Добыча нефти в Венесуэле, занимающей первое место в мире по доказанным запасам нефти (300 млрд баррелей), в последние годы обрушилась до исторических минимумов на фоне крайне тяжелого и затяжного политического и экономического кризиса в стране. Что сейчас происходит в отрасли латиноамериканского государства — члена ОПЕК и стратегического партнера России?
По данным ОПЕК из вторичных источников, за август добыча нефти в стране уменьшилась почти на 6% и достигла 712 тыс. баррелей в день. Это означает падение почти в 2 раза по сравнению со средним показателем прошлого года (1,35 млн баррелей в день): среди 14 членов ОПЕК Венесуэла теперь обгоняет лишь Эквадор, Конго, Габон и Экваториальную Гвинею. За последние 5 лет производство нефти сократилось на 2 млн баррелей в день.
Официальные цифры, представленные Венесуэлой в организацию экспортеров нефти, традиционно более оптимистичны: власти отчитываются о росте добычи за август на 3%, до 933 тыс. баррелей в сутки.
По данным Reuters, за последний месяц лета экспорт нефти Венесуэлы, являющийся основным источником дохода страны, снизился до минимума 2019 г., составив 770 тыс. баррелей в сутки. Это на 23% меньше показателей июля и в полтора раза ниже по сравнению с июньскими объемами.
При этом, как отмечает Минэнерго США, Венесуэла вошла в четверку стран — членов ОПЕК, зарабатывающих меньше всех на экспорте нефти. Как подсчитало EIA, доход страны от поставок нефти за рубеж в 2018 г. составил $27 млрд, а за первые 7 месяцев этого года — лишь $8 млрд.
Традиционно Венесуэла экспортировала свою тяжелую нефть в США, однако важность этих поставок для североамериканского соседа постоянно уменьшалась: если в 90-е гг. страна обеспечивала почти 20% американского импорта нефти, то по итогам 2018 г. речь шла лишь о 6%. По данным EIA, в прошлом году США в среднем импортировали 500 тыс. баррелей в день нефти из Венесуэлы.
Однако после введенного в начале этого года запрета на покупку венесуэльской нефти американскими заводами цифры были постепенно сведены до нуля. Если в январе США покупали в день более 600 тыс. баррелей нефти из Венесуэлы, то в мае это были уже символические 11 тыс. баррелей в день, а в июне закупки были полностью остановлены и не возобновлены по сей день.
Усугубили ситуацию и масштабные отключения электроэнергии в стране весной и летом, которые приводили к остановке работы нефтеперерабатывающих предприятий, комплексов Amuay и Cardon, а также порта Хосе. Не стоит забывать и о множественных авариях, взрывах, которые власти объясняют терроризмом, магнетическими атаками и диверсиями, а неправительственные эксперты — упадком отрасли, отсутствием инвестиций, уходом квалифицированных сотрудников и грабежами.
Тем не менее Венесуэла бодрилась: президент страны Николас Мадуро, признавая, что полный запрет импорта приведет к тяжелым последствиям, между тем заявлял, что венесуэльская нефть свой рынок найдет в любом случае.
Министр нефти страны Мануэль Кеведо в сентябре в очередной раз объявил, что Венесуэла до конца года сможет восстановить добычу углеводородов. «Наш план — это восстановление [добычи]. У нас имеются внутренние стратегии. Одна из них предполагает продолжение смешивания нашего наиболее экспортируемого продукта, Merey. Мы продолжим смешивание нашей нефти и ее экспорт», — говорил он ранее.
Однако практически все аналитики сходятся в одном: Венесуэла в нынешних политических и экономических условиях не сможет значительно и быстро нарастить производство в ближайшее время.
В апреле стало известно, что Венесуэла впервые за 5 лет импортировала нефть: по данным Bloomberg, PDVSA купила груз на 1 млн баррелей в Нигерии. В последний раз страна покупала нефть за рубежом в 2014 году.
Азиатские рынки предпочитают как раз более легкую нефть Merey, поэтому правительство Мадуро пытается переориентировать имеющиеся апгрейдеры тяжелой нефти, на которую ориентированы перерабатывающие заводы США, на предприятия по подготовке Merey.
До января 2019 г. основными покупателями венесуэльской нефти были США, Индия и Китай. По итогам прошлого года южноамериканская страна экспортировала в США около 37% общих объемов нефти, поставляемых за рубеж. После приостановки закупок североамериканским соседом Венесуэле пришлось искать новые рынки, а также обращаться за помощью к своим традиционным партнерам: Индии, Китаю и России.
Однако азиатский рынок сейчас является наиболее лакомым куском, за который происходят самые жаркие ценовые битвы производителей энергоресурсов. Насколько венесуэльская нефть конкурентоспособна здесь?
Сразу после объявления о запрете на продажу нефти Соединенными Штатами в начале года Каракас заявил, что планирует нарастить поставки в Индию. Кеведо сообщал тогда, что власти намерены увеличить экспорт нефти в Индию вдвое с 300 тыс. баррелей в день. Потребители венесуэльской нефти в Индии — компании Nayara, являющаяся «дочкой» «Роснефти», а также Reliance Industries, отвечающая за импорт около 80% всей венесуэльской нефти в стране.
При этом речь шла как о покупке за наличные (Reliance являлась одним из крупнейших плательщиков PDVSA), так и о возможном бартере.
По итогам 2018 г. на Индию приходилось почти 30% общего объема экспорта венесуэльской нефти — это больше, чем поставлялось в Китай.
Однако в 2019 г. картина резко изменилась на фоне обострения в Венесуэле политической ситуации и новых порций санкций со стороны США.
Уже в марте прозвучало заявление (правда, источником его является Министерство энергетики Азербайджана), что Венесуэла остановила поставки нефти в Индию. Между тем, по имеющимся данным, поставки пока лишь снижены, а не прекращены полностью. Как сообщало агентство Reuters, в июне 18% экспорта нефти Венесуэлы (200 тыс. баррелей в день по сравнению с общим показателем в 1,1 млн баррелей в день) пришлось на Индию.
Затем основным получателем топлива из южноамериканской страны стал Китай, куда Венесуэла традиционно отправляла нефть в рамках долголетних договоренностей о поставках в обмен на кредиты. Еще в июне Китай закупал 65% всей производимой в латиноамериканском государстве нефти — 656 тыс. баррелей в день, что в 3 раза больше февральского показателя.
В июле СМИ сообщили о резком снижении импорта, а в августе стало известно, что Китай отменяет планы по покупке нефти из Венесуэлы. Сентябрь стал вторым месяцем, когда азиатский партнер уклонился от покупок нефти у Каракаса (по крайней мере прямых) на фоне ужесточения санкций США. В начале августа президент США Дональд Трамп подписал указ о полной блокировке собственности правительства Венесуэлы в американской юрисдикции и запрете на предоставление ему финансовых средств, товаров и услуг.
Дальше — хуже: в начале сентября венесуэльские СМИ сообщили, что китайская компания HuanQiu Contracting and Engineering останавливает проект по расширению китайско-венесуэльского совместного предприятия Sinovensa по подготовке нефти из-за задержек с оплатой. 51% в Sinovensa принадлежит PDVSA, оставшиеся 49% — CNPC. Завод, мощности которого планировалось расширить со 105 тыс. до 165 тыс. баррелей в день, был одним из продолжавших работу на фоне глубокого кризиса предприятий. О соглашении по расширению мощностей к середине 2020 г. было объявлено властями Венесуэлы в июле, хотя первоначальные договоренности были достигнуты еще 5 лет назад.
Sinovensa производит нефть Merey, смешивая тяжелую нефть, добываемую в районе реки Ориноко, с более легкой, для последующего экспорта в Китай.
По данным СМИ, в августе вторым по величине регионом поставок венесуэльской нефти была Европа, где испанская Repsol продолжала своповые сделки с венесуэльской нефтью и своими нефтепродуктами.
Также Каракас традиционно обеспечивает нефтью своего политического союзника Кубу.
Но если до ужесточения санкций власти Венесуэлы отправляли на остров около 100 тыс. баррелей в день, то в последние месяцы цифра снизилась до 40 тыс. баррелей, а партии начали приходить с задержками.
Как сообщило агентство Reuters, уже летом отвечать за большую часть экспортных поставок PDVSA стала «Роснефть», занявшая 40% экспорта в июле и более 60% — в августе. По данным СМИ, именно «Роснефть» заменила традиционных трейдеров, не рискующих работать с Венесуэлой в условиях санкций, в том числе и в поставках в Китай.
«Роснефть», в свою очередь, отчитывалась, что в первом полугодии 2019 г. нарастила покупку нефти на международных рынках вдвое, почти до 110 млн баррелей. Увеличение произошло и за счет Венесуэлы в рамках имеющихся ранее договоренностей.
Эти новости не остались без реакции США: спецпредставитель по Венесуэле Эллиот Абрамс в начале месяца не исключил возможности введения американскими властями санкций против российской компании из-за роста ее сделок по венесуэльской нефти.
«Роснефть» незамедлительно отреагировала, заявив, что все операции по поставке венесуэльской нефти и встречные поставки бензина «производятся в рамках заключенных до введения санкций предоплатных контрактов и не преследуют какие-либо интересы, кроме обеспечения возврата сделанных ранее инвестиций». Компания отметила, что готова вести открытый диалог с властями США по этому вопросу, однако назвала возможные санкции недобросовестной конкуренцией.
Как известно, власти США временно разрешили американской Chevron, а также нефтесервисным Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford работать с PDVSA. Срок действия специального разрешения заканчивается 25 октября, хотя компании просили о 6-месячном продлении.
По подсчетам экспертов Caracas Capital Markets, около половины еще действующих в Венесуэле буровых установок может остановиться, если разрешение не будет еще раз продлено.
Количество установок в Венесуэле в июле составляло лишь 23 по сравнению с 49 два года назад, и 10 из них подпадает под вероятный запрет.
Некоторые аналитики не исключают возможности национализации активов Chevron в случае ее ухода из Венесуэлы. Компания впервые начала работать в этой южноамериканской стране почти 100 лет назад, и Венесуэла до сих пор остается для нее важнейшим партнером в регионе.
Стоит отметить и другую проблему, с которой столкнулась PDVSA: это нехватка танкеров для транспортировки и повысившиеся из-за санкций расценки на перевозку.
По данным венесуэльского агентства AVN и журналиста Вертера Сандоваля, компании, владеющие танкерами, требуют до $12 млн за перевозку нефти из Венесуэлы в другие страны. Это в 3 раза больше обычных расценок для PDVSA до американской блокады.
Bloomberg ранее сообщил, что страна столкнулась с нехваткой судов для экспорта нефти, так как владельцы танкеров отказываются от контрактов с Венесуэлой, боясь подпасть под санкции США. По данным источника агентства, как минимум одна партия, запланированная на октябрь, была отменена, так как покупатель не смог найти супертанкер для нее. В свою очередь, клуб владельцев судов, обеспечивающий страховку международным транспортным компаниям, предупредил своих членов о необходимости осторожно обслуживать контракты, связанные с Венесуэлой.
США, вышедшие на первое место в мире по добыче нефти, тем не менее вынуждены и импортировать ее, хоть и уменьшая масштабы зарубежных закупок каждый год. Дело в том, что на формациях Permian, Eagle Ford и Bakken добывается легкая нефть, в то время как перерабатывающие заводы ориентированы на разные ее виды, в том числе на тяжелую. По итогам прошлого года 97% импортируемой страной нефти пришлось как раз на тяжелую нефть.
Десятки лет назад основными поставщиками нефти в США были Саудовская Аравия, Мексика и Венесуэла, однако картина поменялась во многом благодаря буму разработки нефтеносных (сланцевых) песков в соседней и более стабильной Канаде.
После ввода санкций США в феврале экспорт нефти PDVSA просел на 40%, даже несмотря на тот факт, что полный запрет на сделки вступил в апреле.
Основными потребителями венесуэльской нефти были как раз американские НПЗ на побережье Мексиканского залива, которые платили за нее наличными, а не получали нефть взамен ранее выданных кредитов. Среди основных компаний — подразделение PDVSA Citgo Petroleum (импортировала более 175 тыс. баррелей в день в прошлом году), а также Valero Energy и Chevron.
Сейчас заводы заменяют нефть из Венесуэлы местным сырьем, в том числе добываемым на платформах Мексиканского залива, а также топливом из Колумбии, Ирака, Саудовской Аравии, Западной Африки.
Также компаниям, перерабатывающим нефть в районе Мексиканского залива США, традиционно подходит сырье из Мексики и Канады. Однако Мексика, переживающая кризис добычи и переработки нефти, не способна значительно и быстро нарастить экспорт. Импорт нефти США из этой латиноамериканской страны, которая в прошлом году добыла рекордно низкие объемы нефти, за последние 10 лет снизился почти на 50%, до 720 тыс. баррелей в день в 2018 г.
В то же время объемы закупок нефти в Канаде, практически все зарубежные поставки нефти которой и без того приходятся именно на США, на фоне санкций против Венесуэлы неуклонно растут, увеличившись за последние 20 лет почти втрое.
По данным EIA, за 4 недели августа США импортировали в среднем 3,58 млн баррелей канадской нефти в день, что на 8% больше данных за аналогичный период конца 2018 г. Кроме того, сократился масштаб дисконта канадской нефти к американской до $10–15 за баррель по сравнению с потрясшими отрасль $40–50 прошлой осенью.
Канадские компании увеличивают железнодорожные поставки нефти в США, однако следует понимать, что транспортный предел практически достигнут и Канаде крайне необходимы новые экспортные трубопроводы на фоне высокого спроса на сырье со стороны НПЗ Мексиканского залива.
Бесспорно, обладающая доказанными запасами нефти в 170 млрд баррелей Канада является более привлекательной для инвесторов благодаря экономической и политической развитости и стабильности. Многие эксперты сходятся во мнении, что кризис с венесуэльскими поставками открывает новые возможности для Канады и многое сейчас зависит от ввода трубопровода Keystone XL из Альберты к Мексиканскому заливу.
Надо сказать, что поставки нефти в США увеличивает и Россия: сорт Urals пришелся кстати в ситуации с отсутствием тяжелой, сернистой венесуэльской нефти.
Пока имеющиеся прогнозы состояния нефтедобывающей и перерабатывающей отрасли Венесуэлы не слишком утешительны.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что до конца года добыча нефти в стране стабилизируется на уровне около 700–800 тыс. баррелей в день.
Однако, например, специалисты IHS Markit считают, что в следующем году производство нефти в Венесуэле может упасть ниже уровня в 500 тыс. баррелей в день, в том числе на ключевых проектах с иностранными партнерами. Санкции США затрудняют и импорт разбавителей для тяжелой венесуэльской нефти.
Бесспорно, основным фактором развития сектора станет политическая ситуация в стране, однако пока, к сожалению, признаков быстрого восстановления отрасли не наблюдается.
Елена Карьгина