Казахстанский министр энергетики Канат Бозумбаев объявил, что Казахстан больше не будет субсидировать российскую экономику. На практике это заявление выльется в постепенное повышение цен на топливо на казахстанском рынке для того, чтобы выровнять цену с сопредельными странами.
По словам Бозумбаева, главной причиной необходимости выравнивания цен являются фактически контрабандные поставки казахстанского топлива на территорию сопредельных России, Узбекистана и Киргизии, где цены на топливо гораздо выше.
«Вы знаете, особенно на границе с РФ, тысячи машин заезжают, заправляются. Легковые машины заправляют десятки канистр, грузовые машины, транзитные вваривают себе дополнительные баки и тысячи тонн нашего бензина, дизельного топлива увозится в сопредельную страну. То есть мы субсидируем чужую экономику», — пояснил он.
«Аналогичный объем замещаемого российского бензина направляется на экспорт на рынки Европы с уплатой экспортной таможенной пошлины в бюджет России, тем самым российская экономика зарабатывает на дешевом казахстанском бензине», — отмечает правительство Казахстана.
«Выравнивание» цен должно произойти за счет роста акциза на нефтепродукты: акциз на бензин увеличится с 10,5 тыс. тенге за тонну до 24,3 тыс. тенге за тонну.
Сегодня розничные цены на бензин в России превышают цены в Казахстане на 100 тенге (16 рублей) за литр, в Киргизии — на 70-80 тенге за литр.
По словам министра национальной экономики Казахстана Руслана Даленова, поэтапный рост акциза стартует 1 декабря. В настоящее же время Минэнерго совместно с Комитетом государственных доходов и Комитетом национальной безопасности обсуждают введение приказа об ограничении вывоза нефтепродуктов из Казахстана автотранспортом.
Необходимо отметить, что Руслан Даленов постарался смягчить резкие высказывания в части причин повышения акциза, сославшись на возросшие социальные обязательства государства перед своими гражданами.
«Как вы знаете, бюджетные расходы выросли солидно, в том числе социальные обязательства, в республиканском бюджете расходы на социальную сферу уже превышают 45%. Естественно, нужна бюджетная консолидация, в том числе путем фискальной функции акцизов», — заявил Министр нацэкономики, выступая в Маджлисе (нижней палате парламента страны).
Действия, предпринятые Казахстаном для повышения стоимости нефтепродуктов, не выглядят неожиданными. Завершение прошлом году модернизации важнейших нефтеперерабатывающих заводов Казахстана в Атырау, Павлодаре и Шымкенте повысило их совокупную проектную мощность с 14,2 до 16,5 млн тонн в год. В нынешнем году в Республике Казахстан будет переработано до 17 млн т (с учетом мини-НПЗ).
Результатом этого роста стало затоваривание внутреннего рынка, что даже привело к остановке каталитического крекинга на Атырауском и Шымкентском НПЗ в I квартале этого года.
Бензиновое затоваривание возникало даже на фоне того, что Нур-Султан запрещал в прошлом и нынешнем году ввоз российского моторного топлива железнодорожным транспортом. Кстати, буквально несколько лет назад такие же жесткие ограничения вводились для вывоза моторных топлив, так как собственное производство нефтепродуктов не покрывало внутренних потребностей и обуславливало необходимость импорта нефтепродуктов из соседней России (поставки осуществлялись беспошлинно в рамках межправительственных соглашений).
Сегодня Казахстан намерен активно наращивать экспорт нефтепродуктов собственного производства.
Низкая (по сравнению с российским) цена казахстанского бензина и логистическое удобство позволят казахстанскому бензину и дизелю постепенно отвоевывать у России рынки, на которых она традиционно присутствовала.
В первую очередь это Кыргызстан и Таджикистан, кроме того, казахстанский бензин появится на белорусском рынке и расширит свое присутствие на афганском.
В начале лета глава Минэнерго республики Канат Бозумбаев сообщил, что Беларусь и Кыргызстан выразили желание импортировать казахстанские нефть и нефтепродукты, и в Нур-Султане уже готовят необходимые документы, заявил заместитель министра энергетики Казахстана Асет Магауов. «Экспорт бензина у нас идет, в основном идет в Афганистан, Таджикистан, а внутри ЕАЭС — там будет уже процесс переговорный. По объемам, я думаю, что мы должны будем каждый год договариваться», — отмечал Магауов.
А уже 11 июня Министерство национальной экономики республики ввело новую ставку вывозных таможенных пошлин (ВТП) на светлые нефтепродукты. Она стала исчисляться по коэффициенту 0,9 к ставке ВТП на сырую нефть (в июне — $60/т), то есть получила поощрительный характер для экспорта вместо действовавшей ранее запретительной ставки $160/т.
Владимир Бобылев
Подробнее о ситуации на топливном рынке стран ЕАЭС и СНГ читайте в новом номере журнала «Нефть и Капитал» («НиК» № 11, 2019 «Топливные реки замутились. Новые перерабатывающие мощности, политические решения и… контрабанда меняют топливный рынок бывшего СССР»).