19 сентября в Брюсселе после длительного перерыва начинается новый раунд переговоров по транзиту российского газа через территорию Украины в ЕС. В трехсторонней встрече по газу в формате Россия — ЕС — Украина примут участие министры энергетики. Все понимают, что договариваться о продолжении транзита надо быстрее, поскольку действие нынешнего контракта истекает 1 января 2020 г. Однако пока стоит ожидать лишь ознакомительной встречи, так как позиции сторон слишком разные.
«Газпром», позицию которого озвучил глава концерна Алексей Миллер на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным, предложил Украине скидку на газ в размере 25% в случае заключения киевскими властями прямого договора с РФ на поставку голубого топлива. Ранее, в июне 2019 г., российский министр энергетики Александр Новак после переговоров с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем сообщал, что Россия готова продлить на действующих условиях контракт на транзит газа через Украину и возобновить поставки газа в страну при условии разрешения судебных споров «Газпрома» и «Нафтогаза».
Стоит отметить, что восторга у украинской стороны предложение Миллера о скидке на газ, которая могла бы значительно улучшить положение украинских потребителей, не вызвало.
Более того, депутаты Рады заявили, что страна может обходиться без российского газа, хотя совершенно очевидно, что газ, покупаемый Киевом в Европе, — российский. И поставляется он не по реверсу, а напрямую из России, но с переплатой европейским трейдерам. Поэтому интересы простых потребителей никого и не интересуют.
Позицию Украины перед трехсторонней встречей в Брюсселе 11 сентября озвучил директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко. Он сообщил, что судебные споры с «Газпромом» обходятся «Нафтогазу» в миллионы долларов, отметив, что Украина откажется от судебных претензий в $11–14 млрд только в случае сохранения транзита российского газа с 1 января 2020 г.
«Если они настоят на своей текущей позиции, которая приведет к отсутствию транзита через Украину с 1 января 2020 г., тогда мы заставим их заплатить, компенсировать наши потери», — сказал он на пресс-конференции в Киеве.
Речь идет о компенсации, которую Киев требует от РФ в новом арбитраже против «Газпрома». Данное заявление свидетельствует, что «Нафтогаз» самостоятельно даже не может рассматривать предложение российской стороны.
Без директив Вашингтона Украина пока продолжает готовиться к прекращению транзита.
Еврокомиссия (ЕК) свою позицию по продолжению транзита озвучила еще в январе 2019 г. Она заключается в том, чтобы заключить новый контракт на поставку газа через территорию Украины сроком более 10 лет. Это должно обеспечить Киеву поступления от России в размере до $3 млрд в год, а также позволить привлекать инвестиции в модернизацию украинской ГТС.
10 сентября — судя по всему, для усиления давления на Россию — Европейский суд юстиции аннулировал решение Еврокомиссии от 2016 г., по которому «Газпром» мог полностью использовать мощности газопровода OPAL. Таким образом, суд вернул ограничения, которые ранее действовали в отношении данного газопровода. Именно из-за них OPAL, принимающий газ из «Северного потока» в Германии, долгое время был загружен не полностью. Глава польского энергетического концерна PGNiG Петр Возняк заявил, что решение Европейского суда юстиции по газопроводу OPAL должно увеличить прокачку газа через территорию Украины примерно на 12,5 млрд м3 в год.
Позже Новак заявил, что ситуация с газопроводом OPAL будет учитываться на переговорах с Евросоюзом и Украиной по газу, которые пройдут в Брюсселе 19 сентября.
«Это, на мой взгляд, решение, которое затрагивает в целом ситуацию с энергоснабжением европейских стран, с поставками газа», — отметил министр в интервью телеканалу «Россия 24».
Отраслевые эксперты, опрошенные «НиК», считают, что переговоры будут долгими и эмоциональными. Хотя очевидно, что в конце концов компромисс будет найден, поскольку «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» не смогут заработать на полную мощность к 2020 г., а Европе нужен дешевый российский газ.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов заметил, что даже без решения по OPAL все прекрасно понимают: прекратить с 2020 г. транзит по ГТС Украины невозможно.
«К 2020 г. новые транзитные мощности не смогут заработать в полном объеме ни в рамках „Северного потока — 2“, ни в рамках „Турецкого потока“. Поэтому транзит обязательно должен быть сохранен, а транзитный контракт — продлен.
Однако тут возникают проблемы из-за огромного количества частных вопросов: на сколько лет, по какой транзитной ставке, каким объемом, как этот объем транзита будет меняться по годам. За это будет вестись активная борьба, и завершится она ближе к концу года. Но до этого будет куча заявлений, борьбы и взаимных обвинений. Тем не менее, так или иначе, компромисс будет найден», — уверен эксперт.
Он также уверен, что решение по OPAL является неким инструментом давления для усиления позиций Украины.
«Напомню, что „Северный поток“ какое-то время постоял пустой, а потом было найдено компромиссное решение — 50% „Газпром“ занимает официально, а на вторую половину идет тендер, который опять же выигрывает „Газпром“. Поэтому и в этот раз формула заполнения будет найдена. Все прекрасно понимают, что газопровод уже есть, он уже много лет работает и должен продолжать работать», — заявил Правосудов.
Касаясь предложений главы «Газпрома», он отметил, что Украина не покупает российский газ по политическим причинам и экономического интереса в данной позиции нет никакого.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов подчеркнул, на Украине есть совершенно недоговороспособная позиция, связанная с судебными разбирательствами «Нафтогаза» и «Газпрома».
«В этой ситуации „Газпром“, скорее всего, пойдет на некие ситуационные соглашения. Возможно, даже предложит европейским странам покупать газ на украинской границе. Украина в этом случае вроде получит возможность торговать российским газом, но фактически европейцы лишат ее этих привилегий, поставив жесткие условия по стоимости транзита, то есть не дадут заработать на перепродаже. Плюс „Газпром“ в этом случае максимально переключит поставки на альтернативные газовые коридоры через Турцию, Белоруссию, Польшу и „Северные потоки“.
После этого, естественно, активизируются конкуренты Киева. Например, Польша, которая хотя и всячески отстаивает сохранение украинского транзита, но с удовольствием будет транспортировать газпромовский газ и зарабатывать на этом.
Турция и Германия также становятся естественными газовыми хабами, сидящими на первом кране со стороны России», — заявил эксперт.
Он также напомнил, что в европейском суде «продавили» решение по OPAL, но и «Газпром» может воспользоваться данным европейским законодательством для законного увеличения своих поставок в страны ЕС.
«Газпром» уже заявил о своем намерении в рамках Третьего энергопакета занять половину таких газотранспортных мощностей, как Трансадриатический газопровод (ТАР), и сделает он это в полном соответствии с требованием европейского законодательства. ЕС будет обязан прокачивать по ТАР половину российского газа. Это тоже мощный нож в спину Киева, поскольку украинское направление было критично именно для стран юга и юго-востока Европы», — рассказал Анпилогов.
По его мнению, у Украины просто безвыходная ситуация, так как меры по спасению ГТС, унаследованной от СССР, надо было предпринимать с начала 2000-х гг., то есть не просто выкачивать из транзита деньги, но и направлять хотя бы часть прибыли на модернизацию системы.
«Все проекты строительства мифических терминалов СПГ закончились „пшиком“. Сейчас Польша якобы будет продавать американский сжиженный природный газ, но надо понимать, что под видом американского СПГ в лучшем случае пойдет сжиженный газ Ямала. Хотя, скорее всего, это будут все те же газпромовские поставки по трубопроводу, которые пойдут на Украину по уже привычной „бухгалтерской диверсификации“ поставок», — указал эксперт.
Он отметил, что нежелание покупать у России газ — это исключительно политический вопрос.
«Назвать разумной политику закупок по цене выше, чем прямые поставки, значит покривить душой. „Ни кубометра проклятого тоталитарного газа мы не покупаем“ — основной лейтмотив темы отказа от покупки российского газа», — пояснил Анпилогов.
Он считает, что переговоры будут сложными и эмоциональными, с массой взаимных обвинений.
«Украина будет продолжать рассказывать о газпромовском транзитном оружии, кабале «Газпрома». Но прагматичные интересы в Европе уже давно победили, и это наглядно видно по реализации «Северного потока — 2».
Украину заставят участвовать в транзите. И скорее всего, это сделает не «Газпром», а европейская сторона.
С большой вероятностью можно предположить, что в рамках нового транзитного соглашения Украина получит в течение лет двух гарантированные объемы. В дальнейшем же страна останется «при пиковом интересе и на бобовой похлебке», — резюмировал Анпилогов.
Политолог Марк Калмыков отметил, что завершение транзита для Украины означает катастрофу, что бы ни говорили украинские политики.
«Россия обещала не отказываться от транзита через Украину, но нынешняя политическая позиция Киева не гарантирует сохранения этого газового маршрута», — предположил эксперт.
По его мнению, предстоящие переговоры должны показать, как будет действовать новый министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель.
«Переговорный процесс как раз и покажет, что он из себя представляет. Или это человек новой формации, или он будет продолжать прежнюю линию по обслуживанию транзита», — заявил Калмыков.
Екатерина Вадимова