваться с обсуждаемыми в правительстве мерами по стимулированию нефтехимии за счет налоговых вычетов на этан и сжиженный углеводородный газ.
Однако доводы Минфина таковы: попутный нефтяной газ — это полезное ископаемое, которое, в отличие от всех других полезных ископаемых, имеет нулевую ренту, а это недопустимо, сообщает РБК со ссылкой на представителя директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова.
Опрошенные «НиК» представители нефтегазовой отрасли также пребывают от этой идеи Минфина, мягко говоря, в недоумении. Пока, по их мнению, драматизировать ситуацию рано. Они не верят, что данная законодательная инициатива может быть реализована хотя бы по причинам здравого смысла. Однако справедливости ради надо заметить, что и в принятие налогового маневра в отрасли, который крепко ударил по маржинальности нефтепереработки, до какого-то момента мало кто верил.
Тем не менее пока отраслевые эксперты указывают, что цены на ПНГ для переработчиков в последние годы заметно росли, но нельзя сказать, что есть «нереализованный запас» их дальнейшего увеличения. У СИБУРа заключены длинные контракты на поставку попутного нефтяного газа, но можно ожидать, что с введением нового налога нефтяные компании попробуют в перспективе «переложить» часть НДПИ на дальнейшую цепочку переработки ПНГ.
Кроме того, по их мнению, нелогично компенсировать льготы для двух компаний («Роснефти» и «Газпром нефти», которые занимаются добычей на Приобском месторождении — прим. «НиК») за счет целых отраслей промышленности, в данном случае речь идет о нефтяной, нефтехимической отраслях, переработке полимеров, а также потребляющих полимеры индустрий. Все это в конечном итоге во многом коснется конечного потребителя, то есть населения России.
При этом, если брать экспортное направление, влияние нового налога на ПНГ снизит конкурентоспособность российской нефтехимии и отрасли полимерных изделий. Кроме того, это противоречит политике стимулирования глубокой переработки углеводородов и неминуемо повлечет за собой необходимость пересчета экономической эффективности как действующих производств, так и будущих возможных проектов. Например, новый налог сразу же затормозит развитие малой энергетики на месторождениях, которая примерно на 40% формируется за счет утилизации ПНГ.
Представители отрасли отмечают, что смысл вводить НДПИ на попутный нефтяной газ может быть только при принятии 100-процентного вычета по нему в случае дальнейшей переработки ПНГ.
Если же этого не произойдет, то к экономическим проблемам могут прибавиться и экологические, то есть компании просто откажутся от утилизации попутного нефтяного газа, так как теперь он начнет облагаться налогом.
Негативно к новой налоговой инициативе Минфина относятся и в министерстве энергетики. В частности, глава Минэнерго Александр Новак заявил, что принятие данного закона нецелесообразно, поскольку ПНГ сегодня используется в выработке электроэнергии, производстве нефтегазохимической продукции. «Мы не видим в этом необходимости и целесообразности», — цитирует Новака ТАСС. Министр считает, что выпадающие доходы бюджета из-за льгот Приобскому месторождению будут компенсированы за счет дополнительных инвестиций и объемов добычи.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в комментарии для «НиК» отметил, что ситуация с принятием НДПИ на попутный нефтяной газ складывается нехорошая, поскольку подрывает экономику проектов по переработке этого сырья. «Данные проекты позволяли одновременно решить несколько важных задач: экологическую (сократить сжигание ПНГ), повысить эффективность использования ресурсов и развития глубины переработки», — напомнил эксперт.
По его словам, если нефтяники снизят утилизацию ПНГ, это приведет либо к дефициту сырья для некоторых нефтехимических проектов, либо к повышению его стоимости и, как следствие, снижению конкурентоспособности российской продукции.
«Кроме того, есть риски, что компании опять начнут потихоньку сжигать ПНГ и тем самым избегать налога. Поэтому введение налога на продукт, где государство только что стимулировало утилизацию, выглядит стратегически нелогичным и должно быть четко аргументировано»,
— заметил Гривач.
Он также считает, что на нефтегазовых компаниях новый налог отразится негативно. «Они обязаны утилизировать ПНГ под угрозой высоких штрафов. Экономический смысл утилизации с введением налога может пропасть у многих недропользователей», — напомнил эксперт.
Касаясь того, кто больше пострадает от НДПИ на попутный газ, Гривач отметил, что «Роснефть» и «Газпром нефть» являются крупными производителями ПНГ, но налог, по замыслу Минфина, может быть введен для компенсации выпадающих доходов бюджета от предоставления льгот при разработке Приобского месторождения, поэтому больше пострадают другие недропользователи.
Екатерина Вадимова