Posted 13 августа 2019, 11:17
Published 13 августа 2019, 11:17
Modified 15 сентября 2022, 20:23
Updated 15 сентября 2022, 20:23
Снижение цены на нефть в июле возобновилось. Цена Brent понизилась на 1,1%, до $64,17 за баррель; среднегодовая цена барреля Brent с начала года снизилась до $59,62 за баррель. Цена техасской WTI упала на 1,85%, до $57,89 за баррель, что логично после бурного роста месяцем ранее. Несколько перегретый нефтяной рынок в июле остывал.
Начало месяца ознаменовалось долгожданным продлением сделки ОПЕК+.
2 июля страны-участницы договорились о продлении соглашения о сокращении добычи на прежних условиях до 1 апреля 2020 г. Однако в течение месяца рынок следовал устоявшемуся правилу «покупай на слухах — продавай на факте», продление ОПЕК+, по всей видимости, было отыграно еще накануне продления сделки. В июле на рынок воздействовали совсем другие факторы.
Одним из факторов, хотя и самым главным, стало фактическое подтверждение слухов о разногласиях среди стран ОПЕК+. Так, накануне продления соглашения министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил буквально следующее: «Я не вижу никаких трудностей с продлением сделки или даже с усилением сокращения добычи. Проблема в другом: ОПЕК должна обсудить… односторонность принятия решений в организации».
Зангане, безусловно, субъективен: Иран не участвовал в продлении ОПЕК+ из-за наложенного США нефтяного эмбарго. Но Ирану никто не запрещал присоединиться к ОПЕК+, как только он будет к этому готов. Да, Ирану невыгодно терять долю рынка, сокращая добычу вместе с ОПЕК+, но и ОПЕК+ вынужден жертвовать рыночными долями в пользу неприсоединившихся стран, в первую очередь США.
Для рынка критика Зангане в адрес ОПЕК и ОПЕК+ прозвучала как предупреждение крупной нефтедобывающей страны, что предложение нефти в ближайшее время не будет сокращаться, несмотря ни на эмбарго, ни на действие соглашений о сокращении добычи. Заявление министра не только способствовало падению цен на нефть, но и отчасти имело неблагоприятные политические последствия для самого Ирана. В середине июля президент США Дональд Трамп разместил пост в Twitter о том, что Иран якобы готов к переговорам по вопросу о ядерной программе. Трамп даже заявил, что США не собираются свергать действующий иранский политический режим в обмен на отказ властей Ирана от ядерного оружия. Не исключено, что твит стал своеобразным ответом на прозвучавшую ранее критику со стороны Ирана в адрес Саудовской Аравии и России.
По сути, критика ОПЕК+, Саудовской Аравии и России не принесла Ирану ничего, кроме падения цен на нефть и неверного сигнала Вашингтону, что Иран якобы готов выполнять его команды. Такая позиция Ирана несколько понизила цены на нефть, а сдерживающим падение цен фактором выступило именно сокращение добычи ОПЕК+.
Россия аккуратно исполняла условия по сокращению добычи.
В январе — июле 2019 г. добыча нефти выросла на 2% к аналогичному периоду 2018 г., до 325,01 млн т. В июле 2019 г. российские нефтяники добыли 47,15 млн т, что на 0,6% больше, чем в июле 2018 г., но на 3,2% выше уровня июня 2019 г. Среднесуточная добыча нефти в РФ по сравнению с июнем 2019 г. выросла на 2%, до 11,24 млн б/с (в июле на один день больше). По сравнению же с октябрем 2018 г. Россия сократила добычу нефти в июле на 2,4%.
Возможно, ответом ОПЕК на демарш Ирана стала публикация в июльском отчете прогноза по добыче нефти странами, не входящими в картель. По оценкам, в 2020 г. разрыв между спросом и предложением на рынке вырастет до 1,2 млн б/с в пользу роста предложения из-за активности сланцевиков США. До конца 2019 г. страны, не входящие в ОПЕК, но участвующие в ОПЕК+, включая Россию, снизят добычу на 95 тыс. б/с, до 2,05 млн б/с. ОПЕК ожидает, что в 2019 г. объемы добычи снизятся в Бразилии и Норвегии. В 2020 г. мировое предложение вырастет на 2,4 млн б/с, половину роста предложения обеспечат США. Но мировой спрос увеличится только на 1,14 млн б/с, в основном за счет роста спроса на нефть в Китае, Индии, странах Азии и Латинской Америки.
Среднегодовая цена на нефть в 2020 г. будет находиться на уровне $60 за баррель. Однако в ОПЕК предупреждают, что для поддержания цен на таком уровне без сокращения добычи не обойтись, поэтому соглашение ОПЕК+ может быть продлено и до конца 2020 г.
Падению цен способствовало и заявление Великобритании, намеренной через два года нарастить добычу нефти. По сообщению Bloomberg, ряд британских компаний изучил опыт добычи сланцевой нефти в США. В Neptune Energy, занимающейся проектами добычи сланца в Северном море, заявили, что считают правильной стратегией для современной небольшой нефтяной компании найти «проект за $100 млн и вернуть вложенное за пять лет». Первую нефть компания намерена получить уже в 2021 г.
Британское правительство в 2018 г. одобрило разработку 10 проектов добычи сланцевой нефти в Северном море, но 7 из них имеют потенциал менее 25 тыс. б/с. Тем не менее прогнозы по росту добычи на нервном и неустойчивом рынке сыграли свою роль.
Избытку предложения нефти и снижению цен способствовал Иран: агентство Bloomberg сообщило, что Тегеран продолжает поставки нефти в Китай, формально не нарушая эмбарго.
Танкеры, по сообщению агентства, привозят нефть в порты Китая, выгружая ее в таможенные хранилища. Формально нефть из Ирана напрямую в Китай не попадает, не пересекая таможенной границы, и, соответственно, не включается в китайскую статистику по импорту. Импортеры хранят поступающую нефть в таможенных хранилищах, поэтому проверки не выявляют какого-либо нарушения эмбарго. Эта информация официально подтверждена не была, но рынок, видимо, воспринял ее как доказанный факт.
Тегеран, похоже, слишком беспокоит, до какого уровня дойдет цена на нефть. Вице-президент Ирана Эсхак Джахангири на встрече с представителями Коммунистической партии Китая призвал КНР и других импортеров увеличивать закупки у Ирана, поскольку, по его мнению, «Тегеран обладает крупнейшими в мире запасами важнейших видов сырья», а также предложил Пекину создать финансовый механизм двусторонних торговых расчетов. Но громкие призывы Тегерана увеличивать у него закупки могут привести к негативным последствиям для всего нефтяного рынка, опасающегося избытка предложения.
Минэнерго США в конце июля заявило, что Саудовская Аравия, по оценкам, еще в марте 2019 г. нарастила поставки в Китай за счет сокращения экспорта в США до 1,7 млн б/с — это максимум за последние 15 лет. Поставки Саудовской Аравии в США в марте 2019 г. сократились на 200 тыс. б/с к марту 2018 г. и до 500 тыс. б/с весной 2019 г. Прогнозируется, что до конца 2019 г. саудиты увеличат поставки в Китай, Японию, Южную Корею и Тайвань на 500 тыс. б/с по сравнению с 2018 г., до 4 млн б/с. США, сообщает Минэнерго, оказались готовы к сокращению поставок за счет увеличения собственной добычи нефти и роста импорта из Канады.
В результате от избыточного предложения нефти в июле в первую очередь пострадали сами экспортеры нефти, так как на уровне $70 за баррель цену на нефть Brent удержать не удалось.
В американском Минэнерго отметили, что в 2019 г. потери в добыче нефти ОПЕК достигли 2,5 млн б/с, что в первую очередь связано с антииранским нефтяным эмбарго, а также с участием большинства стран, входящих в картель, в ОПЕК+. В первую очередь речь идет о потерях Ирана, который недосчитался в 2019 г. 1,7 млн б/с.
Правда, в США не учитывали, что поставки иранской нефти в Китай не прекращаются. Возможно, заявления министерства не позволили ценам упасть еще ниже.
Предложение нефти на рынке увеличивалось и не из вполне легальных источников. В конце июля в российском Минобороны сообщили, что американские частные военные компании (ЧВК) разрабатывают нефтяные месторождения, принадлежащие сирийскому правительству, создав криминальную схему поставок нефти за рубеж. В Минобороны сообщили, что такие схемы применяются на месторождениях Конако, Эль-Омар и Танак на восточном берегу Евфрата. В США информацию никто не прокомментировал.
В августе мы ожидаем, что цена Brent на фоне избыточного предложения нефти перейдет в коридор $52–62 за баррель.
По данным ЦДУ ТЭК, в январе — июле 2019 г. добыча природного газа в России выросла на 3% в годовом выражении и достигла 431,9 млрд м3, а в июле 2019 г. увеличилась на 0,5% в годовом исчислении, до 54,66 млрд м3. По сравнению с июнем 2019 г. добыча в России также выросла на 0,5%, что связано с аномально холодной погодой.
Дела «Газпрома» с проектом «Северный поток — 2» обстояли не самым лучшим образом. Nord Stream 2, оператор проекта строительства, сообщил об отзыве из Датского энергетического агентства заявки на маршрут газопровода к югу от острова Борнхольм. Исполнительный директор Nord Stream 2 Маттиас Варниг рассказал, что этот шаг был необходим, так как заявка рассматривалась датским энергетическим ведомством два года безо всякого ответа. Теперь Nord Stream 2 и его учредители намерены получить разрешение на строительство к северо-западу или к юго-востоку от Борнхольма. По оценкам оператора, здесь выше вероятность положительного решения, так как заявки полностью соответствуют экологическим и техническим требованиям, выдвинутым Данией.
Напомним, что в июне в агентстве заявляли, что считают заявку на маршрут к юго-востоку от Борнхольма наиболее приемлемой для Дании с экологической и технической точки зрения.
А пока власти Дании тянут время, строительство «Северного потока — 2» продолжается.
Как сообщили в «Газпроме», к началу июля по дну Балтики уложено 60% от общей протяженности морского участка. В Германии началось строительство терминала для приема газа; в России ведутся работы на участке, который соединит морскую и сухопутную ветки.
В руководстве «Газпрома» считают, что, даже если Дания выдаст отрицательное заключение по обоим маршрутам «Северного потока — 2», газопровод пройдет в обход территориальных вод Дании, через исключительную экономическую зону. Это увеличит протяженность газопровода на 34 км, но при сохранении текущих темпов участок может быть построен за неделю.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что единственный политик, способный остановить строительство «Северного потока — 2», — Дональд Трамп. Президент Украины признал, что лидеры развитых стран Европы, прежде всего канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон, «нас (Украину — прим. авт.) не спрашивают», потому что на их позицию по вопросу строительства газопровода «очень сильно влияет местный бизнес».
Недовольство Зеленского объяснимо: с запуском «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» Украина будет недосчитываться около $3 млрд ежегодно из-за потери транзита российского газа.
Тем временем глава австрийской OMV Райнер Зеле заявил, что отказ от строительства газопровода нанесет серьезный экономический ущерб Европе. По его мнению, такой риск существует и он сработает, если работы будут прекращены, а Россия и Украина не смогут договориться о продлении контракта о транзите, который истекает в конце 2019 г.
Как считают в OMV, европейским странам придется искать альтернативных поставщиков газа, но столь дешевого, как российский, Европе не найти и потребителям придется потуже затянуть пояса. Но Зеле остается сдержанным оптимистом: даже если ввод в эксплуатацию «Северного потока — 2», намеченный на 1 января 2020 г., придется отложить, газопровод будет достроен, а недорогой российский газ уже в 2020 г. пойдет в Европу.
Более того, Зеле заявил, что строительство идет по плану и в OMV не видят каких-либо задержек строительства, происходящих по вине Дании.
Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков заявил, что в «Газпроме» ожидают выдачи разрешения Данией на один из маршрутов «примерно в октябре».
На 1 января 2020 г. намечен запуск и первой нитки газопровода «Турецкий поток». Министр энергетики России Александр Новак твердо заявил, что она будет введена в эксплуатацию по плану; сроки строительства второй будут зависеть от готовности газовой инфраструктуры европейских стран. Так, в Болгарии, сообщил министр, уже проведен тендер по выбору подрядчика для модернизации ГТС. В Сербии модернизация ГТС уже осуществляется. Вопрос рассматривается в Венгрии. К началу июля российская ветка была построена на 99%, морская часть полностью готова. В Турции почти на 88% завершено строительство терминала для приема газа.
В июле российский фондовый рынок остывал после двух месяцев непрерывного подъема. Отчасти падению способствовали цены на нефть. К концу июля индекс Московской биржи (МБ) упал на 2,2%, тем не менее закончив месяц года на отметке в 2739,5 пункта, на максимумах с начала года.
В конце месяца и в первые дни августа рынок «охладило» принятое 31 июля решение Федеральной резервной системы США по процентной ставке. ФРС ожидаемо понизила ее на 25 базисных пунктов, до 2–2,25%. Хотя это было первое снижение за 10 лет, оно разочаровало фондовые рынки. Они впали в пессимизм из-за комментариев главы ФРС Джерома Пауэлла, заявившего, что решение снизить процентную ставку не означает начала нового многолетнего цикла мягкой монетарной политики и низких процентных ставок в США. За эти комментарии ФРС и Пауэлл «удостоились» критики президента Трампа. Слишком высокие, по мнению Трампа, процентные ставки не способствуют повышению конкурентоспособности.
Провал американо-китайских переговоров в Шанхае обострил торговый конфликт между этими странами, что стало сильным «медвежьим» фактором для мировых фондовых рынков.
Для российского фондового рынка «медвежьим» фактором являются новости об антироссийских экономических санкциях. В середине июля глобальное рейтинговое агентство Fitch выпустило аналитический обзор, в котором говорилось, что агентство не считает вероятным введение санкций против России со стороны США, которые распространялись бы на российский госдолг. На момент написания данного обзора было уже известно, что администрация Трампа под давлением Конгресса ввела второй пакет антироссийских экономических санкций по так называемому «делу Скрипалей». Среди ограничительных мер имеется запрет для американских банков участвовать в первичном размещении российских суверенных (государственных) еврооблигаций, однако запрет банкам и иным американским юридическим лицам на приобретение рублевого долга и инвестиции в евробонды на вторичном рынке отсутствует. Этот факт приостановил падение российского фондового рынка, случившееся в начале августа.
Акции нефтегазового сектора вели себя неоднозначно.
В абсолютные лидеры роста снова вышли акции «Газпром нефти», подорожавшие на 5,7%.
Этому способствовали рекордно высокие дивиденды за 2018 г., а также положительные новости, в частности о том, что компания в июне экспортировала около 30 млн т нефти в Европу только с арктических месторождений Приразломное и Новопортовское. Эта нефть не поступает в нефтепровод «Дружба», а экспортируется танкерами усиленного ледового класса.
Еще одним лидером стали обыкновенные акции «Сургутнефтегаза», прибавившие 2,6% преимущественно на новостях о дивидендах. Сильную динамику показали акции «Роснефти», подорожавшие на 1%. «Роснефть» оказалась самой дорогой нефтяной компанией России с капитализацией 4,47 трлн руб., второй компанией по размеру капитализации в нефтегазовом секторе и третьей на всем российском фондовом рынке.
Абсолютным аутсайдером стали привилегированные акции «Транснефти», потерявшие 4,4%.
Новости о дивидендах уже отыграны, а нефтепровод «Дружба» будет полностью очищен только к концу года, так что компания может столкнуться с исками потребителей. На фоне падения цен на нефть не смогли удержаться от обвала обыкновенные акции «Татнефти», подешевевшие на 3,2%. Акции ЛУКОЙЛа упали чуть сильнее, чем остальной рынок, на 2,8%. ЛУКОЙЛ сохранил пятое место в России, четвертое в нефтегазовом секторе и второе в нефтяном секторе по размеру капитализации (3,92 трлн руб.).
После рекордно высокого роста в мае и июне бумаги «Газпрома» ждал обвал на 3,5%. Основными причинами падения стали как техническая коррекция после роста и закрытия реестра акционеров для получения дивидендов, так и информация об отзыве оператором Nord Stream 2 из Датского энергетического агентства заявки на один из маршрутов. «Газпром» остался крупнейшей компанией России по рыночной капитализации (5,6 трлн руб.), превзойдя даже Сбербанк (5,04 трлн руб.).
Эксперты ожидают увеличения веса акций «Газпрома» в индексе акций компаний развивающихся стран MSCI, что в августе может стать «бычьим» стимулом.
Акции НОВАТЭКа показали динамику лучше рынка и выросли за месяц на 1,1%. По итогам июля НОВАТЭК удержал четвертое место по размеру рыночной капитализации (4 трлн руб.) и, соответственно, третье место по капитализации в нефтегазовом секторе. НОВАТЭК первым из российских нефтегазовых компаний отчитался по МСФО за II квартал и I полугодие 2019 г. За II квартал в годовом исчислении выручка НОВАТЭКа выросла на 10,8%, до 216 млрд руб.; чистая прибыль выросла на 116%, до 69,18 млрд руб. Такие результаты позволяют акционерам НОВАТЭКа рассчитывать на высокие промежуточные дивиденды.
Наталья Мильчакова,
кандидат экономических наук, заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари»